История символа.

May 17, 2012 15:44


С наводки ув. Архивариуса  озадачился русским имперским флагом:




Под плакатом вопрос о том, когда этот флаг будет над Кремлём. Начинаешь вникать в тему, и понимаешь, что судьба данного флага имеет сложную и долгую историю, а сам флаг может быть перевёрнутым, то есть по законам геральдики - это флаг траура и поражения. Попробуем разобраться в этом престранном моменте.

О роли символов.

Я к символам отношусь спокойно, и в то же время уважительно. Например, в бытность правоверным металлистом захотел приляпать себе цветную татуху, которые только появились в доступном обозрении, но сколько не выбирал рисунок, так ни на чём и не остановился. Моё тело по прежнему девственно чисто - ни один символ или их комбинация мне так и не приглянулись. По своему это хорошо, так как в те времена в символизме я ничего не смыслил, и мог заваять себе разную инфернальную хрень.

Вообще, с точки зрения геральдической и символической образованности мы полные неучи. В СССР были свои незыблемые символы, а другие отвергались, как злостные пережитки прошлого. Новые веяния хоть и дали свободу доступа к информации, но отнюдь не указывали правильного направления. Называется это информационный шум, который заставляет человека захлёбываться избытком пустопорожних данных. В итоге мы имеем пренеприятный факт, что нам втюхивают разные символы совсем ни с тем наполнением, которые они имеют в реальности. Кто-то тонко и зло глумиться над неучами. России в этом отношении не повезло ещё больше, так как в её обозримом прошлом было несколько коренных попыток переписки истории, включая всю символику. Чтобы было понятно о чём, собственно говоря, идёт речь, приведу следующий пример.

Возьмём всем знакомый пацифик:



На самом деле это перевёрнутая руна Альгиз в чистом виде.



Соответствует славянской руне Мир. Поясню:

Альгиз символизирует устремленность сознания вверх, ветви мирового дерева уходящие в сакральные верхние миры. Это руна защиты. Символ стражей богов. Сила, Мощь, Непокорность.  Альгиз сравнивали с радужным мостом, соединяющим Асгард с Мидгардом, - единственной дорогой, связывающей эти два мира. Альгиз носит также название Маннар (от man -человек). У славян руна Мир представляет защиту, покровительство богов.

Переворачивать ее в древнем мире было непринято, потому как это грозило всевозможными бедствиями. Перевернутая Альгиз символизирует смерть, нижний мир, беззащитность, уязвимость, невозможность осуществления задуманного. У славян эта перевернутая руна носила название «Чернобог». В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу и разрушение старых связей. Знак этот также называли «вороньей лапкой».  Ворон, питающиеся падалью - символ войны и смерти.

 Обкуренным борцам за мир объяснили многократно повторяя, (под пивко, марихуану, ставшей вдруг модной, и бряцанье электрогитар), что это «лапка голубя», «лапка голубя». Лапка Голубя Мира!

 Вот так - с ног на голову.  И ничего - прохезала  перезагрузка. Наверное создатели этого креатива и ведущие их культуртрегеры ухмылялись  наблюдая небывалый подъем слившейся в экстазе молодежи под знаком «вороньей лапки» .

Вроде бы и ничего страшного, а символ-то добрый… Ан нет, так уж сложилось, что в этом мире народ, если хотел выжить, должен был защищать себя с оружием в руках. Пацифизм в недалёком времени означал только одно - быструю смерть или поголовное рабство от менее толерантных соседей. То есть это действительно символ разрушения, направленный на человека, который его исповедует. В нашем мире эта деградация сильно растянута во времени, что не отменяет конченого результата. А вы говорите символы D и N, что означает ядерное разоружение. Только обкуренные хиппари могли принять такое за действительность:)

Ещё несколько примеров.

Судьба символов очень часто имеет долгую историю, а их происхождение и трактовка теряется в далёком и тёмном прошлом.

Вот пример головной убор, означающий символ власти наземных правителей ещё какое-то столетие назад, но потом прогрессирующее буйство истории покрыло это нафталином забвения:



Предыстория у этого символа власти очень долгая и сложная. Чтобы не загружать себя деталями, нырнём по глубже во тьму времён:



Это рисунок - фрагмент вазы Гудеи. А вот знали ли создатели "геральдики" о том что они лепят на гербы для дворян? Вопрос. А что это за чайники на головах змееподобных? Очень короны напоминают, не правда ли?.

