Мои модели. Немецкий паровоз Т9 из Вюртемберга.

May 02, 2021 18:39

Давным-давно купил модель паровоза Т9 от компании Fleischmann и столько набралось вопросов и размышлялок, что описание всего этого тянулось и тянулось. И вот на праздники, когда прошли командировки и написание отчетов, я решил, что «так жить нельзя» и решил выложить труды моих измышлений.

Württembergische T 9
Fleischmann 703002 Типоразмер N, масштаб 1:160



Сначало о прототипе модели (из немецкой Википендии)

Вюртембергский паровоз T 9 строился по образцу прусских T 9.3 в 1906 и 1907 годах.
На заводе Maschinenfabrik Esslingen было построено аж 10 экземпляров с очень небольшими отклонениями от прусской версии. Паровозы использовались для грузовых и пассажирских перевозок на второстепенных линиях. Во времена Deutsche Reichsbahn этим паровозам были присвоены номера от 91 2000 до 91 2010.
Длина паровоза - 10.700мм
Максимальная скорость - 60км/час
В 1950 году эти локомотивы были изъяты из эксплуатации.
Всё коротко и четко - совсем по немецки: родился, жил и помер.

Далее ниточка тянется к заводу.
Завод Maschinenfabrik Esslingen был основан 11 марта 1846 года (то есть ровно 166 лет назад) по инициативе самого короля Вюртембегскоко королевства, чтобы быть промышленно независимыми.
Прошло полтора года и завод выпустил первый паровоз для Королевской Вюртембергской государственной железной дороги (KWSt.E.). И уже в 1870 году завод выпустил тысячный паровоз. Затем компания начала производить суда для внутреннего плавания, электровозы, железнодорожные вагоны и трамваи.
Но постепенно компания проигрывала: в 1966 году были проданы последние локомотивы для Индонезии, производство грузовых автомобилей было прекращено в 1968году и все перешло в компанию Daimler.

То есть, если совместить историю паровоза Т9 и историю завода, эти десять паровозов были мимолетным эпизодом в истории завода и страны (я имею в виду королевство Вюртемберг). И даже во времена работы этих паровозов, то есть лет сто назад, они были очень редки (примерно, как «Запорожец» сейчас в Москве).
Посмотрим с другой стороны - со стороны Пруссии, откуда взяли образец для этих паровозов. Получается Вюртемберг поступал так, как поступал Китай до последнего времени: взять образец и скопировать.
В Пруссии было построено 2060 паровозов Т9.3. Причем еще 10штук закупило королевство Вюртемберг (Стоп, так Вюртемберг сам построил Т9 или закупил у Пруссии? Или это проблемы перевода Гугла или проблемы Википендии?) и Эльзас-Лотарингия закупила 132 паровоза этого типа (значит, теоретически можно встретить локомотив в раскраске и надписях этого государства?).
В 1925 году локомотивы этого типа были обозначены как 91.3-18 и 91.20. Во время второй мировой войны эти локомотивы попали также в Бельгию.
Вывод из эксплуатации паровозов 91-й серии начался сразу после войны, хотя часть из
паровозов в начале 50-х годов была переделана под паровозы с перегретым паром.
Окончательно паровозы были списаны в ФРГ в 1964 году, а в ГДР - в 1971.
После второй мировой войны шесть паровозов 91-й серии оказались в Австрии и работали там до 1957года.
Сейчас паровозы этой серии находятся в Берлине (91 936) и в Дрездене (91 896).

**
Вю́ртемберг (нем. Württemberg) - историческая область на юго-западе Германии, часть региона Швабии, центральным городом которой на протяжении длительного периода был Штудгарт. В прошлом герцогство, затем королевство; с ликвидацией монархии стал свободным народным государством в составе Веймарской республики, которое было упразднено после Второй мировой войны. С 1952 года - в составе федеральной земли Баден-Вюртемберг.
Википендия дает только одну фотографию именно паровоза Т9 из Вюртемберга.



В моделе это выглядит немного не так:



А это, согласитесь, достаточно вольная версия оригинала.
Начнем с окраски. Фотография оригинала черно-белая и поэтому невозможно сказать каким цветом был покрашен паровоз. Но, обратите внимание, что паровоз на снимке имеет три градации серого:



Паровоздушный насос (по русской версии Википендии) или тормозной цилиндр (по немецкой версии ВК) - он явно черный, примерно, вот такой:



Далее, там, где кончается перило, явно видна граница двух цветов. Может быть, двух оттенков зеленого, или зеленого и серого, но уж точно не зеленого и черного (потому что пример черного цвета у нас уже есть).
Фляйшман делал и другой вариант окраски:



Все эти разговоры не стоят и выеденного яйца, если нет информации, как в действительности их красили. :-)

Вторая проблема, которая «вылезла», возникла из того, что в этом варианте модели компания сделала старение ходовой части. Выглядит это шикарно до тех пор, пока паровозик стоит на месте (а еще лучше - на стенде). Как только он начинает движение (даже самое медленное) «застаренные» и поэтому неконтрастные дышла становятся невидимыми. Теряется тот самый кайф, который я люблю в паровозах - медленное движение дышл и ускорение их движения, а затем они сливаются в одно светлое облачко.

На фотографии музейного 91 134 все дышла также покрашены темным цветом:



И третья, немаловажная для меня: паровоз сверху не выглядит паровозом - слишком мало деталей и моделька выглядит этакой коробочкой.



Вопрос второй - та красная пимпочка, которая изображает парораспределительный механизм. На оригинале он явно другой. На модели же от оттопыривается, и поэтому на фотографии в «три четверти», он прямо выпирает из модели, как будто что-то в модели встало колом.







Я понимаю, что уменьшение в 160 раз не позволяет отобразить всё по настоящему, но здесь не слишком ли вольная интерпритация?

Отсюда вывод: данная модель будет очень хорошо смотреться на стенде, где взгляд зрителя будет направлен прямо на боковую поверхность. Но на макете, где взгляд практически всегда сверху вниз, она не произведет впечатления.

А так выглядит прусский Т9 на чертежах



На фотографии оригинала также нет обручей вокруг котла, они появились позже. Если Фляйшман хотела показать именно модель Вюртембергского паровоза Т9, то оно должно было изменить не только покраску и надписи. Модель, увы, выглядит упрощенной.

Но, как бы то ни было, придется прикупить Вюртембергские вагончики для него. :)

Еще пара фотографий Т9 из истории (правда, не знаю, чей :-)  )





Если мне память не изменяет, Т9 есть в Варшавском музее.

Я хотел добавить еще фотографии паровозов 91 серии, но это уже, согласитесь, другая история. :)

модели железных дорог, типоразмер N, масштаб 1:160, моделизм

Previous post Next post
Up