Уолт Ричмонд: Работорговлю в Черкесию привезли генуэзцы

Apr 09, 2013 13:03

Уолтер (Уолт) Ричмонд - профессор из американского университета Occidental College, Лос-Анджелес. Он является автором вышедшей две недели назад книги "Геноцид черкесов", опубликовал многочисленные научные работы, посвященные истории Черкесии, истории Сочи. Ниже выкладываю перевод одной из его статей.

Одним из самых неверно интерпретируемых аспектов истории Северного Кавказа является работорговля. Несмотря на то, что рабы были одной из статей экспорта со времен греческих торговых колоний в Крыму, а также их наследников, именно генуэзцы превратили работорговлю в крупный бизнес.

К концу XIII века по крайней мере 39 генуэзских факторий были основаны вокруг побережья Азовского моря. В них проживали и вели разнообразную торговлю итальянцы, татары, черкесы, абхазы, армяне, греки и славяне. Центром генуэзской общины был город Каффа, современная Феодосия. Другие крупные фактории и поселения протянулись по черноморскому побережью до самого Сухума (1). Представляется весьма вероятным существование подобного поселения и в районе современного Сочи.

Генуэзцы монополизировали торговлю в восточном Причерноморье. Их коммерческие экспедиции забирались вглубь Северного Кавказа до самого Дагестана и каспийского побережья. Черкесы и генуэзцы были соправителями в городах Матрега, Копа и Мапа, а в середине 15 века в Матреге правил Заккария Гвизольди, которого Тамара Половинкина считает отпрыском черкесско-генуэзского брака (2). Мне также встречалось упоминание того, что у Гвизольди была и еврейская кровь, хотя я не могу припомнить источник информации. Вообще, евреи составляли значительное число жителей Крыма до самого монгольского вторжения. Ко времени правления Гвизольди большинство из них выехало в города Киевской Руси.

Встречается утверждение, что рабы являлись основным (а с точки зрения некоторых русских историков - единственным) товаром, которым торговали на Северном Кавказе, хотя на самом деле в регионе шла интенсивная торговля зерном, хелбом, воском, рыбой, икрой, мехами, шерстью, шелком, медными и железными изделиями, золотом, серебром, драгоценными камнями, костью, фарфором, стеклом, солью и пряностями. Китайские шелка были обнаружены в зихских (зихи- название черкесов в раннее средневековье-прим.перев.) захоронениях, подтверждая факт того, что Великий Шелковый Путь продолжал проходить через Северный Кавказ во времена генуэзского правления. Генуэзцы установили систему тарифов и налогов, что привело к восстанию против Гвизольди в 1457 г. (3)

Тем не менее, утвердившись в регионе, генуэзцы возвели работорговлю до невиданных ранее масштабов. Генуэзские суда вывозили рабов с Северного Кавказа на рынки по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку. К середине XIII века они установили монополию в работорговле. В большинстве рабы были черкесами, абхазами и представителями других народов Северного Кавказа, которых продавали татары, славяне и черкесы. (4)

Расширение масштабов работорговли генуэзцами скорее всего посеяло семена классовых противоречий в регионе. На черкесские села с целью похищения мужчин, женщин и детей нападали не только сами генуэзцы, теперь рейды на обедневших соотечественников совершались и черкесскими аристократами, преследовавшими цель легкой наживы. (5) Я очень хотел бы, чтобы нашлись документальные хроники, в которых отражалась бы эта часть черкесской истории. Хотелось бы знать, имели ли эти события связь с падением власти аристократов среди абадзехов и шапсугов (субэтнические группы черкесов-прим.перев.), которые свергли власть нобилей в 1796 г. К сожалению, скорее всего, эта глава черкесской истории останется ненаписанной.