По-шумерски

ŠIR - Змея, - в значении "благочестивых признаков"

ŠIR - Свет - в значении - "ваше преосвещенство", типа, свет мой.

ŠĚR - Решать/обязать - здесь ясно и понятно - эффективный менеджер

SIR / ŠIR - Тестикулы. Яйца, то бишь. Трактуется, в значении "мужество". Хм.. - а современно звучит, как в американском боевике, типа - "Джон - железные яйца".

По-английски

Sir - Сэр, типа. Значение всем известно - title of honor

В остальной Европе

Sire - адресуется лордам, императорам и королям

Занятно, правда. Казалось бы где древний Шумер, от которого остались только груды щебня, и величественные империи 19 - начала 20 веков. Ан, нет, всё соединяет «времён связующая нить».

Так в чём же интрига с имперским флагом?

Как я говорил в самом начале, впервые о перевёрнутом имперском флаге, я услышал от ув. Ахивариуса .



Так вот до 1858 года флаг был иной.  Порядок цветов в нем был  таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия.  Наряду с ним существовал бело-сине-красный,  который с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом. Императора "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их "единство".

 То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

 Прослеживается  у "переворота" и автор - Бернгард Карл Кёне. Он родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.  Надо ли говорить, что по-русски  в ведомстве которое он возглавлял не говорили?  Впрочем, тогда вообще мало говорили по-русски в высоких чиновничьих кругах.

 Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал  до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.



Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

 Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

 В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это . В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Столкнувшись с символикой националистов, я убедился, что именно перевёрнутую трактовку флага они и используют. Полез интернет, дабы в нём, неразумному, дали подтверждение или отрицание информации почёрпнутой у Архивариуса. Тем более, что на последней картинке есть цифра 1910, а по рассказу в это время только создали комиссию по флагам. Не могут же все заблуждаться, а Архивариус - нет. При всём моём к нему уважении - дело требовало проверки.

Классические правые сайты оказались малоинформативные . Что ещё раз указывает на тот факт, что символами часто пользуются по факту их существования, не вникая в подробности, и находя те объяснения, которые устраивают самих себя.

Из дореформенного периода нашёл упоминание о введение в 1819 году в нашей Армии батальонного линейного значка, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).

Жалонеры служили для указания ротам мест их в батальонном строю, при развертывании фронта из колонн, для обозначения мест батальонов в совокупном учении нескольких батальонов, для указания мест сбора, линии построения. Жалонеры вставляли небольшие флажки - "жалонерские значки" в стволы ружей и поднимали ружья против середины груди.

Скажем так, было бы довольно странно, если бы на жолнерском значке цвета флага были перевёрнуты. Тем не менее, ссылок или картинок на такой флаг нет. Или же я плохо искал.

Личность автора Бернгард Карл Кёне так же восторга не вызывает:

Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин - 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария)  родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным). Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии имени Фр. Вердера. Затем Кёне учился в Лейпцигском и Берлинском университетах, в 1841 г. защитил диссертацию о монетах Фридриха II Бранденбургского и получил звание приват-доцента Берлинского университета по кафедре нумизматики и археологии. Он также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике[6]. Вообще Кёне имел превосходные организаторские способности и, в частности, умел хорошо поставить издательское дело, что впоследствии пригодилось ему в России.

Несколько странно, что комиссию по государственным символам Православной империи возглавляет еврей реформаторского вероисповедания. Плюс к этому добавим нежное отношение в стране к иммигрантам немецкого происхождения. Посмотрим на основные флаги союзных Российской империи немецких государств того времени:

Национальный флаг Австрийской империи (1804-1867), флаг торговых судов Священной Римской империи с 1730 года, имперские цвета Австрийской империи и Австро-Венгерской империи



Гербовые цвета Гогенцоллернов, флаг Восточной Пруссии в 1882-1935 годах



Какое трогательное совпадение. Или был немецкий еврей патриотом России? Почитаем, что о нём пишут:

Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком, издание «Записок» общества осуществлялось на французском, немецком и русском языках), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах. .

