Можно ли предполагать, что российское руководство учитывает
сложность региональных раскладов? Ведь по большому счёту, даже быстрая и эффективная победа Асада не решит накопившихся в стране проблем.
Большинство освобождённых городов выглядят как реинкарнация Сталинграда. Впрочем, это не столько накал индустриальной войны - сколько заниженные стандарты строительства у арабов. Но думается, для жителей этих населённых пунктов таковое является малым утешением.
Мне кажется, что учитывает. Ибо у нас был свой маленький «ближневосточный расклад» в лице Северного Кавказа, где проблематика сходная. По большому счёту, современная Россия с её властной вертикалью, армией и спецслужбами была рождена в крови чеченских войн и оттачивалась при усмирении Кавказа. Можно много говорить, что достигнутые договорённости временные, что они обошлись дорогой ценой для государства и русского народа, но факт остаётся фактом - решение было найдено. То есть у руководства страны есть то, что всегда обильно оплачивается потом и кровью - опыт. Поэтому довольно сложно предполагать, что данный дерзкий политический вираж - есть недальновидная авантюра, связанная с непониманием российского руководства сложности и специфики сирийских раскладов.
Исходя из этого, можно предполагать, что цели у российского руководства прагматические и только прагматические.
Поэтому все камлания о помощи дружественному Асаду и борьбу с мировым терроризмом можно выбросить в утиль.
Впрочем, сам расклад среди противоборствующих сторон крайне противоречивый и говорит о том, что официально озвученные задачи не являются таковыми.
Представленные участники коалиций сведут с ума любого политолога.
Всё смешалось в «доме Облонских». США и саудиты плечом к плечу воют супротив новой иконы мирового терроризма - ИГИЛ, которые мало того, что сами прикармливали их в период младенчества, но и находятся в крайне противоречивых отношениях между собой. Ибо именно граждане Саудовской Аравии активно участвовали в терактах 11 сентября, которые позволили поднять США знамя борьбы с мировым терроризмом. То есть банально развязали им руки. До этого мировой гегемон в основном вбамбливал в каменный век неугодные страны ради демократии.
Не менее порадовал и Ирак, который в своём современном облике был создан Соединёнными Штатами, где в противовес просаадамовскому суннитскому большинству была поднята диктатура шиитского меньшинства. Как и водится в марионеточных правительствах - коррумпированная и беспомощная, что быстро поставило вопрос о её существовании в актуальную плоскость. Поэтому жизнеспособность режиму обеспечивает не только американские военные поставки, сколько активная помощь иранских единоверцев, которые как бэ с гегемоном на ножах. Последнему пришлось на это закрывать глаза, чтобы собственные усилия в междуречье последних лет не достались бородачам из ИГИЛа. В итоге проамериканский Ирак записан в проасадовскую коалицию. Туда же записали и Китай, но он пока в статусе мудрой обезьяны сидит на берегу реки.
В общем, судя по противоречиям, никому официально задекларированные цели на фиг не нужны. Мировой терроризм и проблемы с демократией не более чем повод делёжки нефтяных ресурсов планеты, где Ближний Восток является знатной кладовой. И Россия со своей сырьевой специализацией, которая даже была отображена в идеологии «энергетической сверхдержавы», не может остаться в стороне.
А вот здесь начинаются нюансы, говорить о которых, не зная реального расклада, достаточно проблематично. Тем не менее, можно прикинуть все за и против.
Вся логика происходящих событий сходится только при одном допущении. России, в отличие от других ближневосточных акторов, интересен не контроль над нефтяными месторождениями, а высокая цена и гарантированный спрос на собственные энергоносители. Поэтому ей выгодно не столько решить проблемы региона, включая мифический мировой терроризм и проблемы с демократией у местных автократов и деспотий, сколько раскачать его, чтобы цены на нефть снова скаканули вверх. Такая стратегия подразумевает сокрушения Саудовской Аравии и её сателлитов или, по крайней мере, серьёзное осложнение их существования. Теперь посмотрим на плюсы и минусы такой стратегии.
