Когда лёгкий взмах крыльев мотылька над Атлантикой способен вызвать ураган в Тихом океане…
Я постоянно стращаю своих читателей некой точкой бифуркации. Даже инфернальные планы финансового кагала и те - готовы споткнуться не о Великую китайскую стену или пик Эвереста, а какую-то точку. Поэтому этот вопрос подлежит скорейшему изучению с привлечением поучительных примеров из прошлого.
Точка бифуркации - критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Термин из теории самоорганизации. И характеризуется рядом параметров:
1. Непредсказуемость. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек аттрактора (устойчивых режимов работы), по одному из которых пойдёт система. Однако заранее невозможно предсказать, какой новый аттрактор займёт система.
2. Точка бифуркации носит кратковременный характер и разделяет более длительные устойчивые режимы системы.
Возьмём для примера реальность, и прикинем: насколько точно можно рассчитать точку бифуркации и варианты выхода из неё.
Каждый нормальный работоспособный человек должен работать, чтобы прокормить себя и семью. Допустим, он получает зарплату, которая его вполне удовлетворят, обеспечивая не только прожиточный минимум, но и приносит достаток сверх того. Примем к условию, что потребности у человека не меняются со временем (хотя это, как правило, не так), однако, в экономике действует инфляция в 10%. Довольно несложно посчитать, когда зарплата упадёт ниже плинтуса, и он будет поставлен перед фактом замены работы на более доходную. В данном случае есть процесс (последовательное снижение покупательской способности зарплаты), который, рано или поздно, должен перейти в точку бифуркации (поиск новой работы).
Впрочем, расчёт даже в таком простом случае - затруднён. В реальном мире ни одно разумное правительство без реакции данное обстоятельство не оставит, поэтому заработную плату будут стараться индексировать. Где повышением социальных обязательств, где банальным повышением. Впрочем, такое повышение вряд ли будет переплёвывать инфляцию, иначе фининтернационал не сможет на ней заработать. Примем, что компенсационная составляющая будет составлять 5%. Тогда рассчитать конечную картину станет сложнее, особенно учитывая, что индексацию тех же зарплат стараются официально раздуть, а инфляцию приуменьшить. В итоге зарплата, вроде, растёт, а жизнь не улучшается. Процесс выявления точки бифуркации будет смещён во времени.
Помимо этого существует возможность кредитной накачки, тогда его падение ниже прожиточного минимума будет замылено кредитной историей. И удивляться такому раскладу не стоит - именно политика Рейганомики позволило отодвинуть финансовый крах запада на три десятилетия, за который он, впрочем, успел победить Советский Союз. Кредитная история у каждого человека может быть разная в зависимости от его внутренних качеств (рискованности, рачительности и т.п.). В данном случае кривая снижения прожиточного минимума отдельного человека будет более причудливой. Однако, рано или поздно, потребность погашать текущий кредит будет превышать физические возможности, а новый кредит взять будет затруднительно в связи с имеющейся задолженностью (к чему медленно, но верно приближается западная финансовая система), и человек снова окажется за чертой прожиточного минимума (к тому же с долгами). В общем, большинство процессов далеки от линейности. На них действуют различные силы притяжения, они могут подвергаться анализу и тогда в дело вступает фактор человеческой Воли, который может существенно влиять на процесс. Но если этих усилий не достаточно, то, рано или поздно, крах произойдёт и система погрузиться в хаос неопределённости.
И решений здесь может быть множество, но в определённом диапазоне возможностей. Если экономика на подъёме, то найти работу соответствующую пожеланиям будет не сложно. И, наоборот, в кризис более вероятно негативное развитие событий. Многое будет зависеть от самого человека, от обстоятельств окружающих его в этот момент. Он может спрогнозировать этот процесс и заняться поисками работы до того, как его доход опуститься ниже предельной черты. А может, наоборот, оттягивать принятие решения до последнего момента, всё больше и больше запутываясь в долгах. Все эти телодвижения делают определение время перехода процесса в точку бифуркации проблематичным.
