Сложно себе представить человека, который бы не знал о знаменитом коне Александра Македонского, Буцефале. Однако немногие знакомы с весьма оригинальной иконографией данного коня в миниатюрах средневековых рукописей. В данном материале будут рассмотрены изображения Буцефала - Единорога в средневековых манускриптах, а также изображения двурогого и трехрогого Буцефала.
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 21v
Материал эксклюзивный, если уносите на сторонний ресурс, пожалуйста, ссылайтесь на журнал.
Сначала приведем сведения о Буцефале античных авторов. Плутарх повествует об укрощении коня, его ценности для Александра, и о смерти Буцефала.
«Фессалиец Филоник привел Филиппу Букефала, предлагая продать его за тринадцать талантов, и, чтобы испытать коня, его вывели на поле. Букефал оказался диким и неукротимым; никто из свиты Филиппа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял он сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и приказал увести Букефала, считая, что объездить его невозможно. Тогда присутствовавший при этом Александр сказал: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал: «Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем». «С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой», - ответил Александр. «А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость?» - спросил Филипп. «Клянусь Зевсом, - сказал Александр, - я заплачу то, что стоит конь!» Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Букефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками. Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!» [1]
«Устанавливая боевой порядок, отдавая приказы, ободряя воинов и проверяя их готовность, Александр объезжал строй не на Букефале, а на другом коне, ибо Букефал был уже немолод и его силы надо было щадить. Но перед самым боем к царю подводили Букефала, и, вскочив на него, Александр тотчас начинал наступление». [2]
«В тех местах (Гиркания) какие-то варвары похитили царского коня Букефала, неожиданно напав на конюхов. Александр пришел в ярость и объявил через вестника, что если ему не возвратят коня, он перебьет всех местных жителей с их детьми и женами. Но когда ему привели коня и города добровольно покорились ему, Александр обошелся со всеми милостиво и даже заплатил похитителям выкуп за Букефала». [3]
«Битва с Пором стоила жизни Букефалу. Как сообщает большинство историков, конь погиб от ран, но не сразу, а позднее, во время лечения. Онесикрит же утверждает, что Букефал издох от старости тридцати лет от роду. Александр был очень опечален смертью коня, он так тосковал, словно потерял близкого друга. В память о коне он основал город у Гидаспа и назвал его Букефалией». [4]
Alexander Mosaic, The Battle of Issus, c. 100 BC, National Archaeological Museum, Naples
Арриан в своем сочинении «Анабасис Александра» дает нам точное описание коня вороной масти с белым пятном на лбу, напоминающим голову быка. Но говорит и о другой версии происхождения имени - голова Буцефала по форме напоминала бычью.
«На том месте, где произошло сражение, и на том, откуда Александр переправился через Гидасп, он основал два города; один назвал Никеей, потому что здесь победил индов, а другой Букефалами, в память своего коня Букефала, павшего здесь не от чьей-либо стрелы, а сломленного зноем и годами (ему было около 30 лет). Много трудов и опасностей разделил он с Александром; только Александр мог сесть на него, потому что всех остальных седоков он ставил ни во что; был он рослый, благородного нрава.
Отличительным его признаком была голова, похожая по форме на бычью; от нее, говорят, он и получил свое имя. Другие же рассказывают, что он был вороной масти, но на лбу у него было белое пятно, очень напоминающее голову быка.
Этот конь исчез у Александра в стране уксиев, и Александр велел объявить по всей стране, что он перебьет всех уксиев, если ему не приведут обратно коня. Его привели сразу же после этого объявления. Так любил Александр своего коня, и так боялись Александра варвары. И да будет ради Александра и мной воздана честь Букефалу!» [5]
The Alexander Sarcophagus, 4th century BC, The Istanbul Archaeology Museum
Клавдий Элиан повествует о забавном происшествии с конем царя:
«Александр, рассматривая в Эфесе свой портрет, нарисованный Апеллесом, не воздал подобающей хвалы мастерству художника. Когда же приведенный конь, точно живого, ржанием приветствовал изображенного на картине, Апеллес воскликнул: «Владыка, конь оказался лучшим знатоком искусства, чем ты!»» [6]
Плиний Старший сообщает нам, что голова у Буцефала была обычной формы, однако на плече коня было выжжено тавро в виде головы быка.
