Они призывали убивать («Письмо 42-х»)
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HONOUR/LETT42.HTM Но были не потерявшие совести («Письмо трёх»)
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HONOUR/VV_H3_W.HTM И первая попытка расследования-
- материалы комиссии Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/RUHIST/BASENESS.HTM Что известно сейчас
«…Комиссией опровергаются, с одной стороны, ельцинская версия о путче "красно-коричневых" с целью свергнуть законно избранного Президента и восстановить в полном объеме Советскую власть, а с другой - некоторые сведения, распространявшиеся сторонниками Верховного совета.
Так, не подтвердились версии об использовании президентской стороной разрывных пуль и пуль со смещенным центром тяжести, о массовых случаях глумления над телами погибших и массовых фальсификациях данных судебно-медицинской экспертизы, об участии в событиях боевиков военизированной сионистской организации "Бейтар" и т.д.
В докладе комиссии убедительно показано, что Верховный совет и Съезд советов отнюдь не были коммуно-фашистами, а придерживались строго правовых позиций, выступая в защиту действовавшей тогда Конституции и законности *. Именно это обеспечивало им симпатию и поддержку значительной части москвичей, которые постоянно находились у Белого дома, пока проход туда был возможен, и устраивали стихийные акции протеста против действий властей.
* Б.Н. Ельцин в дневнике, оправдывая свое поведение, все же вынужден был признать, что формально он нарушил Конституцию, пошел на антидемократические меры и разогнал Парламент "ради того, чтобы демократия и законность утвердились в стране" (Ельцин Б. Записки Президента. М., 1994. С. 361).
Пропрезидентский лагерь опирался на государственный аппарат принуждения, в особенности на специально выращенные и уже опробованные к тому времени силы ОМОНа. Когда жесткая блокада Дома советов, подкуп и переманивание депутатов не дали ожидаемых результатов, правительственная сторона прибегла к вооруженному подавлению действий своих противников. Ее акции получили одобрение некоторой части населения столицы, в том числе известных представителей творческой интеллигенции, напуганных стихийными выступлениями противников ельцинского государственного переворота.
В оправдание своих действий правительственная сторона всячески муссировала слухи об "оружии", которое якобы бесконтрольно раздается членами Верховного совета и угрожает безопасности населения Москвы. Собранные комиссией сведения позволяют развеять эту легенду.
Установлено, что, кроме пистолетов, являющихся комнатным оружием, в распоряжении защитников Верховного совета осталось от переставшего существовать департамента охраны Белого дома 310 автоматов (с. 67), ни одного пулемета и гранатомета, не говоря уже о бронетехнике, в Белом доме не было. Общая численность боевых формирований, созданных для защиты Дома советов, не превышала 350-400 человек (с. 79-80). Против них были брошены кадровые воинские части и ОМОН численностью в несколько тысяч человек, рота танков (10 машин), 61 бронированная машина (с. 210-211). Неудивительно, что нападавшие встретили только слабое сопротивление защитников Белого дома, причем следы выстрелов были обнаружены, по данным Генпрокуратуры, в стволах лишь 122 единиц оружия защитников Белого дома (с. 67, 233).
Расследование комиссии показало также, что "штурма" телецентра в Останкино, послужившего правительству поводом для захвата Дома советов, не было, да и не могло быть.
Генерал А.М. Макашов и народный депутат И.В. Константинов приехали туда для переговоров о предоставлении эфира представителям Верховного совета в сопровождении охраны из 16 человек, вооруженных автоматами и одним гранатометом *, стрелять из которого никто из приехавших не умел (с. 154-155).
* Гранатомет был взят после прорыва блокады Белого дома у полковника милиции.
Между тем телецентр охраняли 6 БТРов и 480 сотрудников милиции и внутренних войск, включая ОМОН и спецназовцев. Они имели на вооружении 12 гранатометов, 320 автоматов, пулеметов и снайперских винтовок (с. 160-161). В дальнейшем, по мере того как подходили невооруженные участники прорыва блокады Белого дома, подтягивались и правительственные войска, число которых почти удвоилось, а количество БТРов достигло 24 (с. 182). Воспользовавшись как поводом гибелью рядового спецподразделения "Витязь" Н.Ю. Ситникова *, охрана телецентра без предупреждения открыла огонь на поражение, не щадя ни корреспондентов, ни лиц, пытавшихся оказывать помощь раненым. Расстрел фактически безоружных людей у телецентра послужил прелюдией к настоящему штурму Белого дома.
* Следствием Генеральной прокуратуры установлено, что Н.Ю. Ситников погиб не от рук сторонников Верховного совета (с. 168).
Комиссия проверила и уточнила списки убитых и раненых с обеих сторон. Установлено, что все даже официальные данные о погибших и пострадавших 3-4 октября 1993 г. сопоставимы с дневными потерями федеральных войск в самых кровопролитных боях Чеченской войны. Общее число жертв приближалось, по заключению комиссии, к 200 убитым и не менее 1000 раненых и травмированных.
Была проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении 141 трупа погибших и 334 раненых (с. 301-326). Подробный анализ состава жертв позволил сделать вывод о том, что число погибших и пострадавших мирных граждан значительно превышает количество убитых и раненых сотрудников милиции и военнослужащих. Выясняется, что среди защитников Конституции и законности большинство составляли рабочие и служащие, студенты и школьники, люди в возрасте до 40 лет. Большая часть пострадавших имела высшее и среднее образование. Среди них, естественно, преобладали москвичи и жители Московской обл., но были и люди из 30 других регионов РФ и 8 стран Ближнего зарубежья.