Во-первых, до недавнего времени Россия не занималась активной внешней политикой, а её действия даже в ближнем зарубежье в основном носили экономический характер, что подразумевает отсутствие должного опыта и специалистов по стратегии «контролируемого хаоса». Именно поэтому такой неожиданный поворот событий вызвал панику среди западной прессы, которая начала стращать сыкливого обывателя непредсказуемым русским медведем.
Во-вторых, смущает наличие серьёзного западного лобби среди массива российских элит. Последнее подразумевает широкий спектр взаимодействия: от банальных коррупционных схем до признания факта о включение страны в мировое разделение труда в качестве вооружённой бензоколонки. Последний фактор обоюдоострый. То есть мы зависим от условного Запада (считай Европы) не менее чем они от нас. Без перевода Европы на альтернативные источники поставки энергоносителей противостояние с Россией будет носить косметический характер. И кроме, как используя ресурсную базу Ближнего Востока, реализовать эту задачу в разумные сроки и с разумными затратами не представляется возможным. В то время как низкая цена на нефтегазовые энергоносители, так и низкая их цена на мировом рынке - приговор современной российской власти. И обратный отсчёт уже пошёл. А ведь даже загнанная в угол крыса становится опасным противником.
Генерал Касем Сулеймани - один из участников московских междусобойчиков. Выстраивание партнёрских взаимоотношений с Ираном - один из элементов сирийской операции.
Здесь довольно любопытными видятся результаты многочисленных кулуарных переговоров, которые произошли между будущими участниками событий. Безусловно, западные «партнёры» активно сватали Москву усилить участие в борьбе против ИГИЛ. Как и любая серьёзная региональная заварушка это несло ей свои плюсы и минусы. С одной стороны, это допуск недорогой и привычной продукции российских ВПК ближневосточным потребителям, с другой, РФ выступает в данном противостоянии союзником шиитской религиозной конфессии, в то время как львиная доля жителей страны, исповедующих ислам - сунниты. Ну, а остальные плюсы от участия в противоИГИЛьской коалиции носят вероятностный характер. Понятное дело, что участие в войне на стороне правильных пацанов должно привести хорошие политические дивиденды, которые подрастерялись во время украинских событий. Так сказать, сигнальчик, что российские элиты всё поняли и активно исправляются. С другой стороны, никто не обещает, что эти политические дивиденды принесут реальный толк. Условный Запад валит Россию не потому, что у нас плохо с демократией, а Путин злостный автократор (у саудитов в этом плане, мягко говоря, совсем никак), а в связи с собственным кризисом, где действует принцип: умри ты сейчас, а я завтра. Поэтому не факт, что плюшки от помощи коалиции перевесят полученные убытки. Тем более, когда в переговорах участвуют саудиты, которых никак друзьями России не назвать, в том числе и в силу того, что мы являемся прямыми конкурентами в битве за потребителей энергоносителей. Сотрудничество с такими «партнёрами» вряд ли бы соответствовала прагматическими интересам страны. Впрочем, были приняты и выслушаны не менее интересные персоны. Например, генерал Касем Сулеймани, который известен тем, что занят выстраиванием внешнего периметра иранской обороны - то есть курирует участие Ирана в операциях на сирийской (и не только) территории. Линия на союз с Ираном имеет массу перспектив, помимо ситуационного сотрудничества в данной операции. Шиитский «пояс» во главе с Ираном вполне себе готовый упор в борьбе с аравийскими монархиями. Россия может усилить его технологически при том нюансе, что США так же вынуждены его использовать для борьбы с ИГИЛом.
Всё это даёт широкое поле для манёвров, которого, скажем прямо, у России не было со времён крушения СССР. Запад завёт Россию чуть ли не официально участвовать в крестовом походе супротив мирового терроризма, но трактовка «ху из ху» среди разномастных повстанческих банд и армий на подведомственной территории настолько сложна, что даёт повод для собственной игры. Свободная Сирийская Армия, конечно, прозападна и оппозиционна асадовскому режиму, но учитывая, что её подмял сирийский филиал злокозненной Аль-Каиды Джебхат ан-Нусра, а средства выделяемые на её финансирование идут на сомнительные цели, довольно сложно обвинять Россию в отсутствии стремления бороться с террористическим злом. Поэтому она может делать это избирательно. Поэтому борьба с бородачами из ИГИЛ лишь информационное прикрытие, которое пока работает.