Так что тёмный был этот человечешко для русской геральдики (о чём мы убедимся несколько ниже). А вот с цветами стали разбираться подробнее чуть позже:

И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910 года было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиции под председательством товарища (заместителя) министра юстиции А. Н. Веревкина. В нем, кроме чиновников различных ведомств, приняли участие специалисты по геральдике, нумизматике, архивному делу: Ю. В. Арсеньев и В. К. Трутовский - хранители Оружейной палаты, Д. Я. Самоквасов - знаток русских архивов, П. И. Белавенец - специалист по флагам и другие. Именно в это время П. Белавенец и привез из Архангельска трехполосный бело-сине-красный стяг с двуглавым орлом, принадлежавший Петру I.

Каждый из ученых, в меру своих профессиональных знаний и исходя из собственных политических убеждений, оставил в опубликованном виде свое мнение по данному вопросу. О результатах работы Особого совещания его активный участник П. И. Белавенец в 1915 году сообщил следующее: голоса участников совещания разделились; большинство было за введение общим флагом «нового флага по гербу», но «вверх ногами, т. е. получался бы флаг бело-желто-черный». Сам П. И. Белавенец и ряд присоединившихся к нему членов Совещания категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргументы обеих сторон казались столь убедительными, что «вынесенное заключение не удостоилось Высочайшего окончательного решения». Заключение передали в Совет министров, последний передал его «Особой Междуведомственной комиссии при Морском министерстве» для дополнительного рассмотрения.

И нет ничего удивительного в том, что в разгар Первой мировой цвета имперского флага, повторяющие таковые у заклятых врагов, стали не особо популярными.

Так каков исходный цвет русского имперского флага, учитывая, что толкование цветов и их последовательности имеет несколько вариантов? Для меня это пока остаётся загадкой, так как моих слабых познаний в геральдике явно не хватает. Тем не менее именно ситуация с флагом показывает, что в истории России немало тёмных пятен и узлов, которые надо будет аккуратно и своевременно распутать.

А чтобы не было мнения, что ситуация с флагом исключительная, можно рассказать про спорные моменты с императорским гербом. Участники те же, что и с флагом.

Танцы с грифонами.



«Вернулись» грифоны в Россию во время короткого правления императора Павла I (1796-1801). Неизвестно кем была подана идея, а быть может это результат личных устремлений и пристрастий Павла, полученных в результате чтения собственной родословной - только в его дворце на потолках и стенах залов количество изображений грифонов возможно было и избыточно. Впрочем, смотря на чей вкус. Хорошо известна зверская кончина-убийство этого императора.

В 1826 г. Николай I рожденный в 1796-ом официально учредил герб рода Романовых - червленый гриф в серебряном поле, золотые меч, круглый щит сидящем на нём черным орлом; на черной кайме - четыре золотые и четыре серебряные львиные головы. В основу герба был положен грифон, который, возможно, помещался на знамени воеводы Никиты Романова.

Николая I отравили на 60-том году жизни в ходе Крымской войны.

В 1857 году Александр II утвердил государственные гербы Российской империи и новые, исправленные, гербы рода Романовых.

 Прошло еще 60 лет и с династией Романовых было покончено. На щите с грифоном, весьма символично - 8 отрубленных львиных голов - приглядитесь - это именно львиные головы. Не правда ли странно? Лев - символ Царя. Кто готовил эту геральдику? Чем мотивировал, презентуя ее перед Императором?

Интересная эта штука геральдика, по чище всякого детектива с лихо закрученным сюжетом. До сих пор невозможно понять: то ли попал в круговорот дешёвого конспироложства, то ли стал свидетелем изощрённого и жёсткого издевательства немногих знающих над толпой безнадёжных профанов. Ох, ребята, что ни говори, а уровень своей образованности надо поднимать. Иначе быть нам дешёвыми клоунами под предводительством долбонутых фриков.

И, конечно же, если у кого есть более достоверная информация - хотелось бы её узнать.

Есть продолжение исследования.

Знание, Мифологемы, Культура, Символы, Конспироложство, Национальный вопрос, История, Патриотизм, Идеология

Previous post Next post
Up