Генуэзцы еще более увеличили поток рабов из региона с созданием Фатимидами в Египте Мамлюкской гвардии около 1200 г. (6) В течение последующих 150 лет громадное число черкесов было направлено в Египет, где они и тюркские рабы составили подавляющее большинство знаменитых мамлюков. Когда монголы изгнали генуэзцев в середине XIII века, они легко прибрали к рукам работорговлю, и продолжили расширять ее масштабы. (7)

Черкесы в Египте часто привозили к себе родственников, чем вызвали серьезный демографический кризис на родине. Когда регион попал в 1438 году под контроль Крымского ханства, татары захватили высокоцентрализованную систему работорговли в свои руки и переправили поток рабов в Османскую империю. В связи с тем, что политические связи между Крымом и османским правительством были очень тесными и часто переплетались, работорговля получила новый толчок и татарские набеги на черкесские земли приобрели регулярный характер и стали бедствием для Северо-Западного Кавказа на последующие 300 лет.

Крымские набеги были, как правило, опустошительными. Османский историк Ибн Кемаль, ставший свидетелем одного из набегов, так описывал эти события в 1479 году:

"По приказу государя-завоевателя мира (...), люди победоносного войска прошли горы, во множестве пересекли Чёрное море и достигли страны черкесов. В этой стране каждый день храбрецы своими острыми мечами снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; В каждом селении страны черкесов пленили по 50-100 красавиц, обратили в рабство множество пленников." (8)

Как следует из указанного отрывка, черкешенки становились жертвами этих набегов так же, как и черкесы. Черкешенки считались чрезвычайно красивыми и во множестве продавались в гаремы Ближнего Востока, а также в Европу.  (9)

Понятно, что такие набеги разрушали и любое единство среди черкесов. Огромное количество молодых людей и девушек, которых отбирали у местного населения, вредили росту населения. Кроме того, постоянные набеги генуэзцев, монгол и татар, имевшие целью захват рабов, создавали атмосферу постоянной войны в регионе. Это сделало невозможным создание крупных постоянных населенных пунктов, в которых могло бы развиться урбанизированное общество. Вместо этого черкесы превратились в мобильное милитаризированное общество, в котором, в отличие от их более ориентированных на торговлю предков, они изолировались и с подозрением относились к чужестранцам. И, безусловно, рейды черкесской аристократии на своих истощенных войной соотечественников только усиливали классовую вражду, препятствуя национальному единству.

Это также объясняет, почему именно жившие в уединении от других группы - абадзехи, шапсуги и убыхи - избрали путь самоизоляции и приложили максимум усилий по отражению нападений русских в XIX веке. Шапсуги в особенности принимали у себя черкесов из других групп. Легко представить, как постоянные набеги крымцев, уничтожавших целые общины, заставляли большие группы людей искать убежища у живших высоко в горах шапсугов, так, вреоятнее всего, прекратило существование когда-то могущественное черкесское племя Жанэ. Столетиями убеждаясь в том, что поражение означало порабощение, они предпочли сражаться с русскими войсками насмерть.

[1] Е.С. Зевакин, Н. A. Пенчко, “Очерки по истории Генуэзских колоний на Западном Кавказе в 12 и 15 вв.”, Исторические записки, 1938, стр. 79, 83
[2] Т.В. Половинкина, Черкесия - Боль Моя: Исторический очерк (Древнее время-начало XX в.). Майкоп: РИПО (Адыгея), 1999: стр. 41.
[3] Л.И. Лавров. “K истории русско-кавказских отношений в 15 веке,” Ученые записки Адыгейского НИИ языка, литературы и истории. Майкоп, 1957, стр. 18.
[4] Р.Ж. Бетрозов. Адыги-возникновение и развитие этноса. Нальчик, Эльбрус, 1998, стр. 184-85.
[4] Т.В. Половинкина, Черкесия - Боль Моя: Исторический очерк (Древнее время-начало XX в.). Майкоп: РИПО (Адыгея), 1999: стр. 198.
[5] Р.Ж. Бетрозов. Адыги-возникновение и развитие этноса. Нальчик, Эльбрус, 1998, стр. 199.
[6] Гарданов, В.К. "Адыги, Балкарцы и карачаевцы в изданиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 194, стр. 48.
[7] Е.С. Зевакин, Н. A. Пенчко, “Очерки по истории Генуэзских колоний на Западном Кавказе в 12 и 15 вв.”, Исторические записки, 1938, стр. 91.
[8] Ibn Kemal. “Tevarih-i Al-i Osman. III Defter,” Türk Tarih Kurumu Yayınlarından III. Seri, No. 5. Türk Tarih Kurumu Basımeri. Ankara, 1957, pp. 457-58.
The Genoans Bring the Slave Trade to Circassia
This is the seventh installment of my series on the history of Sochi for SochiWatch.