Конечно, за судьбой какого-то отдельного человека следят лишь писатели и мемуаристы, а за простыми смертными исключительно родня. Однако сами мир-системщики работают с усреднёнными процессами, которые описывают общий тренд развития. Существуют несколько крупных процессов, которые влияют на всё развитие человечества и которые необходимо учитывать для составления прогнозов на будущее. Это демография, экономика, развитие технологий, образование и экология. Переплетаясь и взаимодействуя друг с другом, эти процессы создают всю сложность бытия - его своеобразный узор. Просчитать в данном случае, когда конкретно наступит эта точка и что будет у неё на выходе - не реально, но сам процесс можно фиксировать и достаточной вероятностью определять временной диапазон её наступления и возможные варианты будущего.
Почему грозный фининтернационал боится точки бифуркации больше, чем всесильного учения марксизма-ленинизма?
Постоянно вижу панику, что мировое правительство, дескать, всё-всё рассчитало до мельчайших деталей и мир медленно, но верно движется к мировому рабству. Всё это верно, но пока не случилась эта самая точка бифуркации. Фининтернационал силён в этой реальности, где у него под контролем рычаги воздействия на существующие мир-системные процессы. В том числе, генерацию ресурсов (особенно высокотехнологических). В точке бифуркации контроль над этими процессами будет а) утрачен (и не факт, что обретён заново); б) сами процессы могут сильно измениться, что будет означать смену приоритетности по контролю. Точка бифуркации это всегда лотерея, риск. Мировой кагал, который здесь и сейчас владеет ещё не всем, но ему есть что терять - и на риск идти не очень-то желает. Страшно, но и не идти нельзя, так как исторический фатум неизбежен. В общем, я постоянно вижу, что мировая элита всеми силами старается отодвинуть точку бифуркации - как можно дальше. Это позволяет ей использовать своё преимущество для деформации мир-системы, но не гарантирует однозначной победы в будущем, а ей есть что терять.
Итак, несколько примеров, которые никак не были предусмотрены теорией вероятности.
Кубинский «мотылёк»
Приглядимся на фотографию этого невзрачного судна. Думаю мало у кого оно ассоциируется с низвержением диктаторов. Это
Гранма . Именно на этой 18-метровой дизельной яхте, построенной в 1943 и рассчитанной на 12 человек, 25 ноября 1956 года кубинские прокоммунистические революционеры под предводительством Фиделя Кастро отчалили из мексиканского порта Туспан, и 2 декабря отправилась на Кубу. Дикая перегрузка (экипаж состоял из 82 человек вместо 12), скорость 7,2 узла, морская болезнь, течь в трюме. Один из героев этой драмы свалился с чудовищным приступом астмы, его практически списали со счёта и хотели выкинуть за борт, чтобы избавиться от балласта.
Какое, нафиг, свержение диктаторов - им бы до берега успешно добраться и это можно считать удачей. В первом же бою, во время высадки, отряд был почти уничтожен. Его остатки с трудом пробились в горный массив Сьерра-Маэстре. Одним из них был астматик, которого чуть не выкинули за борт. По специальности врач через мангровые болота он должен был нести два ящика: с медикаментами и боеприпасами. Но сил не хватало, поэтому медикаменты были выкинуты в воду.
В общем, ни какая статистика, ни какой здравый расчёт не был на стороне кубинских революционеров, которые спустя два года победным маршем пройдут по улицам Гаваны. И среди них Эрнесто Че Гевара, тот самый врач, судьба которого на Гранме висела на волоске. Сколько таких безымянных безумцев полегло по всему свету от руки правительственных войск и под ударами природы? Тем не менее, именно Фиделю с сотоварищами улыбнулась удача. Но как водиться для этого были предпосылки.