«Александру также везло и с редкими лошадьми. Коня <его> называли Буцефалом - то ли из-за свирепого вида, то ли из-за выжженного на плече тавра в виде бычьей головы. Говорят, что его за шестнадцать талантов купили из табуна Филоника из Фарсал, поскольку Александр, в то время еще ребенок, был очарован красотой коня. Будучи украшен царским чепраком, Буцефал не разрешал садиться на себя никому, кроме Александра; в остальных же случаях позволял седлать себя всем. Утверждают, что Буцефал прославился и военными подвигами: будучи ранен в сражении под Фивами[7], он не позволил Александру пересесть на другого коня; совершил он и множество других подвигов подобного рода. Поэтому после его смерти царь возглавил похоронную процессию и основал вокруг его могилы город, названный [8] его именем». [9]
На данный момент неизвестны античные изображения Буцефала-Единорога и, маловероятно, что на монетах Селевкидов, как это иногда утверждается на просторах интернета, изображен именно конь Александра с двумя рогами.
Приблизительно около 305 г. до н.э. Диадох Селевк I начинает чеканить монеты с собственным изображением в шлеме с головой пантеры и бычьими рогами верхом на рогатом коне, что в дальнейшем продолжили делать и другие представители династии Селевкидов. Это подражание Александру, покорителю Индии, ибо македонский завоеватель, в свою очередь, пытался превзойти деяния Диониса (пантера - символ Диониса).[10]
Селевкиды (да и некоторые другие диадохи) не просто подражали принятому в нумизматике того времени образу Александра (о рогатом Александре речь пойдет чуть позже), но иногда целиком и полностью заимствовали его. При заимствовании принципов иконографии завоевателя и утверждении собственной царской власти, вероятно, изображался не знаменитый Буцефал, а лошади Селевкидов. Рога означали атрибут божественной власти. Иногда на монетах чеканили богиню Афину с символически рогатыми слонами.
В ранних версиях романа, переводах греческого текста Псевдо - Каллисфена, конь Александра описан крепким и могучим, однако его внешний вид лишен каких-либо странностей, тавро в виде головы быка на его бедре объясняет происхождение клички животного. Подобное изображение можно видеть на иллюстрации к «Хронографической Александрии», что была переведена с рецензии β Псевдо-Каллисфена.
Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история.
В сирийской версии VII века, переведенной с утерянного ныне персидского текста, восходящего, в свою очередь, ко греческому оригиналу, Пифия предсказывает, что властелином мира станет тот, кто на могучем коне Букефале проедет через Пеллу. А на правом боку коня есть родимое пятно в виде волка, держащего в зубах быка.[11]
Средневековье не смогло удовлетвориться столь обычным описанием животного. У выдающегося человека должен быть необыкновенный конь. Постепенно начинаются трансформации облика Буцефала.
Roman de toute chevalerie, XIV e siècle, BnF, Français 24364, f. 4r
Два рога Буцефала являются самыми легко объяснимыми и, конечно, связаны с его именем, «быкоголовый». Средневековье не довольствуется объяснениями по поводу тавро или отметины на лбу, а буквально изображает рогатого коня. В средневековье Буцефал описывается людоедом. Пока Александр не укротил скакуна, Буцефала держали в железной клетке и ему на съедение отдавали преступников.
Roman de toute chevalerie, XIV e siècle, BnF, Français 24364, f. 3v
Царь тоже рогат. Сам Александр почитал себя сыном Зевса - Амона, поэтому посмертно его часто изображали с рогами барана, священного животного Амона.
A silver coin produced under the reign of Lysimachus (297-281 BCE) which depicts Alexander the Great with the traits of Zeus-Ammon
На одной из монет, отчеканенных спустя четверть века после смерти завоевателя, он изображен в скальпе слона, в честь покорения Индии, эгиде Зевса и с рогами Зевса - Амона.
