С позиции синергетики этические нормы нельзя рассматривать как нечто абсолютное и независящее от фазы развития общества. Напротив, в зависимости от этой фазы «добро» и «зло» меняются местами. На интуитивном уровне это давно осознано человечеством и неоднократно отражено в художественной литературе. Чернавский Д.С. «Порядок и хаос в обществе (
(
Read more... )
Если вы имели в виду в более глобальном смысле "вопросы не встают" по типу: если не я, то кто же? - то тогда я согласна.
Но проблемы выбора и совести у человека есть всегда, даже в спокойные моменты истории. Я имею в виду не личные дела и проблемы, а как раз общественные.=
Я не могу сказать, что думает по этому поводу автор, а это почти дословная цитата с Чернавского. Я могу рассказать - как это понял я. Я думаю, что в данном случае имеется виду, что моральный и этический стереотип на данном участке исторического развития сложился, принят к действию большинством. И сложился не просто так, а под давлением обстоятельств непреодолимой силы. Конечно, внутри этого этического кодекса есть свой диапазон принимаемых решений, которые, на одном полюсе воспринимаются как Добро, а на другом - Зло. То есть у людей всегда есть возможность проявлять свободу воли даже в спокойные периоды времени. Но менять существующий этический кодекс - значит уже выйти из этого диапазона - и выйти на поле непредсказуемых последствий.
=Большевики были просто теми, кто подхватил власть, когда её уже никто не хотел брать.=
Ну, желающих было много. Мало было дееспособных. В том числе было мало тех, чья этика даже в первом приближении удовлетворяла текущей ситуации. Так что победа большевиков была не в последнюю очередь очерчена их гражданской позицией.
=Относительно дней сегодняшних и последних десятилетий СССР... Тут такая тончайшая грань... И не выцепишь наверняка, кто тут злой, кто добрый.=
Грань тонкая. Не спорю. Но оценку ей надо дать. В том числе и тем, кто не ведал - что творил. Так как сейчас платить приходиться всем. И платить дорого.
Reply
Предположение, что существуют обстоятельства непреодолимой силы, которые предписывают человеку мораль уже само по себе напрочь уничтожает всякую мораль и самое понятие морали.
"Почему Вы предали Христа? - Понимаете, таковы были обстоятельства непреодолимой силы".
Если для человека в сфере морали есть обстоятельства непреодолимой силы, то нет ни морали, ни человека, есть только обстоятельства - а человек ими тотально детерминирован, вопреки всему, что там выше написано насчет "есть периоды, когда то, а есть периоды, когда сё".
Если "есть периоды", то получается, что есть периоды когда человек - исчезает и вместо него живут "обстоятельства непреодлимой силы"
В таком случае человек появляется только тогда, когда находит в себе силу преодолеть непреодолимые обстоятельства, иначе его просто нет.
В отношении морали есть ЛИБО человек, ЛИБО обстоятельства непреодолимой силы.
Об этом достаточно понятно написано у Владимира Соловьева, в "Апологии добра", в том, где он писал про разные виды побуждений: механические (меня взяли на руки и подбросили и потому мое тело механически летит), психические (меня напугали и я боюсь и не смею поступить иначе) и моральные (я должен так поступить). Это разные грани свободы.
Мораль же может быть только там, где есть свобода. Где есть обстоятельства непреодолимой силы - там нет свободы, следовательно, нет и морали.
Reply
Если брать Соловьёва, то механические, психичекие и моральные побуждения действуют, как правило, одновременно и разделять их часто не имеет смысла.
Reply
Выбор есть всегда - этого вполне достаточно. Как бы ни был он узок, человек всегда может выбрать не творить зла.
Reply
Reply
Leave a comment