"Для того, чтобы жизнь в стране изменилась, для того, чтобы хоть как-то, но принципиально изменить текущую ситуацию, те, кто придут к управлению, должны обладать - обязательно - четырьмя качествами.
Первое. Они должны быть почти святыми, то есть, они должны быть высоко-этичными, чистыми людьми, почти святыми - не желать, причем активно не желать воровать, в любой форме.
Второе. Они должны быть очень высококвалифицированными управленцами, менеджерами. Под «менеджерами» определим тех, чья специальность - принимать решения. Они должны уметь - и практически, и психологически - выживать в пространствах колоссальной неопределенности, больших потоков информации, и все это превращать в правильные действия. Правильные - это какие? Которые действительно идут в сторону развития, - причем, не на 2-м шаге, чтобы на 5-м обрушиться, а даже чтобы и на 385-м не обрушилось, а приросло пользой. Где найти таких людей?
Третье. Кроме этого, они должны быть философами. У них должно быть стратегическое видение, способность к анализу, умение видеть не только в экономическом, не только в политическом, не только в социальном аспекте. Они не только должны уметь управлять «на практике», то есть, быть хорошими управленцами, хозяйственниками, организаторами жизни, но их сознание, их представление, видение происходящего и его перспектив - все это должно находиться на стратегическом уровне. Таких людей тоже в обществе… маловато.
И четвертое. Они должны быть… человечными. Они не должны хотеть проливать кровь, или бросать народные массы в жернова прогресса ради хороших целей. Забота о людях должна быть их естественным качеством. Несмотря ни на что! Несмотря на то, что никто не скажет им «спасибо»... Впрочем, мы опять перешли к первому."
"До тех пор, пока люди друг друга боятся, не доверяют, пытаются обдурить, обжулить, исходят из того, что своя рубашка ближе к телу, а если я подвигаюсь, то только на короткое расстояние, но принципиальная позиция у меня «мои интересы превыше всего», а ее форма проявления отражает лишь степень мягкости характера - пока люди стоят на этой обычной позиции, никаких принципиальных изменений в обществе не будет. И сегодняшние оппозиционеры через какое-то время станут теми же самыми бюрократами, управленцами, ненавистниками простого народа, как это произошло с волной «новых» управленцев в 91-м году, или в 1917-м.
Ничего уже нельзя изменить в обществе, стоя на позициях «мне, мое». Время, когда это было возможно - прошло. Так же, как и время демонстраций. Исторический поезд ушел."
ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА. О выступлениях оппозиции и… альтернативе. Александр Клейн, январь 2011