Alexander wearing an elephant skin, an aegis and the horn of Zeus Ammon, around 300 BC silver coin, The Ashmolean Museum
В эфиопской версии романа Александр тоже назван двурогим, «поскольку правит двумя рогами солнца: востоком и западом».[12] В «Сербской Александрии» воины Александра носят шлемы с рогами и львиными головами, а спины коней украшают крокодиловые попоны.
Согласно «Роману об Александре», настоящему отцу Александра, Нектанебу, тоже пришлось позаимствовать рога.
Напомним, что фараон Нектанеб, испугавшись вражеского войска, взял золото, остриг голову, сбрил бороду, и, изменив свой облик, бежал из Египта в Македонию. Поселившись там под видом мудрого врача и гадателя, он воспылал страстью к Олимпиаде. Дождавшись, когда Филипп ушел на очередную войну, Нектанеб заявил царице, что с ней желает сойтись бог Амон. Сам же предпринял обманные приготовления:
«Нектонав же, убив молодого барана, взял его рогатую голову, позолотил на ней шерсть и рога, и одел ее себе на голову, и, взяв эбеновый жезл, вошел в белоснежной одежде в спальню, где лежала на постели Олимпиада, накрывшись, но следя за ним краешком глаза. И, увидев идущего, не испугалась, ибо ждала того, кого видела во сне. Зажглись светильники, и скрыла Олимпиада лицо свое.
Лицевой летописный свод XVI века. Всемирная история.
Нектонав же положил жезл, лег в постель ее и, побыв с Олимпиадой, возгласил ей: «О, женщина! Зачала ты сына, который отомстит за тебя и станет царем и властителем всей вселенной». И, взяв свой жезл, вышел Нектонав из спальни и спрятал все, с помощью чего обманул Олимпиаду». [13]
В арабской традиции Александр Македонский носит имя Искандер Зу-ль-Карнайн (Двурогий) его имя упомянуто в восемнадцатой суре Корана. Вероятно, образ двурогого завоевателя на античных монетах потребовал, как это часто бывает, собственного осмысления и истолкования в рамках иной культуры. Возникла сказка о рогатом царе: Искандер тщательно скрывает свои рога и казнит всех бреющих его цирюльников, один из них избегает смерти и рассказывает тайну тростнику, из тростника делают свирель, и свирель всем раскрывает секрет царя. Однако изображается царь с рогами крайне редко, поскольку тщательно их прячет.
«Комментаторами Корана, где говорится о Двурогом, были предложены и рационалистические (специфическая форма головы, два торчащих локона), и символические (знание наук светских и духовных, благородное происхождение по материнской и отцовской линии) толкования того, почему Искандера стали звать Двурогим.
Итог этим суждениям подвел Низами в поэме об Искандере:
Он Заката прошел и Востока дороги,
Потому-то его называли: Двурогий.
Все же некто сказал: "Он Двурогий затем,
Что мечами двумя бил он, будто бы Джем".[14]
Также не были речи такие забыты:
"На челе его были два локона свиты".
"Два небесные рога - Закат и Восток
Взял во сне он у солнца", - безвестный изрек.
Услыхал я и речь одного человека,
Что Прославленный прожил два карна[15] от века». [16]
Ещё одна версия из «Искандер - наме» объясняет прозвище неверным истолкованием портрета царя. Некий художник, «усердьем горя», изобразил возле царя двух ангелов: «Был один из начертанных дивно рогатым, в золотом и лазурном уборе богатом».
«Но арабы (их пылу отыщется ль мера!)
Не нашли в среднем лике царя Искендера.
Ангел, - мнили они, - быть не может рогат.
Это - царь. И наряд его царский богат.
Так ошиблись они. И сужденьем нестрогим
Обрекали царя слыть повсюду Двурогим».
Процесс превращения Буцефала в единорога не совсем понятен, первые подобные изображения начинают появляться в XII - XIII в.в.. Причиной может быть перенос качеств и характеристик царя на его верного коня.
BnF, Français 246, XIVe siècle (1364-1365), f. 92r dressage de Bucéphale
BnF, Alexandri Magni vita, authore anonymo, Latin 8501, f. 7r
Jehan de Grise [illustrator], 1338-1410, Bodleian Library MS. Bodl. 264, fol. 2v
Приведем фрагмент второго видения пророка Даниила: видения овна и однорогого козла, символов мидо-персидского и греческого (македонского) царств.
«Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.
Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
Roman d'Alexandre in prose, c 1290-c 1300, BL, Harley MS 4979, f. 27v
И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных». [17]
Le bon roy Alexandre, North of France, c. 1290, Berlin Alexander Romance. 78 C 1 Kupferstichkabinett Staatliche Museen
Архангел Гавриил трактует видение следующим образом: большой рог козла означает Александра Великого, а четыре меньших рога представляют диадохов, деливших власть после смерти Александра.
«Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою». [18]
В «Хронографической Александрии» у Буцефала рогов не было, однако в более поздней, «Сербской Александрии» [19], согласно с западными влияниями, он оборачивается единорогом:
«В то время вестник пришел к царю Филиппу и сказал: «Да будет тебе, царь, известно, что в стадах твоих появился удивительный конь, который красотою среди других коней выделяется. На правом бедре его - воловья голова с рогами, и рог меж ушами вырос с локоть». Филипп же повелел его привести. И его красоте удивился царь, и повелел сделать ему клетку железную, и преступников к нему бросать. И никто к коню тому подойти не осмеливался. Александр же приходил к нему часто; конь же, всякую оставляя ярость, кротко Александру повиновался, царю своему и всаднику». [20]
Александр Македонский на единороге
Александрия. XVII в. РНБ. F.XV.54, л. 31
Dublin, Chester Beatty Library, Alexander Romance, Russia, Early 16th century, f.43r detail
Юный Александр Македонский и Единорог-Буцефал
Александрия. XIX в. РНБ. Вяз. F. 104, л. 12
Александрия, НБКМ 771, 15 век, стр 257
В Риме жрец «иерей Аполлонов цитирует Александру писание: «В пятитысячный год восстанет козел единорогий, и погонит пардусов западных, превозносящихся, и вновь на восток пойдет, где двурогий овен, у которого рога до небес, и поразит его своим рогом в сердце»…И это писание услышав и прочее, Александр просил объяснить его. Философ же сказал ему: «Александр, в дни еврейского пророка Даниила слышали мы, что в писаниях наших западный царь пардусом называется, овном же двурогим - персидское царство, козлом же единорогим македонское называется царство, быстрое и храброе, что и являет чудное твое в Рим пришествие»». [21]
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 9v
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 15v
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 16v
Символика царя переходит на его скакуна. Конь наделяется не только рогом единорога, иногда (в уже довольно поздних устных преданиях) Буцефалу приписывается сорочий глаз[22], вероятно, ему опять сообщаются отличительные черты Александра, поскольку полководец «с виду был как человек, но волосы у него точно львиная грива, а глаза были разные: правый глаз - черный, левый - серый». [23]
Александр говорит о Буцефале, как о лошаде, "что была рождена одновременно со мной"[24], и умирает конь совсем незадолго до смерти своего хозяина.
Предание о единороге завоевателя распространилось по всей Европе. Марко Поло писал, что лошади Бадахшана были зачаты местными кобылами от коня Александра, Буцефала, и все они, подобно ему, имели рог на лбу. [25]
Некоторые исследователи усматривают также сходство с символикой Христа, в определенных обстоятельствах приписываемой единорогу, и судьбой Александра Македонского. [26] Нам эти выводы кажутся несколько надуманными и неверными.
Часто изображается сюжет нападения на войско македонцев диких единорогов. Царь верхом на прирученном и укрощенном единороге - людоеде Буцефале сражается с его дикими сородичами (на одной из приведенных миниатюр скакун двурог).