Кастро и Батиста. Оба свергали диктаторов. Обоих называют диктаторами. Дело было не в Кастро. Дело было в ситуации на Кубе. Фульхенсио Батиста, в далёком 1933 году, будучи ещё простым сержантом, стал национальным героем, свергнув предыдущую диктатуру Херардо Мочале-и-Моралеса, ставленика американцев и табачных компаний. А Коммунистическая партия Кубы в 1940 году активно поддерживала Батисту, уже полковника, в его выдвижении на пост Президента Кубы, который он и занимал в 1940-1944 годах, официально победив на всенародных выборах. Однако уже в 1952 году Батиста сам устроил военный переворот - против законно избранного Карлоса Прио - и объявил себя диктатором.
А дальше покатилось. Гавана стала «латиноамериканским Лас-Вегасом», а весь туристический и развлекательный бизнес в стране перешел под контроль американской мафии со всеми вытекающими прелестями. В том числе проституцией, которая была визитной карточкой Кубы наравне с игорным бизнесом. Батиста же в ответ получал от мафии миллионные взятки в виде «подношений», например, телефон из золота или ночной горшок из серебра. Кроме того, де-факто Батиста имел долю во многих кубинских бизнесах (сама же экономика Кубы к концу его диктаторского правления контролировалась американскими бизнес-структурами и американской же мафией более, чем на 70%).
Именно поэтому «мотылёк» из 12 измотанных и голодных бойцов из отряда Феделя Кастро свои «лёгким взмахом крыла» смог поднять бурю, которая смела существующие диктаторский режим. На стороне которого была и полиция, и армия и всё схвачено. Даже друзья из «светоча демократии» были, но всё это не помогло, так как в точке бифуркации начинают действовать другие законы, которые нейтрализуют старое преимущество одной из сторон. Здесь понимание того, что «так дальше жить нельзя» было важнее и актуальнее армии и бронетранспортёров.
А вы говорите: всё просчитали, везде соломки подложили.
Тот, кто готовился и ждал, но чуть было не проспал.
А что же Ильич? Он-то готовился, и партия профессиональных революционеров была под рукой. Так-то да, партия перед революцией 1917 года была разгромлена лазоревыми мундирами, сам Ильич скрывался за границей и влияния на российские дела не имел. Более того - он о них не знал. Так как в январе 1917 года вещал швейцарским социал-демократам, что он - «старик» революцию, конечно, будет готовить, но вот доживёт вряд ли.
Через месяц на его слова можно было положить с пробором - в России произошла февральская революция. Впрочем, Ильича там не ждали. Нет, конечно, был опломбированный вагон и определённый интерес немецкого генерального штаба, но саму революцию делали не под Ильича. Вот здесь и пригодилась партия профессиональных революционеров, но была она мала и скудна не только материально, но и организационными ресурсами, так что пришлось Ильичу брать себе на подмогу товарища Троцкого, которого он, скажем так, недолюбливал. И понеслось. Ильич и возглавляемая им партия к октябрю переиграла всех, являясь в союзе с левыми эсерами наиболее влиятельной силой в стране. Дальнейшее вам известно.
Кто был Ленин за месяц до Февраля? Один из немногих революционеров-подпольщиков, который изнывал со скуки за границей. Не случись революции, он нём знали бы только узкие специалисты. Устраивали Февраль под него? Нет. Планов было громадьё и без Ильича. Однако история распорядилась иначе, и из заграничного небытия Ленин шагнул в вечность.
Вот вам ещё пример бифуркации. Что могли противопоставить кучка большевиков паровому катку немецких дивизий или объединённой мощи Антанты? Или разгулу хаоса и смуты Гражданской войны внутри страны? Ничего, кроме идеи (далёкой от совершенства) и желания победить. И опять в точке бифуркации это оказывается важнее пушек и пулемётов.
Поэтому, коллеги, точка бифуркации это лотерея, судьба, шанс. И кто выиграет в неё - знать не дано. Отсюда и мандраж у кагала - ведь за многое могут спросить. И мало не покажется. Впрочем, рано радоваться не стоит. Они готовятся. Выход из бифуркации трудно прогнозируем, но укладывает в некоторый диапазон возможностей. Вот его можно рассчитать. И, соответственно, подготовиться. Что даст фору этому продуманному игроку.
Просчитать можно, разработав и овладев технологиями социального конструктора. А значит, это наша первоочередная задача.