Вместо рецензии: Н.Вавилов "Некоронованные короли красного Китая"

Nov 28, 2020 22:41



Давно я не получал такого удовольствия от чтения, казалось бы, сухой политической книги. Впрочем, по порядку.

Начну со специфики. Чтобы понять: о чём идёт речь - нужно обладать определённым бэкграудом. То есть представлять современную историю Китая (и чем глубже - тем лучше). Плюс к этому разбираться в опусе М.Хазина "Лестница в небо". В противном случае вы окажетесь перед набором фактов, которые ничего не дадут. Тем более, что специфика китайских названий сильно режет ухо для среднестатистического россиянина. Ну, например, чем отличается две провинции Шэньси от Шаньси? Которые к тому же находятся рядом. А различаются существенно. Из Шэньси происходит нынешний глава Китая - Си Цзиннинь. Это его вотчина, как, впрочем, и многих других "красных принцев", в то время, как соседнюю угольную провинцию контролируют "комсомольцы" - оппоненты Си.

Ещё одним моментом является быстрое устаревание части информации, так как речь идёт о середине 10-х (не смотря на то, что я брал дополненное издательство.

Ну, и надо заметить, что книга написана по приказу жидорептелоидов в рамках анализа открытых источников, поэтому не является истиной в последней инстанции. Лично мне выводы, сделанные в книге, импонируют, но... бдительность при оценке информации терять не надо.

Итак, о чём книга? О властных группировках, которые определяют направление развитие огромной державы (не побоюсь этого слова - субгегемона), и, не менее отчайно, деруться за власть внутри страны (что, собственно, и позволяет вычленить их наличие). В целом, надо понимать, что властные группировки существуют везде и не особенно любят афишировать свою деятельность и прочую специфику, которая присуща разным культурным и этническим традициям.

Что является в данном случае спецификой Китая? Это субэтничность, уходящая в глубину истории, когда на месте тех или иных провинций находились независимые царства со своей элитой, философией и даже языками. Со временем всё это скреплялось волей императоров, а сейчас - китайской компартией (и армией). Почти как русские, белоруссы и украинцы + "олигархи", при учёте того, что в отличии от восточных славян, китайские субэтносы при разговоре на родных языках не будут понимать друг друга.

Николай Вавилов вычленияет несколько крупных властных группировок/кланов. Это "шэнсийская группа", возглавляемая "красным принцем" - Си Цзиньпином. За ними контроль армии, которая, помимо партии, является единственным звеном цементирующим большой Китай. Ну, а, собственно, почему её выходцы тяготеют к провинции Шэньси - можно посмотреть здесь. И если Мао был пришлым южанином, то родитель Си Цзиньпиня - местный уроженец Си Джуньсун. Здесь можно заметить, что в силу близости к СССР - тот оказывал Пограничному району существенную помощь. В силу чего местные партийцы очень хорошо относились к Советской России, за что в последствии были выпилены в ходе Культурной революции. Собственно, симпатии нынешнего главы Китая к нашей стране, не в последнюю очередь, определяются этим обстоятельством.

"Комсомольцы". Был несказанно удивлён, что комсомольские организации котируются на уровне партийных. Пошло это со времён ВМВ, когда на базе комсомола Мао сделал новодемократический фронт, куда допускались национально-ориентированные буржуазные элементы. Во власть "комсомольцы" пришли на волне Культурной революции. За ними организация волнений на площаде Тяньаньмэнь. Сейчас опора "комсомола" - это малый и средний бизнес, а основная специализация экономика. "Комсомольцы" более либеральны и имеют хорошие отношения с демпартией США. Тяготеют к провинции Аньхой.

"Шанхайцы" - выходцы из речного треугольника Цзянсу, Чжэцзян и города федерального подчинения Шанхая. Сторонники морского пути развития. Имеют сильных финансистов.

Впрочем, на это кланы не заканчиваются. Сильны позиции у отпрысков маршала Е Цзяньина - хозяев наиболее развитой южной провинции Гуандуна, к которой примыкает Гонконг. Есть ещё сычуаньцы Дэн Сяопина. Кроме того существует значительное количество более мелких кланов, которые не обладают сколь значимыми для самостоятельной борьбы силами, вынужденные находится под опёкой более крупных игроков.

Мощная экономика Китая способствует тому, что таких группировок, обладающих теми или иными ресурсами, становится всё больше. И между ними идёт непрекращающаяся борьба за влияние, схожая в последнее время с началом гражданской войны. Собственно, размах корупционных чисток в современном Китае - это есть ни что иное, как борьба группировок за своё влияние. В ходе которой "шэньсинская" группа Си теснит конкурентов из "комсомольцев" и "шанхайцев". Впрочем, последние, оказавшись на грани разгрома, предпочли перейти под крыло "комсомольцам", значительно усилив их.

При этом каждая крупная группировка опирается не только на свой экономический, но и философский бэкграунд. "Шэньсинцы" считают себя наследниками Цинь Шихуана, где строгость управления страной на основании законов и неотвратимого наказания противопоставляется конфуцианству - как управлению на основе нравственных норм. Я уже говорил, что под основой каждого крупного клана - лежит субэтничность и былая государственность. Не удивительно, что философские и идеологические споры уходят в глубь истории и, подчас, обосновываются уже археологией. Что ещё больше вносит разногласий во взаимодействие группировок.

В общем, властный олимп в Китае крайне беспокойное место. Страна постоянно бултыхается на грани холодной гражданской войны, что не раз проявлялось в истории уже современного Китая. Это и Культурная революция, и Тяньаньмэнь. Собственно, современные чистки из этой же серии. Понятное дело, что оппоненты не дадут себя выпиливать безнаказанно, что вызывает всё большее и большее ожесточеник в борьбе. К слову, ковидный шухер, как подозревает Н.Вавилов - из этой же серии. Ну, и в борьбе за власть группировки готовы подрубить сук, на котором жиждется экономическая мощь Китая. Например, одно время фигурировали требования перенести производственные площадки таких телекоммуникационных монстров как Хуавей и ZTE из Шэньчжэня, что, безусловно, бы ослабило южный клан Е, но и подкосило бы экономику процветающего города.

В общем, всё это очень и очень интересно, так как расцвечивает нюансы, которые мне были раньше недоступны. Учитывая, что, рано или поздно, нужно будет редактировать "Великий поход китайских коммунистов" из серии Красных и Белых Моисеев", эта информация пришла ко двору. Да, и на современные телодвижения Китая стало интереснее смотреть. При этом есть чёткое ощущение, что у восточного соседа тоже всё не очень хорошо. И, подозреваю, что если раздерёться внутри себя гегемон, то, скорее всего, и субгегемон скатиться во внутреннюю замятню, чтобы разобраться - кому будет в будущем принадлежать "Мандат Неба". В общем, поп-корна катастрофически не хватает.

Китай, Рецензии, Элитогенез

Previous post Next post
Up