One of the most misunderstood aspects of North Caucasus society is the slave trade. While slaves had been one of the exports of the Greek colonies in the Crimea and the subsequent rulers of the colonies there, it was the Genoans who turned the slave trade into a major industry.
Toward the end of the thirteenth century at least 39 Genoese colonies were established around theSea of Azov. Italians, Tatars, Circassians, Abkhazians, Armenians, Greeks and Slavs lived and traded all sorts of goods there. The center of the Genoese community was Caffa (modern Feodisiia). Other important centers and settlements stretched all the way to modern Sukhumi.[i]It’s reasonable to assume that one such settlement was at or near Sochi as well.
The Genoans monopolized trade in the eastern Black Sea. They sent flotillas deep into the North Caucasus as far as Dagestan and even out onto the Caspian. Matrega, Kopa and Mapa were co-ruled by Circassian and Genoese sovereigns, and in the mid-15th century Matrega was ruled by Zakkariia Gvizoldi, whom Tamara Polovinkina claims was the product of a Circassian-Genoese marriage.[ii]I’ve also read that Gvizoldi was part Jewish, although I don’t recall the source. Actually, many Jews did live in the Crimea until around the time of the Mongol invasion. Most of them had left for the cities of Kievan Rus by the time of Gvizoldi’s reign.
The notion that slaves were the primary (and in some Russian accounts, only) commodity traded in the North Caucasus, in actual fact grains, bread, beeswax, fish, caviar, furs, wool, silk, copper and iron handicrafts, gold, silver, precious stones, ivory, porcelain, glass, salt, and incense were all traded extensively. Chinese silk has been found in Zikh graves, demonstrating the Great Silk Routecontinued to pass through the North Caucasus under Genoese rule. The Genoans established tariff and tax regimes, which led to an uprising in 1457 against Gvizoldi.[iii]
Nevertheless, once the Genoans were established, they dramatically escalated the slave trade. Genoese vessels took slaves from the North Caucasus to markets throughout the Mediterranean and the Middle East. By the mid-13th Century they had established a monopoly on the slave trade. The majority of the slaves were Circassians, Abkhazians and other North Caucasus peoples, who were sold by Tatars, Slavs, and Circassians.[iv]
The Genoese escalation of the slave trade probably sowed some seeds of class conflict in the region. Not only did the Genoans raid Circassian villages to kidnap men, women and children, Circassian aristocrats began to raid their impoverished kinsmen for a quick profit.[v] I really wish there were some documents somewhere that chronicled this particular part of Circassian history. I’d be interested to know how this contributed to the downfall of the aristocrats’ power among the Abzakhs and Shapsugs, who overthrew their aristocrats in 1796. Unfortunately, I’m afraid this will remain an unwritten chapter in Circassian history.
The Genoans accelerated the slave trade even more when the Egyptian Fatimid Dynasty formed the Mameluke Guards around 1200.[vi] Over the next 150 years vast numbers of Circassians were sent to Egypt, where they and Turkish slaves comprised the overwhelming majority of the famous Mamelukes. When the Mongols ran out the Genoans in the mid-13th Century, they took over the slave trade with little difficulty. They accelerated the slave trade further still.[vii]
The Circassians in Egypt frequently sent for their families to join them. This caused a major population drain on their homeland. When the Crimean Khanate gained control of the region in 1438 the Tatars took control the now highly organized slave trade and redirected the flow toConstantinople. As the political ties between the Khanate and the Ottoman government were very close and often intertwined, the slave trade accelerated yet again and Tatar raids into the Circassian lands became a regular feature of Northwest Caucasus life for the next 300 years.
Crimean raids were usually devastating. Ottoman historian and eyewitness Ibn Kemal describes one such raid that happened in 1479:
On the order of the Ruler and Conqueror of the World [ . . . ] the people of the victorious army crossed the mountains [ . . . ] they crossed the Black Sea and struck into the land of the Cherkess. In this land, each day the brave warriors cut off the heads of the rebels who battled against the gazis with their sharp swords, and having hacked these dishonorable rebels into pieces [ . . . ] threw them to the crows. [ . . . ] From each Cherkess village 50-100 beauties [ . . . ] were taken, and a great number were taken as slaves.[viii]
As this passage reveals, Circassian women were victims of these raids as well as men. Circassian women were considered extraordinarily beautiful and were sold in large numbers into the harems in the Middle East and Europe.[ix]
It’s not to hard to see how such attacks would destroy whatever unity the Circassians had. The sheer numbers of young men and women removed from the local population crippled population growth. In addition, constant raids by Genoese, Mongol and Tatar slave expeditions created an atmosphere of perpetual warfare in the region. This made the establishment of large permanent settlements around which an urban society could evolve impossible. Instead the Circassians became a mobile, militarized society which, in contrast to their more mercantile oriented ancestors, isolated themselves and viewed outsiders with extreme suspicion. And of course, Circassian aristocratic raids on their own impoverished kinfolk could have only increased class animosity and impeded national unity.
It also explains why the most isolated tribes-the Abzakhs, Shapsugs and Ubykhs-chose the path of isolation and were so determined to drive off the Russians in the 19th century. The Shapsugs particularly accepted people from other tribes. With the regular Crimean raids destroying entire communities, it’s not hard to imagine large numbers of people fleeing to the high mountains and joining up with the Shapsugs. In fact, this was probably the fate of the once formidable Jane tribe. Having seen that for centuries defeat equaled enslavement, they chose to fight to the death against the Russians.

