сентябрь 1939 - апрель 1940
Когда мне было всего двадцать- двадцать два года, я был озабочен "судьбами мира" (что было, в принципе, нормально для этого возраста, мне кажется). Я старался понять историю своей страны, хотя и был технарем. Благо, библиотека Иностранной литература располагалась в ста метрах от нашего института, там был более-менее хороший буфет...
Я решил сам прочитать газету "Правду" с 1917. Но... на мое удивление "Правда" была в закрытом доступе и для меня были доступны номера с середины 1939 по середину 1945 года, в которые я и окунулся.
Это было странное чувство - быть богом, вернее, пророком - ведь мне был известен исход войны, результаты битв. Копировать было нельзя, но кратко я старался записать суть того, что мне показалось интересным.
Поэтому, увы, вам придется смотреть на события почти столетней давности моими глазами.
То, что выделено курсивом - цитаты из газеты. Итак, начнем.
10.09.1939 Частичный призыв в Красную Армию
13.09.1939 Недовольство украинского и белорусского населения в Польше.
14.09.1939 Нарушение польским самолетом границы СССР
15.09.1939 «Поляки жгут дома белоруссов»
18.09.1939 17 сентября советские войска перешли польско-русскую границу
21.09.1939 «Гитлер подчеркнул далее ограниченности целей Германии и высмеял утверждения английских государственных деятелей о том, что Германия, якобы, намерена завоевать всю Европу, до Урала. «Мы договорились с Россией. В конце концов, мы заинтересованные в этой договоренности соседи. Если вы полагаете, - заявил Гитлер, обращаясь к Англии, что мы при этом вступили в конфликт, то вы ошибаетесь…» Из речи Гитлера в Данцинге, 20 сентября»
22.09.1939 Установление между Германией и СССР демаркационной линии по Варшаве.
25.09.1939 Германия сообщила, что польская компания закончена.
29.09.1939 Договор о дружбе и границе между СССР и Германией (о разделе Польши, граница как сейчас). Сдалась Варшава.
4-6.10.1939 Заключение с Латвией, Литвой, Эстонией соглашения о военных базах. Например, Латвия предоставила базы в Лиепае, Вентспилсе и плюс аэродромы.
12.11.1939 «В то время, как капиталистические державы Европы разрешают войной спорные вопросы и угрожают вовлечь в войну другие государства, Советский Союз проводит политику мира» (цитата из финской газеты)
13.11.1939 Тяжелое военное положение в Финляндии
25.11.1939 Рост недовольства финского народа политикой правительства.
Фотография взята из открытых источников Интернета.
27.11.1939 Наглая провокация финляндской военщины. Нота СССР Финляндии.
29.11.1939 «Нашему терпению приходит конец!»
30.11.1939 Из Финляндии отзывается представитель СССР. Речь Молотова
01.12.1939 Объявлено состояние войны с Финляндией
02.12.1939 Обращение правительства Финляндской Демократической Республики за помощью к СССР.
26.01.1940 Обзор войны Англия и Франция против Германии.
13.03.1940 1. Мирный договор с Финляндской Республикой
2. Роспуск правительства Финляндской ДР
02.04.1940 Германская «Белая книга» - доказательства, что Германия не виновата в войне с Польшей - полная перепечатка в газете.
05.04.1940 Закон о самовольном использовании в личных целях земель, принадлежащих колхозам и совхозам и о самовольном снятии урожая для личных нужд.
06.04.1940 Закон о налогах
Подоходный налог - 1000рублей = 34рубля + 6% от суммы, превышающей 700 рублей.
Сбор на нужды культуры и жилищного строительства - 1000рублей = 21,31рубль + 5,5% от суммы, превышающий 700 рублей.
08.04.1940 Линейный транспортный самолет в 1950г
… Это огромный моноплан со средним расположением крыльев, с полетным весом до 100тонн. Основным типов будет четырехмоторный самолет. Мощность мотора дойдет к 1950 году до 4 тысяч лошадиных сил, а, возможно, и выше. Вероятная скорость такого самолета 480-640 км в час. Самолет 1950 года будет совершать свои полеты на высотах до девяти километров. Этот сухопутный самолет вполне сможет перелетать через океаны, сделавшись к 1950 году решительным соперником летающей лодки. Вследствии сильного укрупнения самолета 1950 года на нем будет больше свободной площади. Спальные койки будут длинее, шире и с лучшими пружинными матрасцами. Исчезнут два бича воздушного путешествия: постоянное изменение давления и болтанка.
09.04.1940 Англия и Франция минируют воды Норвегии.
07.05.1940 Скоростные самолеты дают возможность меньше чем за девять часов пролететь от Москвы до Тбилиси. Из Москвы до Новосибирска можно долететь за 12 часов 35 минут. Меньше суток продолжается путешествие от Москвы до Алма-Ата, меньше двух суток - до Владивостока. В этом году на самолетах Гражданского воздушного флота намечается перевести… около 300 тысяч пассажиров.
--
Первый рейс Москва - Тбилиси
Ясным, солнечным утром поднялся сегодня с Московского аэродрома серебристый двухмоторный моноплан «ПС-84», управляемый пилотом-орденоносцем Д.Пакунашвили. В 7 часов 10 минут, точно по расписанию, самолет отправился первым рейсом в столицу Грузии. Новая линия протяжением в 1895км идет через Воронеж, Ростов-на-Дону, Сочи, Сухуми, Кутаиси.
В 21-местной комфортабельной кабине, в удобных мягких креслах, расположились 18 пассажиров. В кабине просторно, покойно, много света и воздуха. Можно разговаривать не повышая голоса.
Буфетчица, или, как ее здесь именуют, стюардесса Аня Косарева предлагает пассажирам бутерброды, нарзан, боржоми. Она вынимает пачку книг и раздает их желающим. Но читать пока никто не собирается. Все приникли к окнам, разглядывая расстилающую внизу картину.
Самолет мчится со скоростью 260км в час на высоте 2500 метров. Под крыльями машины проплывают поля и леса…
…Вдали, в туманной дымке, белеют вершины Кавказких гор. Вот машина уже мчит над ними на высоте 3000 метров. Преодолев хребет, самолет вышел к Черному морю. Море спокойно. Через трубки вентиляции в кабину врывается свежий морской воздух…
хххх
Продолжение следует.
Сначала статья появляется на Дзене, а потом здесь. Поэтому, добро пожаловать на мой канал
https://dzen.ru/id/5e4bb66911638a2a18c0f39d Эти заметки для тех, кто любит и хочет понимать свою историю и страну.
Что было - того не изменишь, нравится нам это или нет.
Любые ОРУЩИЕ комментарии буду удалять без предупреждений - извините.