Подумалось здесь про дирижабли...

Nov 21, 2020 01:48

К сожалению, тема узкая, поэтому окромя общих моментов - интересной информации я не получил.

В итоге приходиться оперировать личными сермяжными выводами.

Во-первых, почему заинтресовался. Технологии и материаловедение развиваются и то, что раньше было или невозможно, либо нерентабельно - как-то входит в жизнь. Например, электромобили. Знавали и раньше, но толк стал появлятся относительно недавно в связи с развитием аккумуляторов.

Или вот любопытный пример:

image Click to view


Поршневой самолёт необычной формы. Тоже как бы не весть какие ноу-хау, но в рамках этой комбинации дают неплохой экономический эффект (говорят 360 баксов за лётный час) при вменяемой скорости, загрузке и дальности. Мотор, можно сказать, из России, но сделан, увы, в Германии.

То есть даже пересобирая старый конструктор с новыми детальками - можно получить неплохой эффект. Почему бы не поэкспериментировать и с дирижаблями.

Основные плюсы: отсутствие потребности в посадочных полосах, в перспективе интересное соотношение стоимости перевезённого груза в отличие от того же вертолёта(?).

Минусы: большая паруснусть, что ставит его в зависимости от ветра. И отсюда вытекает инфраструктура: либо здоровенные ангары, либо какие-то ещё надёжные системы якорения к земле. Ибо у нас до фига мест в стране, где сдувает всё, что к полу не приколочено. И даже то, что приколотили плохо (увы, сталкивался на Курилах).

Смотрим карту ветров:



Отсюда видно, что хватает территорий без ветровых обострений (при отсутствии нормальных коммуникаций), чтобы попытаться внедрить такой вид передвижения грузов.

Как всё это может выглядеть. Например, летом в тундру (если нет водяного сообщения) хрен что доставишь. Только вертолётом (а это и дорого, и в очереди придётся стоять за работающей техникой). При этом работать в это время года милое дело (если не считать комаров и гнуса). Температуры и днём и ночью в связи с полярным днём комфортные (собственно, и ветер в это время поменьше в силу отстуствия резкого перепада суточных температур). А всё необходимое надо завозить по зимникам, что, подчас, занимает львиную доля от сметы, да и работать, по большей части, в зимнее время крайне некомфортное ни для людей, ни для техники.

Соответственно, место для грузовых дирижаблей намечается. Например, в Лабытнанги (где есть железка и крупный речной порт) делается транспортный хаб с соответствующей инфраструктурой. То есть необходимые материалы завозятся по железке круглогодично, по речке - в навигацию, после чего перегружаются на дирижабли, которые развозят их по местным еbням. Особенно летом, в хорошую погоду. Плюс, при необходмости, участвую в монтаже (например, линий электропередач в качестве крана). По мере ухудшения погодных условий возвращаются на базу (или, вообще, на зиму уходят с региона) и встают на прикол.

Можно пожурить, что это неэффективно, но там всё лето на приколе стоят такие замечательные девайсы:



Сейчас работают на переправе Салехард-Лабытнанги. И я вам расскажу страшную тайну. Как только намёрзнет лёд - переправу сделают автомобильную, а эти девайсы снова станут на прикол или будут использоваться на второстепенных направлениях.

Тем не менее, потребность их в короткое время ледостава и после ледохода крайне велика. Местность такая. Что, в общем, и обуславливает значительные накладные расходы, которые появляются в в связи с этим.

Собственно, и на побережье использовать можно, но в ограниченный период времени, так как в осенне-зимний период здесь царит штормовая погода. Например, на Каспии для обслуживания и строительства нефтяных платформ. Летом это делать лепота. Утром поднялся - тебя бриз с берега в задницу подталкивает, днём, наоборот - с моря. Зимой - жопа, но она для всех летальных аппаратов такова.

Совершенно другая тема - это высотные аппараты для ретрансляции сигналов и дальнего наблюдения. На высоте в 20 км+ сильных ветров нет, что позволяет компенсировать снос с помощью электродвигателей, питающихся от солнечных батарей и работать станции продолжительное время без обслуживания. Думается, что будет подешевле спутников и поуниверсальнее.

Собственно, америкосы и вернулись в своё время к идее дирижаблей, когда в Афгане относительно недорогие беспилотники-разведчики, постоянно висевшие в воздухе, сожрали уйму бюджета. Что потребовало более дешёвого решения в рамках того, что местные бармалеи не обладают высотным ПВО.

В общем, на вскидку нашлось несколько сфер для их применения, но...

...не потянет их частный капитал. Разовый проект сделать, да. Попиариться. В реальности это требует длительной государственной программы, отстройкой инфраструктуры, длительной опытно-конструкторской эксплуатации. Совмещённой при этой с текущими проектами по освоению того же Крайнего Севера. И тогда, спустя время - пять-десять лет, возможно, эти технологии станут работающими и будут приносить пользу. Сейчас это фантазии, которые сложно просчитать, ещё сложнее реализовать.

И таких технологических моментов сейчас до фига. Вот попалась статья про подводный глайдер. Вроде офигительная вещь (разведка, охрана бухт и прочие ништяки). Но насколько офигительная я, в принципе, оценить не могу (далёк от всего этого, далёк). Ни в рамках потребности флота в таких девайсах, ни в рамках технологической реализации. Но это не значит, что техника стоит на месте и ничего принципиально нового не возможно. Ещё как возможно, но запуск технических новинок не прост. Требует своей не только технической инфраструктуры, но и грамотной управленческой. С последней, увы, ещё хуже, чем с технологической.

Технологии

Previous post Next post
Up