Подхожу к Общественной палате. На улице стоит около 20 человек и скандируют слоган «Химкам быть, дороге быть». На главном входе столько же жителей г.Химки не могут попасть внутрь, так как их не внесли в список. Начались слушания с того, что Михаил Островский, заместитель секретаря Общественной палаты, попросил пропустить хотя бы одного их представителя. Но председатель слушаний, секретарь Палаты Евгений Велихов его попросил не развязывать дискуссию "с самого начала".
Потом нам стали показывать профессиональный промо-ролик в поддержку дороги.
Одним из выступающих был Министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он сказал, что в качестве компенсационной меры в районе Лосиного острова и Молжаниново будет выполнена дополнительная посадка экологически равноценных лесных культур. Как мне позже рассказали коллеги, в Молжаниново запланировано строительство гольф-клуба. Видимо, гольф-клубу и планируется придать статус охраняемой территории. Не говоря уже о том, что молодые посадки по определению не могут быть равноценны старовозрастному лесу.
Очень смешно (или грустно?) было, когда вначале представили данные опроса ВЦИОМ, по которому только 27% жителей Химок хотят поменять маршрут дороги, а потом - результаты опроса Центра Левады, по которому более 70% жителей - против дороги через лес. Как сказала ведущая Сити-фм накануне, "почему-то я больше доверяю данным Левады".
Колоритный председатель правления ТСЖ г.Химки Владимир Харитонов проинформировал нас, что он в Химках родился-учился-женился, а также заявил, что из-за загруженности Ленинградки «жители Химок умирают, потому что загрязняются их легкие». С ним согласился Александр Белозеров из «Российской экологической независимой экспертизы», который сказал, что если ему предложат, «вырубить 10 деревьев или дать ребенку заболеть раком легких», то он лучше «вырубит деревья», очевидно рассчитывая таким образом повысить продолжительность жизни горожан. Этот аргумент позже отлично прокомментировал член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян: «Вы руководствуетесь принципом, что если лучшее средство от головной боли - это гильотина, то лучший способ улучшить экологическую ситуацию в Химкинском лесу - это вырубить лес».
Еще один аргумент, которым руководствуются сторонники так называемого «третьего» варианта дороги - через Химкинский лес - это его якобы самая низкая стоимость. Другие маршруты предполагают снос домов и торговых центров, и соответственно, необходимость больших выплат их владельцам. Другие эксперты поставили под сомнение низкую стоимость выбранного варианта дороги. "Мы все сносы считаем по справедливым рыночным ценам, а цену сотки земли мы считаем по условным кадастровым ценам, которые не соответствуют рыночным в разы, на порядки. Если мы посчитаем рыночные цены на лес, то Химкинский лес будет золотым", - сказал Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. "Сейчас стоимость Химкинского леса рассчитывается как стоимости древесины. Но Химкинский лес - это не древесина", - сказал директор WWF России Игорь Честин.
Представителям Гринпис выступить не дали. В конце обсуждения секретарь Палаты сказал, что у него есть подписи различных граждан за дорогу, и назвал несколько фамилий, в т.ч. Ярошенко. Алексей Ярошенко, руководитель Лесной программы Гринпис, сказал "Это неправда. Вообще-то я здесь, и я против выбранного маршрута дороги". На что ему сказали, что "не перебивайте, мы вам все равно не дадим слово ".
Его отчет о событиях можно прочитать здесь
А наш (WWF) пресс-релиз здесь