Aug 31, 2007 22:32
После окончания гражданской войны в прибалтийских лимитрофах скопилось немалое число белоэмигрантов. Ещё вчера эти люди были важнейшими союзниками местных националистов в свержении Советских правительств в Латвии и Эстонии. Латвия бы осталась советской без наступления войск Авалова-Бермоднта на Ригу, режим Лайдонера и Пятса устоял лишь в помощью Северо-Западной армии, вытеснившей Эстонскую дивизию А.И.Корка.
На 1 марта 1921 в Эстонии русских эмигрантов насчитывалось 20000 из общей массы всей белой русской эмиграции заграницей в 1027000 чел., в Финляндии 25000 эмигрантов, в Латвии 15000 (Белов Вадим. Белое похмелье: Русская эмиграция на распутьи. М.-Пг.: Госиздат, 1923. С.44-45).
Этих вчерашних союзников, фактически сооснователей буржуазной Эстонии, эстонские власти подвергли направленной дискриминации и методичному грабежу.
«Со стороны эстонских властей принимались все меры к тому, чтобы поскорее обезличить русских эмигрантов. Так, например, русские адвокаты были лишены права практики в Эстонии, русские врачи принуждались вновь сдавать государственные экзамены при местных эстонских университетах для получения права на врачебную практику, в Ревеле было запрещено включать в программу концертов и кабаре более 50% номеров, исполняемых русскими артистами-эмигрантами.
Вскоре эстонские власти приступили к систематической выкачке денег от русской белой эмиграции, причём эта работа велась и в принудительном, и в добровольном порядке.
Первый способ заключался в том, что русские эмигранты обязаны были покупать себе паспорта на жительство на 6-ти месячный срок за уплату каждый раз 520 эстонских марок, в то время как эстонцы получали постоянные паспорта, и притом бесплатно. Неуплата в срок этой суммы влекла за собой или штраф до 3000 марок с принудительным его взысканием, или высылку из Эстонии. Впоследствии эстонское министерство внутренних дел обязало платить не только главу семейства, но и всех членов семьи.
Второй способ выкачки денег, прикрытый добровольным волеизъявлением самих русских эмигрантов, состоял в том, что, учитывая желание многих беженцев перейти в эстонское подданство, эстонское правительство объявило, что в таких случаях каждое ходатайствующее лицо обязано одновременно с подачей заявления вносить 2000 эстонских марок, которые не подлежали возврату даже в случае отклонения ходатайства.
По этому поводу одно из лиц, осведомленных в то время с бытом русской эмиграции в Эстонии, писало:
«В эту явно нагло расставленную мышеловку налезло множество русских мышей. В подданство эстонской республики попало, правда, всего десятка два, но по 2000 марок внесли все. Был даже случай, когда с эмигранта, уловчившегося подать прошение, внеся «в рассрочку» всего 1000 марок, требовали через полицию вторую тысячу, хотя в ходатайстве ему уже было отказано».
Николай Корнатовский. Борьба за красный Петроград.
(Переиздание работы 1929 года). М. Изд-во АСТ, 2004. С.564-565
Оказывается, дискриминация, поборы и вымогательство - это даже не месть советскому прошлому, а одна из традиций эстонской государственности. Хорошее подтверждение мысли Вл.Соловьёва, что всякий национализм есть национальный эгоизм, не знающий ни благодарности, ни стыда.
Эстония,
национализм,
гражданская война,
история СССР