О производительности труда...

Mar 11, 2019 12:04

Здесь недавно Лёша Кудрин посетовал, что, дескать, с производительностью труда у нас не очень. Отстали от развитых стран лет, так, на тридцать-сорок. И нет ли здесь "атомных бомб" заложенных проклятым Совком?

Учитывая, что оный почил в бозе более двух десятков лет назад (это как раз время для смены поколения) - сейчас мы имеем в качестве первопричины чисто внутренние факторы. И среди них, как я неоднократно упоминал - убогая производственная инфраструктура. Причём, под ней я подразумеваю не только дороги, электричество и ЖКХ, а, не в последнюю очередь, инфраструктуру социальную: образование, право и т.п. Где отдельным пунктом выделяется умение организовывать бизнес-процессы или, по простому, умение управлять производством.

А что происходит у нас? Расскажу про одну пафосную контору, которую, кстати, возглавляет друган Лёши Кудрина и весь из себя нано-модернизатор. Так, вот, контора большая, что подразумевает, что здесь можно организовать конвейер, когда люди разбиваются на группы, каждая из которых выполняет небольшой набор команд, которые доводит до совершенства, что, собственно, и позволяет повысить оную производительность труда. То есть рулит разделение труда. Во-вторых, это позволяет провести автоматизацию, которая часть рутины возьмёт в свои мозолистые компьютерные руки, что, по идее, оную производительность должно ещё пришпорить.

Ну, как так контора сия с историей, то конвейерный метод был внедрён ещё при Иосифе Виссарионыче, а современным наномодернизоторам оставалось только придать ему мощь искусственного интеллекта. Сказано - сделано, в организацию вбухали кучу бабла в рамках автоматизации, построили новую сеть и запустили в производство. Прошло эное количество лет, а производительность труда так и не вышла на расчётный уровень.

А выглядит всё замечательно - автоматизирована даже работа с принтерами. Стоят они в отдельной комнате, закрытой на электронной замок. В общем, не печатают они до тех пор, пока человек, отправивший соответствующее задание, не подойдёт и не откроет дверь своим индивидуальным ключом. Впрочем, здесь один маленький, но неприятный нюанс: принтеры старенькие и постоянно зажёвывают бумагу. Соответственно, работник должен с ними ибаться ходить и перезапускать печать. Не буду говорить, что это время.

Второй момент, а за хрен им столько печатать - всё же электронное? А для сверки отчётов. Кто работает с бумагами знает, что довольно хрено сравнивать одновременно данные с двух длинющих отчётов. В чём проблема - скажут мне - ставится два монитора и вуаля! Правда, боюсь, что такими рацпредложениями вы порвёте шаблон нашему наномодернизатору. А где здесь искусственный интеллект и нейронный сети? Такие дедовские методы здесь не проканают, поэтому работникам приходится через распечатки сверять отчёты.

Стоп-стоп-стоп - скажет внимательный читатерь - на хер сверки, если всё автоматизировано? А вот и нет. Мне как-то пришлось участовать в разработке и внеднению автоматизированной системы управления на небольшом техническом узле. У узла было понятное и ограниченное количество задач, которые как бэ не сложно описать и реализовать в железе и машинных кодах. Однако, как показала практика, требует время для опытной эксплуатации, которая выявит, как косяки в спроектированной системе, так и те вопросы, которые, в силу тех или иных причин, не учли в техзадании, но крайне важные для чёткой и безопасной работы всей системы в последующем. И только спустя некоторое время, после устранения всех этих недостатков (разной степени тяжести), можно было говорить, что данная разработка готова к тиражированию.

Была ли произведена в данном случае опытная эксплуатация? Ну, на хер - везде же рулит искусственный интеллект - типа, сам разберёться. Самое смешное, что фирма, которая внедряла эту систему, проиграла тендер на техническое сопровождение, после чего на их место пришли ландыри, которые, в принципе, слабо понимали - как она функционирует. Это привело к двум важным последствия для производительности труда. Во-первых, система работала по принципу "одного нажатия", но для этого нажатия требовалось собрать информацию с разных отделов. То есть нажимал кнопку и отвечал за последствия один человек, а информацию предоставляли многие. Её перепроверкой никто, когда проектировал систему, не озадачился. Поэтому этот момент допиливался вручную - отсюда и вылезают бумажные портянки на принтерах, которые как бэ по задумке не нужны. Но это, как водиться, полбеды. В реалии выяснилось, что система в автоматическом режиме не может собирать часть статистики. Ну, забыли про неё при проектировании. Или же потом придумали, что она, кровь из носу, но нужна. Сооветственно, собирать её надо в ручную. Какая неожиданность.

Когда мне всё это рассказывали, я посмеивался, но считал, что все стоящие задачи вполне решаемые. Да, система с багами, да, вылез дополнительный объём ручного труда. Однако, как показывала личная практика, через некоторое время всё устаканиться, сформируются соответствующие алгоритмы работы и система (с небольшой пробуксовкой) будет работать дальше на вполне приемлимом уровне.

Но не тут-то было. Проблема была в том, что в конторе была разрушена конвейерность. Вместо чёткого разделения труда, где каждый занимается своим делом (Рутиной), а такую группу контролируют ведущие специалисты (Создатели Рутин) - был введён принцип компетенций. Что это значит в переводе с наномодернизаторского? Что работающих людей надо постоянно перемешивать, давая им непрофильные задания, а то и переводить с одного рабочего места на другое. Типа, каждый должен уметь всё, везде и сразу. При этом за не очень большой прайс. Добавляет огня к этому топ-менежмент, который живёт по принципу вечной перестройки. Такое ощущение, что они специально отслеживают момент, когда производственные цепочки немного налаживаются, чтобы сразу же начать административную перестройку системы: то объединяя, то разъединяя филиалы, сокращая львиную долю работников, то заново набирая новых. Понятное дело, что система снова начинает биться в конвульсиях. А её при этом раздраконивают проверки, которые пытаются выяснить: почему же производительность труда ниже развитых стран проектной в сколько-то раз.

У это бардака есть только один положительный, на мой взгляд, момент. Если данное производство отстроить по правильным лекалам, то 90% персонала становиться на хрен никому не нужны и их можно выкидывать на улицу. А сейчас, скрепя зубами, держат, иначе система посыпиться напрочь.

P.S. Ну, и умные люди поймут, что тэг "консьюмерита" здесь, более чем, уместен.

Убогое, Консьюмериат, Технологии, Байки, Экономика

Previous post Next post
Up