Про красных военачальников юга России в период гражданской войны

Aug 14, 2020 17:35

По наведке коллеги читнул занятный реферат с неплохой библиографией про сущность красных командиров юга России.

Что бросается в глаза? Прежде всего, выборка: Автономов, Сорокин, Кочубей. Это не просто известные красные командиры - это выходцы из казачих слоёв. Хотя хватало талантливых и харизматичных иногородних, и пришлого (с Украины и ДКР) элемента тоже хватало.

Ну, а так как акцента на это не было сделано, то анализ получился кривой. За исключением, пожалуй, Кочубея. Он в силу слабого образовательного базиса, действительно, олицетворял из себя революционную инкарнацию Сеньки Разина или Пугачёва. Харизматичный, бесстрашный до изумления и такой же вспыльчивый с простым, подчас, примитивным взглядом на мир.

А с Сорокиным и Автономовым сложнее. Это всё-таки казачья интеллигенция. Эти интеллектуально имели возможность желать странного, что и пытались в меру возможностей реализовать в период революционного хаоса, который, собственно, и вознёс их на исторический Олимп.

Так что же не учёл автор? Принято считать, что и Автономов, и Сорокин авантюристы. И сие меня озадачивает. А кто в это безумное и кровавое время был не авантюристом? Большевики? Так Герберт Уэллс называл Ильича - "кремлёвским мечтателем". Другие революционные партии? Через одну. Причём те, кто не дерзал, добились намного меньше, чем революционные романтики. Герои "Ледяного похода"? Эти, вообще, стояли в своём походе на грани самоубийства. Тем не менее, выкрутились и благодаря этому превратились в самую главную ударную силу белого движения.

Революция всегда несёт с собой авантюрную жилку, поэтому неавантюристов-революционеров не бывает. Тем более, это касалось начальной стадии гражданской войны в России, когда старое государство и общество закончилось, а новое ещё не началось. В этот период пассионарии часто мечтали о странном и как могли пытались осуществить свои мечты в кровавой и драматичной реальности.

Итак, что пишут про Автономова? Что, после победы над Корниловым, загордился - ударившись в порады и показуху. Ожидаемое развитие? Вполне. Что дальше? Пишут, что поехал к Пятигорск к видным генерал и офицерам старой армии, чтобы поднять их на борьбу с немцами (имея вторую идею замирить Кубань с офицерством). После чего сразу делается вывод, что в революцию Автономомв не верил, а пытался заручиться поддержкой белых сил. Типа, ещё и изменник. Чем не авантюрист?

А теперь смотрим на это логически. Если обвинять Автономова в гордыне, за что его сношают красные авторы, то тогда довольно сложно понять - за чем он поехал к бывшим офицерам. Гордец считает, что он справиться сам, даже если в реальности не в состоянии это сделать. За чем тогда кого-то звать себе в начальники, да к тому же делать замечание (по словам Шкуро), что готов уйти на более знакомую низовую работу? Не логично.

Опять же если были явные шашни с белыми (собственно, именно они получили основные бонусы от поездки Атономова в Пятигорск), то и красные должны были судить не за авантюризм, а измену. Тем не менее, Серго Ордженикидзе, переговорив с опальным командармом, берёт его под свою поруку. Видно увидел что-то очень важное в Автономове, что перечеркнуло прежние обвинения. После этого Автономов, хоть и не занимал высоких карьерных постов, продолжал бороться против белых, пока не умер от тифа в горах Кавказа. Хотя, думается, у него было масса возможностей перебежать к оппонентам - будь у него такое желание в реальности.

Самое интересное, что отчаянный рубака Сорокин изначально без всяких сомнений пошёл под начальство интеллигента Автономова - значит чувствовал за ним особую правду.

А какие мечты могли быть у красного казака из интеллигенции на начальном этапе русской заварухи? Да, чтоб родной край жил по справедливости, где она распространяется не только иногродних, кавказцев и хохлов, но и на казачий люд. Так вот, на мой взгляд, основным леймотивом деятельности Автономова и Сорокина являлось обязательное включение казачества (бедного и среднего) на стороне революции наравне с остальными обездоленными социальными стратами. Что, понятное дело, осложнялось и специфической политикой проводимой "большевиками" делёжки земли, которую, подчас, и негде было взять, кроме как у казаков, и, собственно, теми социальными группами, которые считали себя в прошлом ущемлёнными казачеством. Особенно, это казалось пришлых элементов (отступивших с Украины и ДКР) отрядов, которые, в принципе, не считали нужным считаться с местным населением и уже привыкшим к этому времени жить по принципу, что война прокормит. Ну, и можно обратить внимание, что после того, как казаки Филимонова почистили верхушку екатеринодарского Совета - она тоже наполнилась пришлыми людьми - мало знающими местные реалии. В т.ч. еврейского происхождения, которые изначально считали всё казачество контрреволюционным классом.

И Автономов, а потом и Сорокин оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, белые, война с которыми идёт не на жизнь, а на смерть. С другой, свои "товарищи", которые смотрят на тебя как на говно будут только рады, если ты сдохнешь и можно будет списать на тебя все косяки. В условиях гражданской войны такие противоречия развиваются быстро и заканчиваются, как правило, трагически. Что, собственно, с Сорокиным и произошло.

Поэтому, на мой взгляд, никакими авантюристами Сорокин с Автономовым не были. Революцию и Советскую власть поддерживали искрене, но реализовать свои устремления с её помощью, к сожалению, не смогли. В т.ч. и в связи с тем (о чём так же было сказано в реферате), что рядом изначально не оказалось уважаемого партийного деятеля, который бы смог взять их под своё крыло. Для Автономова таким стал Серго Ордженикидзе, но уже после того как тот потерял пост и влияние. Сорокин было неплохо сработался с комиссаром Петровым, что обеспечивало ему связку с партийными органами, но у того всё-таки не хватило харизмы совладать с гордым командармом.

Как-то так.

Гражданская война, Мифологемы, Моисеи, История

Previous post Next post
Up