Как это бывает на самом деле...

Jun 11, 2019 12:20

Про зачатки субъекта стратегического действия перед началом острой фазы кризиса.

Любой кандидат в субъекты должен обладать двумя вещами: доступом к ресурсу и маломальски устаканенной управленческой структурой. А самое главное - его деятельность должна быть устремлена в перспективное будущее. Причём, перспективное не значит лучшее с точки зрения развития общества. Перспективным в данном случае является тот комплекс факторов, в бульоне которого данный субъект будет развиваться наиболее успешно. В этом плане для криминальных сообществ, например, благоприятным будущем будет то, где государственная вертикаль будет ослаблена как можно сильнее. То есть острая фаза кризиса.

Ну, и пример из нашего прошлого. Кризис в цинском Китае в 1911 году. Кто здесь мог стать и быстро оформился новым субъектом стратегического действия?

Ну, понятное дело, что цинская аристократия пролетала со свистом. Умела бы шевелить "жопкой", как минимум, бы оттянула начало своего конца.

Сюда же смело можно приписать страту китайских чиновников - шэньши или землевладельцев - дичжу. Это были представители традиционного устоя, которые все перемены считали от лукавого. Впрочем, шэньши революцию таки поддержали, но в силу того, что цинская администрация залезла своими "грязными ручонками" в святая святых чиновничества - сбор налогов в провинции.

Что касается национальной буржуазии, то была она слаба и находилась на востоке страны, в прибрежной зоне, что ставило её под контроль и влияние колониальных администраций развитых западных стран, на которые они, по большой части, и были завязаны.

Безусловно, революционной и переспективной стратой были китайские интеллектуалы. Проблема была у них только в одном - отсутствовал административный ресурс. Именно поэтому интеллектуалами, как правило, активно использовали более влиятельные силы и, конечно же, ради своих преференций, по большей части, далёких от устремления самой интеллектуальной элиты. Потом, да, она скажет своё веское слово (тот же Мао Дзедун был выходцем из этой группы), но это будет сопровождаться многолетними поисками и борьбой.

Многочисленное крестьянство, не смотря на бурные противоречия в своих рядах (проблемы с земельным вопросом), не обладали собственной субъектностью, а их пассионарный запал использовали другие политические силы.

А на первом этапе выиграли военные. Причём не все, а только те, которые вошли в состав Новой (Бэйянской) армии.



В середи основатель и духовный лидер (до определённого момента) Бэйянской армии - Юань Шикай. Сыгравший в истории китайской революции и роль Алексеева (вынудил к капиталяции манчжурской династии) и роль первого военного диктатора (давший пример для последующих милитаристов).

Вопреки мнению истореГов, создали её не на волне успехов Японии в РЯВ, а как раз после унизительного поражения в Японо-Китайской войне 1894-1895 годов. Понятное дело, что противостоять модернизированной японской армии архаичные восьмизнамённые отряды не могли - требовались войска организованные по европейскому образцу.

Что и было реализовано в последующем. Ну, и колоколом по манчжурской династии прозвучало то, что большинство генералов в ней были расово неверные ханьцы. К тому же раньше военные были люди второго сорта, подчинённые чиновничеству. В новой армии чиновничество отошло на второй план. Что сыграло последующую роль как в свержении династии, так и в установлении эпохи милитаристов.

Ну, и не удивительно, что в последующем кипеше - военные оказались не только наиболее организованной, но и цивилизованной силой, пользовавшимися, по крайней мере, в военной части последними достижениями техники. То есть оказались тем самым субъектом стратегического действия, которые хорошо умели вариться в получившимся бульоне.

Впрочем, силовой ресурс это, конечно, хорошо и без него никуда. Но пушки и винтовки на хлеб не намажешь. Более того, их самих либо надо производить, либо покупать втридорога на стороне. Вот здесь у них стратегическая жилка и закончилась, а после начала японской агрессии было понятно, что их время ушло безвозвратно. Сначала Чан Кайши, а потом суровая длань коммунистов быстро прижали их вольности.

Вот так прихотливо был реализовн первый субъект стратегического действия во время китайской революции.

Остаётся ещё один немаловажный вопрос: а могут ли наши военные пойти по пути китайских милитаристов?
Скорее всего нет - у них, ещё с советских времён, вычищена стратегическая жилка. А вот использовать силовые ведомства в обязательном порядке будут другие субъекты и всякие заковыристые варианты здесь наличенствуют.

Китай, Кризис, Социальная эволюция, История

Previous post Next post
Up