По мере собственного скромного интеллектуально роста, обнаружил следующую грустную картину. Знание можно уподобить большому дому с многочисленной и разветвлённой системой лестниц. Лишь единичные лестницы добираются до последних этажей, большинство из них приводят в тупички с лабиринтом коридорных переплетений, где только после упорного поиска - можно обнаружить новый лестничный пролёт ведущий вверх.
Поднимаясь по «лестнице» знаний на новый этаж, человек получает возможность окинуть своим взором всё больше пространства вокруг себя. Давая советы и наставления, он может проторить за собой путь тем, кто поднимается следом за ним. Проблема в другом, что осознанно его поймут люди стоящие на «лестничный пролёт» ниже, так как они и так подобрались к пониманию пути наверх. А вот если человек застрял несколькими «этажами»-знаниями ниже, то у него, скорее всего, не возникнет всей логической цепочки, позволяющей эти советы по достоинству оценить и облегчить свой путь на вверх. Он может даже воспротивиться этому (и часто обосновано - ведь не всегда понятно - правильную дорогу выбрал впередиидущий или за новым пролётом окажется пыльный тупик).
Здесь и возникает нравственная дилемма. Во-первых, впередиидущий может заблуждаться. Нужно ли помогать отставшим - подняться на его уровень - или сначала убедиться, что выбранный путь верный? Этим обусловлена нерешительность многих философов. Они знают, что истина спорна, и можно потратить всю жизнь на её постижении, сомневаясь в каждом сделанном шаге. Второй момент. Подтягивать отстающих людей приходить часто не логикой, а верой и убеждениями, что это путь истинно правильный. И горе тем, у кого, кроме веры, ничего не имеется в арсенале - это катастрофа подобно той, что испытали марксисты в позднем СССР.
В итоге получается следующее. Философ/интеллектуал/элита осознавшие, что массы надо поднимать на иной уровень знания, приходят к пониманию, что сами это сделать массы не всегда в силах, а иногда просто не хотят. Поэтому их начинают мотивировать и загонять в рамки определённой идеологии, поощряющей интеллектуальный рост. По аналогии с родителями, которые воспитывают своего ребёнка так, как считают нужным сами, а не из пожеланий самого ребёнка. И хорошо, если родители не ошиблись в своих методах.
О чём это говорит? Что и в плохих, и в хороших случаях (по аналогии с воспитанием) принуждать к развитию будут тоталитарно, дабы привести человека к задуманным результатам. Как правило, подросши, ребёнок осознаёт правоту родителей или будет использовать эти наработки интуитивно. То же характерно и для интеллектуального роста. Поэтому достаточно сложно определить, чем вызвано жёсткое интеллектуальное подчинение в «Сути времени»: попытками использовать своих членов в тёмную или необходимостью подтянуть всю массу до должного интеллектуального уровня, когда они начнут понимать друг друга, не запутываясь в ересях. Ответить на это можно только проанализировав полученные, спустя какое-то время, результаты.
Всё это сложно. И не оставляет нам простых и ясных ответов на наболевшие вопросы.