В результате общественного прогресса 19-20 века репрессивные возможности власти существенно сократились, а объём всяких свобод индивида - личных, политических и социальных - сильно возрос.
Однако, сравнивая начало 21 - о века с серединой 19-го, видим, что способность власти устанавливать единомыслие и делать всякое участие граждан в управлении фиктивным, низводя их до уровня подданных при всяко культивируемых институтах формальной демократии, не только не уменьшилась, но сильно выросла. Откуда это новое рабство берётся, в смысле, через какие "шестерни и трансмиссии" действует новый принудительный механизм, отличный от традиционных репрессий?
Я думаю, это следствие резкого возрастания плотности общественной атмосферы. Её можно изме6рить объёмом тех газетных статей, сообщений по радио, картинок в ТВ, сейчас уже и в Интернете, которое обрушивается на "среднего гражданина" и которые он так или иначе вынужден потреблять, просто чтобы не выпасть из общества, знать что сейчас смотрят, о чём говорят - как женщины вынуждены знать, что сейчас носят.
Соответственно, резко выросла способность формировать нужные мнения воздействием этого информационного потока, используя известные психологические механизмы конформизма с уступчивостью - и, если надо, регулируемо менять это мнение через механизм "влияния меньшинства", с отсечением в том и в другом случае мнений, угрожающих системе как "необсуждаемых" и "аберрантных". Учитывая, что за тот же период резко возросла концентрация СМИ в руках деятелей вроде Мэрдока и Хёрста, при активном участии государств, понимающих пропагандистскую важность происходящего и вынужденных постоянно индоктринировать собственные низы, - механика нового единомыслия делается достаточно ясной.
Ведь и результаты выборов определяются отнюдь не результатами голосования, а спектром мнений, которые считают «обсуждаемыми» в основных СМИ. Именно они формируют у граждан представление, какие проблемы сейчас важны и какие способы их решения возможны - а значит, и представления людей о собственном положении и интересах. А в чьих руках находятся СМИ, примерно понятно - и после этого мы удивляемся, что люди голосуют против собственных интересов. Не зря в самой первой - афинской - демократии социальное равенство включало в себя 2 равноважных компонента - равенство перед законом и исегорию - равную свободу слова, о которой в современном обществе трудящиеся могут забыть.
Сейчас слом этого механизма и перехват дискурса вместо прежнего реагирования на вбросы и иннновации классового врага не менее важно, чем в начале ХХ в. агитация воинских частей и их переход на сторону революции