Очень не плохой, правда, долгий разбор отечественного и западного кинематографа перед началом конца СССР:
Click to view
Речь идёт о том, что советская культура уже не отражала будущие вызовы истории, убаюкивая население (и, в первую очередь, молодёжь) миленькими картинками безопасного настоящего, которое непременно будет транслироваться далее. Это заметим 1984 год. Например, в Куйбышеве (ноне Самара) вполне себе процветало молодёжное хулиганство, когда ходили двор на двор, школа на школу. Мелкоту, впрочем, не трогали, но походы школа на школу я ещё застал. В Казани было ещё веселее.
В общем, умолчанием или сокрытием правды советская культура страдала изрядно. Что, скажем так, характерно и для современных левых - для которых многие страницы истории СССР - ещё те табу. Впрочем, наиболее явную параллель можно прочертить с сегодняшним временем. Увы, но умолчание и запрет на правду - это наиболее заметная черта и современной художественной культуры, особенно освящённой денежным потоком от государства. Что не удивительно. Там был застой, сейчас мы имеем тот же застой. Только тогда это называлось марксистко-ленинской идеологией, сейчас - политкорректностью. Что и тогда, и сейчас взращивает огромное количество людей, не готовых к неприятным реалиям ближайшего будущего.
В этом отношении западное кино середины 80-х было, как ни странно, более честное. Оно хотя бы готовило своих граждан к тому, что мир небезопасен и надо быть к этому готовым. Ну, и прогнозистика оказалась на голову выше советской. В этом плане довольно забавно наблюдать, как Клим Жуков трансформировал сюжет сказки про Алису Селезнёву в более мрачную, но в тоже время и конценпуально более логичную историю. Я бы такую посмотрел...
Ну, а про то, как реагировал неокрепший советский ум на западный кинематограф, может рассказать следующая история. Случилось это в период победного шествия видеосалонов по стране. Соответственно, у всех подростков сформировался топ-фильмов, которые непременно надо было посмотреть. Были среди них и фильмы ужасов: "Серебряная пуля" и "Кошмары на улице Вязов". Все понимали, что будет жутко, но всё равно, выпендриваясь перед друг дружкой, тащились на них. Я попёрся на "Серебряную пулю", что была снята по мотивам рассказа Стивена Кинга и как это часто водится близко к нему не стояла. Но это на суть дела не влияло. Меня просто убил сам факт того, что обычные люди могут превращаться в монстров и разрывать других людей. Понятное дело, что такого в беззубых советских фильмах не было.
Так как это был вечерний сеанс возвращались домой мы поздно. Плюс осень - хмурая и неприветливая. Идти надо было через пустынный скверик. Все было бы ничего, но на кучку подростков, жавшуюся друг к другу, неожиданно выскочала и залаяла мелкая собачонка. Боже мой, как мы от неё бежали! Мировые рекорды побивались тогда пригорышнями! Короче, масса впечатлений была. А потом, ничего, привык. И даже периодически посматривают ужастики под настроение.
В общем, создание тепличной обстановки, как и умолчание правды под любым идеологическим соусом - есть нехороший симптом будущих проблем. Чему есть наглядный пример в прошлом, и с чем современников могу поздравить.