"...Необъяснимое недоверие сочетается со смутным чувством обиды, вспыхивающим у любого настоящего актера при слове «клоун». Он видит в нём нечто уничижительное, тогда как, на мой взгляд, клоун - аристократ от актерского мастерства.
Быть клоуном - значит иметь возможность заставлять людей плакать и смеяться, значит быть воплощением маски, понятной всем, и ещё - обладать чувством ритма, вытекающим из врожденной психологической утонченности, делающей его игру доходчивой и для ребёнка, и для интеллигента, и для самой разношерстной публики.
В общем, актёр, услышав, что в его таланте есть нечто клоунское, должен считать себя польщённым.
Но почему-то никогда так не бывает. Отчасти из-за неверной информации, отчасти из-за деформации психологии актёра, которая в силу обстоятельств всегда несёт в себе что-то ребяческое, он не приемлет некоторых определений. Впрочем, если бы не самонадеянность, не стремление всегда и везде быть первым, не тщеславие и экстравертность, он оказался бы во власти всяких страхов и сомнений и не смог бы стать хорошим актёром. Это я понимаю. Но зачем же стараться всё преувеличивать, всё идеализировать?
Совсем как ребёнок, который обязательно хочет быть лётчиком, героем, суперменом, актёр видит свой идеал в самых престижных, самых авторитетных персонажах. И к каким же ролям его тянет?
a) Священник, которого злодейски убивают и который перед смертью долго и нудно резонёрствует;
b) несчастная жертва, которая под занавес торжествует победу: только упавший может вновь подняться;
c) король или другой предводитель, с честью выходящий из целого ряда перипетий, которые не могут не обеспечить ему симпатии публики. И так далее.
Актёрам почти никогда не удаётся сломать такие условные рамки. Случается, кто-то в этом преуспевает, и тогда он может сочетать в своей игре спонтанность и сознательность. «Быть бессознательно сознательным», - гласит одно из правил дзэн-буддизма.
В этом парадоксе, похожем на скороговорку, на словесный перевёртыш, - квинтэссенция мудрости.
Сочетать спонтанность с сознательностью, быть ребёнком и в то же время взрослым. Пожалуй, это наивысшее достижение любого человека, а не только актёра."
Federico Fellini - La Strada '54
Click to view
Federico Fellini - I clowns '70
Click to view
- из книги "Джинджер и Фред", составитель Мино Гуэррини, 1986