Казалось бы мелкий штришок, но смотрим шире. Послереволюционный СССР, старая элита либо зачищена, либо отстранена от власти. Нет, конечно, спецов используют, так как своих нема, но постоянно люстрируют. Впрочем, большевики от нацистов отличаются, а поэтому к образованию масс самое серьёзное внимание. Не сразу, но это дало свои впечатляющие результаты. Но пока количество не перешло в качество, в связи с отсутствием квалифицированных специалистов во всех отраслях и прежде всего управлении, молодая советская страна говна нахлебалась изрядно. Как верно подметили бонзы третьего рейха: на одном идеализме далеко не уедешь.
Сегодня ситуация, заметим, не менее печальная: учись не хочу, но толковая информация тонет в трясине информационного мусора, авторитеты толкаются задницами, предлагая свои рецепты описания реальности, школа и ВУЗы тиражируют давно замшелые и неадекватные "истины" по принципу лучше хоть что-то, чем ничего. Конечно, в такой ситуации не трудно растеряться молодому поколению, выбрать пару истин попроще и верить, что одного желания для победы достаточно. Боже мой, как они ошибаются...
Оригинал взят у
gunter_spb в
КАЖЕТСЯ, НАЩУПАЛОтрывок из разговора Шпеера с Гейдрихом. Я, вроде бы, начал понимать, отчего Третий Рейх был одним из самых нелепых государств в истории:
-------------------------------------------------------------------
Спустя два с половиной часа мы вновь спустились в курительную. Темнело, в доме зажгли лампы. Сказать, что я остался в шоке от услышанного, значит не сказать ровным счетом ничего.
- Есть немаловажный объективный фактор, - Рейнхард Гейдрих назидательно вытянул палец к потолку. - Колоссальная инерция, оставшаяся от кайзеровских времен. Помните фразу Бисмарка о войне, выигранной немецким учителем?
- Если быть совсем точным, «Битву при Кёниггреце выиграл прусский учитель», - угрюмо процитировал я. - Да и вообще авторство этого афоризма принадлежит Оскару Пешелю , Бисмарк лишь во всеуслышание повторил, а репортеры как всегда переврали. Но при чем тут...
- Да при том, что благодаря «прусским школьным учителям» у нас до сих пор осталось немалое количество великолепных профессионалов в большинстве отраслей. Чиновники, инженеры, военные. Заметьте, не новые «партийные кадры», не, простите, клошары прыгнувшие после тридцать третьего года в гауляйтеры, имея семь классов образования и окопную школу Великой войны, а настоящие, крепкие специалисты. Которые и тянут на себе этот крест.
- Получается, - со скупым смешком ответил я, - мы с вами, господин обергруппенфюрер, этими клошарами и являемся. С таким-то подходом.
- Отнюдь нет, - пожал плечами Гейдрих. - По крайней мере, не вы, человек университетский и не воевавший, точно. Я, наверное, тоже: поступил во флотское училище сразу после войны, а Кригсмарине - это элита, кодекс чести и, с какой стороны ни посмотреть, глубокие знания, которые в курсантов вбивали упорно, старательно и на всю жизнь. Пояснить мысль?
- Потрудитесь.
- Гармонию развития Германского Рейха прервала Первая мировая. И прежде всего в плане образования. Качества людей. Мальчишки шли на фронт в семнадцать лет, пять лет на фронте отнюдь не способствуют интеллектуальному развитию. Опыт исключительный, да, но опыт и интеллект - это принципиально разные вещи. В итоге к 1918 году мы получаем огромную армию огрубевших недоучек, лишь ничтожная доля которых смогла себя преодолеть и пойти дальше. Послереволюционный кризис, ставка на грубую силу и безысходность социального положения довершили их формирование - оставалось отыскаться вождям, которые направят энергию этой массы в определенном направлении. Такие вожди нашлись. Коммунисты. И мы. Мы в итоге победили, пообещав этим людям радужные перспективы, и, что самое скверное, во многом реализовав обещания.
- Кажется понял, - тихо сказал я. - Знаете, как-то прежде задумываться конкретно над этой проблемой не приходилось. Вы ведь абсолютно правы, Гейдрих!
- Еще бы, - удовлетворенно кивнул шеф РСХА. - Уяснили, наконец? Десятки, возможно сотни тысяч дилетантов на управляющих должностях. Партия дала им возможность выдвинуться наверх, это прекрасно. За годы борьбы люди заслужили место под солнцем. Но партия не позаботилась о главном - о просвещении своих членов, я подразумеваю множество «старых борцов». Об их образовании, желательно профильном. Чиновник должен знать, что он делает. Знать как работает механизм, что приводит его в движение. Они - не знают. Некоторые, догадываются, но интуитивно. В результате мы имеем безграмотных гауляйтеров и бургомистров, безграмотных руководителей над безграмотными исполнителями, всеобъемлющее дилетантство, пока что компенсируемое представителями старшего поколения, на чьих плечах всё и держится. Временно. Пока они живы и владеют нитями управления. Тодт, Шахт, Нейрат и многие другие уже за бортом.
-----------------------
Как-то так. Империя дилетантов с дилетантом во главе. На одних прекрасных идеях далеко не уедешь, а на не прекрасных, тем более.