Павильон “Рабочий и колхозница” на ВДНХ - не просто символ советского прошлого и киностудии “Мосфильм”, которой в этом году исполняется 100 лет, с 2010 года - это еще и выставочный павильон.
Наслышана о выставках в нем, однако, все никак не получалось посетить.
В этом же году все сошлось и я наконец дошла не только до монумента Веры Мухиной, но еще и удачно посетила выставку
«Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» и все это благодаря
Московским блогерам.
Несколько лет назад я занималась историческими танцами и активно посещала балы. Увлечение требовало позаботиться о наряде на мероприятие и не просто так, а чтобы все соответствовало эпохе! Именно тогда я столкнулась с темой реконструкции костюма, а общение с реконструкторами пробудило во мне страсть к изучению моды не только через танцы, но и костюм. На волне вдохновения, я пересмотрела все возможные документальные и художественные фильмы, изучала книги и ловила любую возможность побывать на выставках моды, которых было не столько много как хотелось бы.
Выставка же на ВДНХ привлекла меня тем, что в названии фигурировали слова “ампир” и “модерн”, а я как раз начала танцевать и закончила на эпохе ампир, так как это было мне ближе всего по духу, так и не перейдя к кринолинам, считая их слишком широкими и неудобными… Поэтому у меня смутное представление о моде после ампира и все вариации модного костюма до конца XIX века сливаются в хаотичном порядке, а вся изученная мною до этого информация, не давала полной картины. До сего дня!
Честно, я не возлагала большие надежды и на эту выставку, так как думала, что это будет, как обычно, несколько платьев, обувь, аксессуары и маленькие информационные надписи к ним… Однако, все оказалось не так просто…
На нескольких этажах павильона развернулась самая масштабная выставка моды XIX века, ИМХО! Честно, к такому я не готовилась, и, полагая, что обойду все за 2 часа, нырнула в эпоху с головой осознала, что и 4-х часов мало. Я еще никогда не видела столько обуви, белья, аксессуаров даже детских вещей ушедшей эпохи… Организаторы постарались на славу - все продумано до мелочей и информативность экспозиции невероятно зашкаливает - есть даже история красителей! Выставку можно смело назвать НАГЛЯДНЫМ учебником по истории моды XIX века… и не только!
Когда мы идем на выставку моды, то, конечно, предвкушаем увидеть одежду и аксессуары. Однако, “мода” - понятие, которое уходит далеко за пределы облачения человека в образ, ведь, мода - это еще и совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определённое время. Именно поэтому информационные стенды выставки, помимо подробного описания эволюцию образов мужчин и женщин XIX века, дублируют исторические события, которые, также оказали влияние на формирование идеологии, стиля в любой сфере жизни и культуры.
Чем быстрее разгоняется человечество, тем быстрее меняется мода, что, собственно, и демонстрируется на экспозиции - XIX век - век прогресса!
Выставку
«Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» можно смело называть еще и машиной времени, где встречаешься с историей лицом к лицу, что вызывает эмоций и чувств от восхищения, до негодования - Как это могли носить? - Начинаешь, примерять на себя образы, теоретически представляя как это надевалось, снималось или носилось, но практически не представляя, как пользовались крючками для застегивания обуви или же как можно было надевать такое количество нижнего белья, учитывая, что верхняя одежда была многослойная и как это все выносилось в жару? Неужели никто не заботился об удобстве или же все было удобно, а нам современным людям просто кажется, что это неудобно…
Еще сложно поверить в реальность картинки, так как все равно ощущение фантастичности не покидает, ведь, все вещи словно сошли с каталогов модных французских журналов и гравюр, что тут же представлены в рамочках на стенах, и вряд ли использовались в жизни…
Но нет… Это было, это жило и это служило и могло быть уничтожено временем если бы не коллекционеры, которые стали их хранителями и дают возможность нам, людям XXI века, увидеть живую историю, а это большая редкость, к тому же, как выяснилось, на выставках не музейных коллекций, можно даже пообщаться с коллекционерами лично, заслушавшись увлекательными историями вещей от нынешних владельцев исторических сокровищ. Мне удалось лично пообщаться Еленой и Назимом Мустафаевыми, чья коллекция обуви покоряет с первого взгляда.