[i] E. S. Zevakin, N. A. Penchko, “Ocherki po Istorii Genuezskikh Kolonii na Zapadnom Kavkaze v 12 i 15 vv,” Istoricheskie Zapiski, 1938, p. 79, 83
[ii] T. V. Polovinkina, Cherkesiia-Bol’ Moia: Istoricheskii Ocherk (Drevnejshee vremia-nachalo XX v.). Maikop: RIPO (Adygeia), 1999: p. 41.
[iii] L. I. Lavrov. “K Istorii Russko-Kavkazskikh Otnoshenii v 15 v,” Uchenye Zapiski Adygeiskogo NII Iazyka, Literatury i Istorii. Maikop, 1957, p. 18.
[iv] R. Zh. Betrozov. Adygi-Vozniknovenie i Razvitie Etnosa. Nal’chik: Elbrus, 1998, pp. 184-85.
[iv] T. V. Polovinkina, Cherkesiia-Bol’ Moia: Istoricheskii Ocherk (Drevnejshee vremia-nachalo XX v.). Maikop: RIPO (Adygeia), 1999: p. 198.
[v] R. Zh. Betrozov. Adygi-Vozniknovenie i Razvitie Etnosa. Nal’chik: Elbrus, 1998, p. 199.
[vi] Gardanov, V. K. Adygi, Balkartsy, i Karachaevsty v Izdaniiakh Evropeiskikh Avtorov XIII-XIX vv.Nal’chik: Elbrus, 1974, p. 48.
[vii] E. S. Zevakin, N. A. Penchko, “Ocherki po Istorii Genuezskikh Kolonii na Zapadnom Kavkaze v 12 i 15 vv,” Istoricheskie Zapiski, 1938, p. 91.
[viii] Ibn Kemal. “Tevarih-i Al-i Osman. III Defter,” Türk Tarih Kurumu Yayınlarından III. Seri, No. 5. Türk Tarih Kurumu Basımeri. Ankara, 1957, pp. 457-58.

Черкесия, история, османы, евреи, Уолт Ричмонд, генуэзцы, работорговля, черкесы

Previous post Next post
Up