Штурм Белого дома привел не только к человеческим жертвам, но и к большим разрушениям, материальный ущерб от которых составлял в ценах того времени десятки миллиардов рублей. Пострадал не только Дом советов, в значительной мере выгоревший изнутри, но также здание мэрии, гостиница "Мир", отдельные жилые дома на Краснопресненской набережной и Рочдельской ул. (с. 265-266).
Комиссия уделила специальное внимание деятельности такого мощного средства современной политической борьбы, как СМИ. Она убедительно показала, что руководство наиболее влиятельных газет и телерадиокомпаний выступало на стороне исполнительной власти. Она же вела против непокорных депутатов самую настоящую информационную войну, возглавлявшуюся пресс-службой Президента. Сведения о поддержке советов замалчивались, а действия сторонников Ельцина подавались как якобы правомерные и оправданные. Особенно подло вела себя редакция "Московского комсомольца", позволявшая на страницах газеты откровенно издеваться над защитниками Белого дома. Правда, многие журналисты стремились в эти дни работать объективно, взаимодействуя с обеими сторонами. Семеро из них, оказавшись в горячих точках, погибли, а 22 получили ранения. Но не им принадлежал решающий голос в освещении событий. По сравнению с президентской стороной информационные возможности депутатов Верховного совета были ничтожны. Они лишились не только программы "Радио-Парламент" и телепрограммы "Парламентский час", но и простой телефонной связи. В их распоряжении было лишь несколько передатчиков армейского образца, которые могли слушать только радиолюбители, да листовки, возможностей для широкого распространения которых не было.
Комиссия специально исследовала вопрос о медицинском обеспечении жертв противостояния. Выяснилось, что руководство Главного медицинского управления и Центра экстренной медицинской помощи Москвы фактически встало на сторону правительственных сил и самоустранилось от оказания медицинской помощи людям, находившимся внутри зоны оцепления. Персонал санитарной части Верховного совета, ссылаясь на указ Ельцина № 1400, покинул Дом советов. Защитники Белого дома и сотрудники его внутренних служб, среди которых было много женщин, пожилых людей и даже дети, оказались брошенными на произвол судьбы. Медицинскую помощь им оказывали только врачи-добровольцы, главным образом из медицинской бригады спасательно-поискового центра Академии им. И.М. Сеченова. В условиях блокады наблюдался острый дефицит медикаментов, в том числе для оказания экстренной и реанимационной помощи. Тяжело больных эвакуировали на случайном попутном транспорте. Непредоставление медицинской помощи сторонникам Верховного совета, несомненно, являлось одним из рычагов давления на его защитников (с. 272-280).
Материалы комиссии свидетельствуют, что отношение милиции и ОМОНа к побежденным было не просто антигуманным, но сопровождалось грубейшим нарушением прав человека. После выхода из Дома советов народных депутатов и других находившихся там лиц обещанные им представителями спецподразделений "Альфа" и "Вымпел" гарантии свободы и безопасности предоставлены не были. Руководящие лица были арестованы и заключены под стражу. Большинство других стали жертвами - жестоких противоправных действий. Производившиеся "проверки" зачастую превращались в избиения и издевательства, о чем средства массовой информации умалчивали (с. 258-261).
По окончании сентябрьско-октябрьских событий большинство пострадавших в них оказались, как видно из проведенного комиссией обследования, в крайне тяжелом положении (с. 365). Небольшую государственную поддержку получили только некоторые военнослужащие, работники милиции и их семьи, если они выступали на стороне Ельцина. Остальным было отказано в помощи, да люди и боялись обращаться за нею, чтобы не стать жертвами преследований. Не изменила положения и амнистия 23 февраля 1994 г. По заключению комиссии, она "лишила большинство невинно пострадавших... возмещения понесенного ими ущерба, что могло быть реально осуществлено только в рамках уголовного процесса" (с. 422). Амнистия фактически прервала государственное расследование событий осени 1993 г. и наложила на сторонников Конституции и Парламента, в том числе погибших, клеймо прощенных уголовных преступников. Она "увела от ответственности многих виновников тяжких последствий происшедшего"...
Проведенное комиссией Государственной думы объективное и разностороннее расследование позволило ей сделать важные выводы:
а) действия Ельцина, приведшие к массовым столкновениям, человеческим жертвам и иным тяжким последствиям, находятся за пределами временных рамок совершения деяний, подпадающих под действие акта об амнистии участникам событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. Это касается также действий Е.Т. Гайдара, А.В. Козырева, В.Ф. Шумейко, С.А. Шахрая, А.Б. Чубайса, В.И. Панкратова, В.Ф. Ерина и некоторых других лиц по организации блокады Белого дома в период до обнародования указа Президента № 1400 (с. 427-428);
б) некоторые уголовные дела, возбужденные в связи с событиями 21 сентября - 5 октября, были прекращены производством без достаточных оснований.
Исходя из этих заключений, комиссия внесла предложения: 1) привлечь к уголовной ответственности лиц, чьи действия, связанные с превышением ими служебных полномочий, стали исходной причиной трагических событий и 2) законодательно решить вопросы возмещения ущерба и предоставлении социальных гарантий невинно пострадавшим в этих событиях гражданам, военнослужащим и сотрудникам милиции (с. 422-423)».
… Еще не было случая, когда парламент расстреливали бы из пушек, цинично демонстрируя это по телевидению на весь мир. Подобные жестокость и цинизм в какой-то мере сравнимы лишь со штурмом президентского дворца Сальвадора Альенде путчистами А. Пиночета. Поведение лидеров Верховного Совета до странности напоминает предводителей декабристов 1825 г., которые вывели войска на Сенатскую площадь и простояли там целый день, пока их не расстреляли. Депутаты Верховного совета прождали расстрела две недели..