Духовность как псевдопонятие

Jan 30, 2008 23:02


Атеистам лучше употреблять понятие "душевная жизнь" (как синоним психического), а о "духе" и "духовности" пусть рассуждают верующие. Дух, духовность - ложное понятие. Хорошо известно, что такое ум, чувства и воля, соответственно, интеллектуальная и душевная жизнь (воля придаёт направленность и устойчивость тому и другому). А духовность - духовная жизнь это псевдопонятие: если в него не вкладывать ничего священного (не иметь в виду ту бессмертную душу, что вкладывается богом) она сводима или к первому или ко второму.

Понятие «духовность» связано с тем простым фактом, что человек в отличие от животных действует на основании определенных идей. А раз действует, значит должен разбираться в тех идеях, которые рождает у него жизнь, и идейках, которые подбрасывают всякие социальные партнёры. Уметь отделять приемлемое от неприемлемого, то что ты можешь изменить, от того что надо просто вытерпеть и пр. Это умение понимать те идеи на основании которых ты действуешь и совершенствовать их делать лучше, и есть духовность. Но если не верить в божественный источник этой способности, как делают верующие, то она целиком сводима к интеллектуальной жизни (мудрости) или к эмоциональной жизни (чуткости к людям, душевности). Соответственно и особого понятия не надо. Отсюда «духовность» никак не связана ни с нравственностью, ни с какими-то особями знаниями недостижимыми просто «усилием ума».

Понятие "духовности" ошибочно в том числе и потому что искусственно отрывает мышление от этики.

Ещё Сократ говорил, что кто разумно мыслит, и поступать будет добро, злой поступок - это поступок недальновидный глупый. Когда человек попадает в проблемную ситуацию (или что то же самое задумывается над жизнью, "как мир устроен") ему нужна "хорошая идея" как эту ситуацию разрешить, построив определённый план действий, программу поведения (или создав объясняющую теорию). Соответственно, человек должен уметь обдумывать идеи, которые ему приходят в голову и которые подбрасывает жизнь, взвешивать их и выбирать лучшие.  И эта способность у нас общая с высшими животными: уже человекообразные обезьяны умеют анализировать чужие поступки, отделяя в них «верные идеи» от «неверных» и «лживых».

Если смотреть на этот процесс работы с идеями с точки зрения самого мыслящего и действующего индивида, то это работа интеллекта и чувств (когда одни идеи симпатичны, другие наоборот). Если смотреть на ту же самую работу интеллекта и чувств со стороны, с точки зрения результатов этой деятельности, если оценивать что получилось хорошо или плохо - то это уже этика. Соответственно этика - это не более чем оценка качества работы интеллекта и чувств со стороны социума, общественных настроений и общественной морали (зависящей от классовой принадлежности моралистов).

Слово духовность появляется лишь тогда, когда мы заморачиваемся на божественном источнике способности различать добро и зло, но она-то как раз - вполне человеческая и, опять же общая с антропоидами. А имеющиеся различия чётко указывают на социальный источник и ума, и морали у людей.
 

этика, понимание, атеизм, философия

Previous post Next post
Up