Эстония: традиции преследований по национальному признаку

Aug 31, 2007 22:32


После окончания гражданской войны в прибалтийских лимитрофах скопилось немалое число белоэмигрантов. Ещё вчера эти люди были важнейшими союзниками местных националистов в свержении Советских правительств в Латвии и Эстонии. Латвия бы осталась советской без наступления войск Авалова-Бермоднта на Ригу, режим Лайдонера и Пятса устоял лишь в помощью Северо-Западной армии, вытеснившей Эстонскую  дивизию А.И.Корка.

На 1 марта 1921 в Эстонии русских эмигрантов насчитывалось 20000 из общей массы всей белой русской эмиграции заграницей в 1027000 чел., в Финляндии 25000 эмигрантов, в Латвии 15000 (Белов Вадим. Белое похмелье: Русская эмиграция на распутьи. М.-Пг.: Госиздат, 1923. С.44-45).

Этих вчерашних союзников, фактически сооснователей  буржуазной Эстонии, эстонские власти подвергли направленной дискриминации и методичному грабежу.

«Со стороны эстонских властей принимались все меры к тому, чтобы поскорее обезличить русских эмигрантов. Так, например, русские адвокаты были лишены права практики в Эстонии, русские врачи принуждались вновь сдавать государственные экзамены при местных эстонских университетах для получения права на врачебную практику, в Ревеле было запрещено включать в программу концертов и кабаре более 50% номеров, исполняемых русскими артистами-эмигрантами.

Вскоре эстонские власти приступили к систематической выкачке денег от русской белой эмиграции, причём эта работа велась и в принудительном, и в добровольном порядке.

Первый способ заключался в том, что русские эмигранты обязаны были покупать себе паспорта на жительство на 6-ти месячный срок за уплату каждый раз 520 эстонских марок, в то время как эстонцы получали постоянные паспорта, и притом бесплатно. Неуплата в срок этой суммы влекла за собой или штраф до 3000 марок с принудительным его взысканием, или высылку из Эстонии. Впоследствии эстонское министерство внутренних дел обязало платить не только главу семейства, но и всех членов семьи.

Второй способ выкачки денег, прикрытый добровольным волеизъявлением самих русских эмигрантов, состоял в том, что, учитывая желание многих беженцев перейти в эстонское подданство, эстонское правительство объявило, что в таких случаях каждое ходатайствующее лицо обязано одновременно с подачей заявления вносить 2000 эстонских марок, которые не подлежали возврату даже в случае отклонения ходатайства.

По этому поводу одно из лиц, осведомленных в то время с бытом русской эмиграции в Эстонии, писало:

«В эту явно нагло расставленную мышеловку налезло множество русских мышей. В подданство эстонской республики попало, правда, всего десятка два, но по 2000 марок внесли все. Был даже случай, когда с эмигранта, уловчившегося подать прошение, внеся «в рассрочку» всего 1000 марок, требовали через полицию вторую тысячу, хотя в ходатайстве ему уже было отказано».

Николай Корнатовский. Борьба за красный Петроград.

(Переиздание работы 1929 года). М. Изд-во АСТ, 2004. С.564-565

Оказывается, дискриминация, поборы и вымогательство - это даже не месть советскому прошлому,  а одна из традиций эстонской государственности. Хорошее подтверждение мысли Вл.Соловьёва, что всякий национализм есть национальный эгоизм, не знающий ни благодарности, ни стыда.

Эстония, национализм, гражданская война, история СССР

Previous post Next post
Up