BL, Royal Ms 15 E VI, fol. 21r
BnF, Alexandri Magni vita, authore anonymo, Latin 8501, f. 52
Roman d'Alexandre in prose, c 1290-c 1300, BL, Harley MS 4979, f. 71v
Чудесный верный конь не просто носит Александра, но сам активно участвует в боевых действиях. «Александр Дучипала сильно пришпорил, и, к Пору быстро подскочив, мечом его под правый бок ударил, и пронзил его. А Дучипал коня его зубами за шею схватил и к земле пригнул; Пор упал с коня и бесславно душу свою отдал». [27]
Histoire universelle (Histoire ancienne jusqu'à Cesar), before 1291, BL, Add MS 15268, f. 217r
Ценность такого коня необычайно велика, в Бамбергской рукописи Дарий просит Пора о помощи и обещает тому в случае победы «полководческое знамя и коня Букефала». [28] После смерти коня Александр строит город, Третью Александрию, называемую «у коня Букефала». [29]
Со временем редакции романа обрастают все большими дополнениями и фантазиями, иногда у Буцефала на голове красуется сразу три рога. В одной из версий романа сказано: «Конь (Александра) носил имя Бусифель и имел три рога». [30] Вероятно, два рога быка совместились с рогом единорога. На иллюстрациях из BL, Royal MS 20 B XX мы видим приобретение трехрогого Буцефала и его похороны.
Le livre et la vraye hystoire du bon roy Alixandre, c 1420-c 1425, BL, Royal MS 20 B XX, f. 12r
Le livre et la vraye hystoire du bon roy Alixandre, c 1420-c 1425, BL, Royal MS 20 B XX, f. 81r
Существует, однако, ещё более фантастическая манера изображения Буцефала - как единорога с головой быка, глазами льва и павлиньим хвостом. Но об этом речь пойдет как - нибудь в другой раз.
1 - Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Александр, 6
2 - Ibid., 32:7
3 - Ibid., 44:3
4 - Ibid., 61
5 - Арриан, Анабасис Александра, V:19
6 - Клавдий Элиан, Пестрые рассказы, II,3.
7 - В 335 г. до н. э.
8 - Город Букефала (Буцефала) был основан на западном берегу Гидаспа (совр. Джелум), притоке Инда, в 326 г. до н. э.
9 - Плиний Старший, Естественная история, кн. VIII, гл. 42
10 - Matthew P. Canepa, The Iranian Expanse: Transforming Royal Identity through Architecture, Landscape, and the Built Environment, 550 BCE-642 CE, Univ of California Press, 2020, p. 63 - 64
11 - E.A. Wallis Budge, The history of Alexander the Great, being the Syriac Version of the Pseudo-Callisthenes, Cambridge, The University press, 1889, p.17-18
12 -Ibid., XCVII
13 - Хронографическая Александрия. - В кн. Изборник: Сборник произведений литературы древней Руси. М., 1969, с. 243.
14 - Джем - древнеиранский царь Джемшид
15 - Карн - тридцатилетие
16 - Е.А. Костюхин, Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции, Москва, Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1972, стр. 127
17 - Дан VIII, 3-8
18 - Дан VIII, 20-22
19 - «Сербская Александрия» - одна из поздних версий греческого романа Псевдо - Каллисфена возникла на основе рецензии ε (VII-VIII вв.), в XIV веке была переведена южными славянами, и в XV веке появилась на Руси.
20 - Сербская Александрия. В кн. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века, Москва: Издательство «Художественная литература», 1982, стр. 35.
21 - Там же, стр. 55
22 - СОРОЧИЙ ГЛАЗ - глаз с лишенной пигмента радужной оболочкой. Часто встречается у лошадей светло-соловой и пегой масти, а также у животных, имеющих на лбу широкую белую отметину (фонарь) с захватом глазной орбиты. Д.Я.Гуревич, Г.Т. Рогалев "Словарь-справочник по коневодству и конному спорту."
23 - Хронографическая Александрия, с. 249.
24 - E.A. Wallis Budge, XCVI
25 - The Discoverers, Daniel J. Boorstin, Knopf Doubleday Publishing Group, 2011, p.135.
26 - A. Gallardo Luque, Bucephalus-Unicorn in the Medieval Illuminated Manuscripts, REVISTA DIGITAL DE ICONOGRAFIA MEDIEVAL, 10 (20), p. 98
27 - Сербская Александрия, стр. 127.
28 - Н. Горелов, Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб.: Азбука-классика, 2006, стр. 70
29 - Там же, стр. 102
30 - Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque nationale et autres bibliothèques, Vol. 13, 1838, p. 303