Елена, предваряя посещение последней выставочной площадки, рассказала о коллекции обуви бельгийской марки Eperon d'or (золотая шпора), которая изначально создавалась не для носки, а как произведения искусства и я уже шла наверх с видом эксперта и даже подсказала женщинам в зале, на их возгласы - Неужели это носили!?- что это обувь никогда не носили, она создана для эстетического восхищения (некий фетиш, если вы понимаете о чем я).
***
Замечательно и то, что сошлись мы с с моими собеседницами на том, что такие выставки раскроют женственность даже у самой скромной девочки, а женщинам постарше напомнят, что женщина - прежде всего платье, красивое нижнее белье, изящная обувь… В наше время унисекса, это так необходимо!
Как ни крути, а тема одежды всегда вертится вокруг женской фигуры, которая словно создана для модных силуэтов, но, в тоже время, которую во все времена видоизменяли, порой, придавая неестественные очертания посредством, как ни странно, того же костюма, а XIX век весьма лихо экспериментировал с женским силуэтом.
Однако, платье не может держать внешнюю форму, если нет внутренней. Поэтому, бОльшая часть выставки посвящена белью, а это уникальная возможность заглянуть в святая святых барышень прошлого - под платье и детально рассмотреть что же придавало такие витиеватые формы дамским туалетам.
К тому же, нижнее белье было отдельным произведением искусства не смотря на то, что долгое время было скрыто от любопытных глаз мужчин, которых на выставке тоже не обошли стороной. Ведь, на мужскую моду временами женская оказывала довольно существенное влияние и был период, когда в мужском костюме XIX века даже подчеркивалась талия и увеличивались рукава с помощью буфов на женский манер.
Правда, мужчинам так и не пришлось носить корсеты как женщинам и обошлись всего лишь приталенными силуэтами, когда женская доля была - «терпеть неудобства ради красоты и грации». Времена прошли, но я еще не встречала женщину, которая отказалась бы от этого незатейливого предмета туалета. Конечно, современные корсеты намного удобнее и далеки от старинных, но до сих пор узкая талия - подсознательное желание абсолютной каждой женщины, ведь, это красиво и сразу же притягивает взгляды!
На выставке представлено очень много вариаций корсетов и я еще не видела такого разнообразия женской талии. Однако, классические - где талия на своем месте и напоминает вазу, выжили в незримой борьбе линии талии, которая активно двигалась то вверх, то вниз в XIX веке и отстояла право быть естественной.
Чего нельзя сказать о нижней части женских платьев, потому что нижние юбки меняли свои формы словно подол искал новый угол выпуклости порой поражая длинной шлейфа, уводя силуэт то вширь, то в неестественную стройность.
Меня всегда интересовала такая конструкция как турнюр и, о Боже, я увидела все возможные вариации этого предмета, который формировал невероятные формы «павлиньего хвоста» дам XIX века. Каркасные нижние юбки…. о… отдельная тема!
Прекрасно в выставке и то, что внимание уделено не только одежде и белью, но и аксессуарам, которые расположены в витринах, напоминающих современные магазины, с одним НО - это уже нельзя приобрести, можно лишь любоваться - будь это россыпь старинных пуговиц или же маникюрные наборы, а от разнообразия сумочек просто разбегаются глаза: мне очень приглянулись “сумки ростовщика».
Нельзя пройти мимо коллекции редких веерами Евгении Доремидовой, ведь, этот аксессуар как и корсет периодически появляется в гардеробе современной женщины, но уже в более упрощенном виде.
Образ человека XIX века был бы неполным без тонких ноток истории духов от Элины Арсеньевой (Санкт-Петербургский Музей парфюмерии), которая оживила «ароматы времени» и на каждом этаже экспозиции можно вкусить их аромат.
Вышла я с выставки полностью ошарашенная количеством новой информации, которую сразу же захотелось изучить и более детально рассмотреть те же модные карикатуры “Le bon genre” Ла Мезанжера или что стало с маркой обуви Eperon d'or и пр… Даже приобрела путеводитель по выставке, чтобы было наглядное пособие, эволюции костюма и пойти дальше знаний “платья сперва были узкие, широкие, а потом короткие”...
P.S. После выставки я подумала, что мода не терпит войн, а вот революции всегда приветствует, ведь, это перерождение и поиск нового в «забытом» старом.
Выставка проходит в павильоне «Рабочий и колхозница» по адресу Проспект Мира, 123 б
Вт - Вс 11:00 - 22:00
26 октября 2023 - 20 апреля 2024
#москва_люблю #moskva_lublu #moda #moskvalublu #вднх #рабочийиколхозница