Похороны бойца правительственной сирийской армии. Для многочисленных меньшинств Сирии Асад не столько надоевший автократор - сколько единственная преграда от глобальной резни со стороны суннитского большинства.
Ну, и в-третьих. Помощь Асаду. В реальности она была актуальна пару лет назад, когда сил и средств для реализации этой задачи у сирийского правительства было по более. К тому же спасать дружественный режим ради одной дружбы само по себе накладно. Это СССР имел возможности вкладывать существенные ресурсы в проблемные страны, ради переноса в них противостояния с НАТО от своих границ. А режим Асада был, мягко говоря, не богат, что привело к консервации с последующим списанием долгов СССР. После же международных санкций и гражданской войны экономические перспективы у Сирии были крайне туманные. Опять же в постсоветской России вполне себе практиковалась сдача былых или условных союзников даже при наличии прагматического интереса в их существовании. Та же Ливия при Каддафи была вполне кредитоспособным заказчиком российской оборонки или нефтяной промышленности. При этом полковника сдали без особого сожаления.
Значит, Асад стал важен как никогда. К тому же дружественным он был России до недавнего времени достаточно условно. Арабы были всегда сами себе на уме, отличаясь в сотрудничестве с СССР/Россией завидным непостоянством. И только сейчас, когда поражение Асада значит для многочисленных меньшинств потерю не столько привилегированного статуса сколько начало всеобщей резни, они готовы заключать союзы хоть с чёртом рогатым. В общем, Россия получает реальный плацдарм для ведения своей политики в регионе.
Остальные плюсы носят вспомогательный характер.
Су-34 красив так, как может быть красиво совершенное оружие. Его успехи в сирийских делах наверняка принесут России новые военные заказы.
Отсель.
Здесь можно отметить помпезную информационную компанию, которой замазали явно негативный тренд новороссийских будней. Русский народ в душе всегда немного милитарист, поэтому ему приятствены победные громы небольших заварушек.
Более полезной является обкатка вооружённых сил, которые имеют возможность потренироваться в условиях реальных боевых действий. Включая тест-драйв боевой техники и боеприпасов, который одновременно является и рекламой отечественного ВПК. И красавец Су-34 явно здесь будет фаворитом. Поговаривают, что именно звено редких тогда в ВВС России фронтовых бомбардировщиков Су-34 поставило конечную точку в противостоянии с грузинской ПВО. Тогда мировая общественность не оценила эффективность этого самолёта. Теперь товар подан лицом.
Сирийские повстанцы осматривают результаты налёта российской авиации на мастерские по ремонту боевой техники. Для привыкших к слабой лоялисткой авиации - это был неприятный сюрприз.
Отсель.
Конечно, хотелось бы остановится на бравурной ноте об эффектном начале участия России в новом этапе Большой Игры, если бы не печальный опыт Новороссии. Её участие в сирийских делах явно путает чужие расклады в этом и без того раздираемого противоречиями регионе. Вот уже пошёл слушок, что не последние пацаны из саудитов готовы занести «чемодан с печенками» кому надо. Причём «чемодан» это условно - в реальности речь может идти о подъёме нефтяных цен, что будет означать достижение результата малой кровью. Впрочем, это совсем не означает ни ближайшую победу проасадовских сил или даже перелома в боевых действиях, ни агонии аравийских монархий. Проблема Большой Игры в том, что она редко выигрывается кавалерийским наскоком. А значит, будьте готовы, быть терпеливыми во времени, упорными в ресурсной борьбе и гибкими в быстроменяющихся обстоятельствах. А вот с этим у России беда. Украинские дела наглядно показали, что Россия сильна в первом наскоке, а потом начинаются тормоза. И в силу того, что у неё нет собственной стратегии развития на будущее, а главное оппоненты выходят из ступора и начинают оказывать всё усиливающееся противодействие.
В этом плане я не уверен, что у России есть глобальный план, который позволит ей довести свою часть Большой Игры до реализации целей. Скорее всего, задачи поставлены тактического плана - дать нашим партнёрам из Валинова повод для торговли. По той же Украине и Крыму, например. Ну, и заодно пощекотать нервишки нефтяным спекулянтом, ибо хуже не будет. Так это или иначе - покажет ближайшее будущее.