главный противник

Jan 07, 2011 01:47


Сборник документов американской внешней политики

Книга эта по-своему уникальна: в ней впервые на русском языке публикуются некогда совершенно секретные документы внешней политики и стратегии США 1945-1950 годов в отношении СССР. Документы эти - первая и небольшая, но чрезвычайно важная часть общего замысла и плана начального этапа холодной войны, которую Запад, и прежде всего возглавлявшие его Соединенные Штаты Америки, в течение почти полувека вели против Союза Советских Социалистических Республик.

Можно сказать, что перед читателем своего рода «коллективная монография», которую писали сотни в подавляющем большинстве неизвестных нам американских специалистов высшего класса - сотрудники Штаба планирования политики, Совета национальной безопасности, вооруженных сил, военно-морских и военно-воздушных сил США, Государственного департамента, Комитета по государственным стратегическим ресурсам и, разумеется, Центрального разведывательного управления. Каждое слово здесь обдумано, каждая цифра тщательно выверена, каждый прогноз наверняка просчитан многовариантно и выбран тот (или два-три), который вероятен в наибольшей степени. Подавляющее большинство этих документов утверждены президентом США Г. Трумэном.


Тексты писали люди, которые знали, что придет время, когда документы будут рассекречены, станут доступны широкой общественности. Поэтому проницательный ум без труда отметит, что авторы документов смотрели на свое творение и глазами читателей из будущего, излагали мысли порой прямо-таки романтическим, а лучше сказать - пропагандистским языком, видимо, для того, чтобы при самом худшем развитии событий, т. е. в случае ядерной войны, правительство США не потеряло лицо в мировом общественном мнении и в глазах своего народа.

Во многих документах встречаются значительные изъятия из текста; в некоторых случаях прямо говорится, что это «отрывки». Известно, что отдельные документы не опубликованы до сих пор. Это значит, что нечто самое главное все еще остается неизвестным и, вполне вероятно, останется вечной тайной.

«Уничтожьте эти документы!.. - такова была, возможно, несколько несдержанная, реакция одного из нас на недавнюю публикацию нового сборника документов по дипломатии периода Второй мировой войны», - пишут в предисловии к сборнику «Сдерживание» его редакторы Т.Х. Этцолд и Д.Л. Гэддис. Сокрушались они, правда, о другом издании2 , но мысль - уничтожить документы - наверняка не раз посещала их головы, когда они читали и сортировали материалы сборника «Сдерживание».

Спрашивается: почему эти люди были так взволнованы? Ответ может быть только один: в 1978 году политические тайны обоих этих сборников продолжали оставаться скрытой частью внешней политики США. Еще в разгаре была холодная война, и США еще только мечтали о победе, а в СССР никто даже помыслить не мог, что всего через 13 лет страна с названием Советский Союз в одночасье исчезнет с политической карты мира.

Почему же тогда американское правительство, еще не будучи «триумфатором», решилось сообщить своему заклятому врагу и всему миру о хранившихся за семью печатями своих еще недавних планах?

На мой взгляд, прежде всего потому, что опубликовать в 1978 году эти документы было очень выгодно: мировая система социализма уже дала заметные трещины. Позади были венгерские и чешские события. Резко обособилась от СССР Югославия, образовав первую брешь в единстве коммунистических рядов. К моменту рассекречивания и публикации документов уже проявился конфликт с крайне амбициозным лидером Румынии Чаушеску. Мир находился в шоке от военных пограничных столкновений СССР с Китаем. Утратили свой былой авторитет коммунисты во Франции и Италии. Нарастали масштаб и острота кризиса внутри самого Советского Союза.

Многие из этих событий, процессов и тенденций предсказывались в документах американских аналитиков, и это не могло не вдохновить их. Публикация документов носила устрашающий характер для руководства СССР, деморализовывала и еще более раскалывала мировое коммунистическое движение. Это был сильный психологический ход. Особенно для слабонервных и шатких в своих воззрениях людей. А таких в руководстве КПСС и других компартий было достаточно много.

В СССР и странах Восточной Европы с помощью спецслужб США ширилась и множилась так называемая пятая колонна; в том числе, и в самых верхах: в органах партийной и государственной власти появлялись «агенты влияния», которые, словно черви и жуки, разрыхляли и без того уже расплывавшийся фундамент, на котором стояла Система3.

Конечно, прежняя Система (впрочем, как и любой социальный организм) была, скажем так, далеко не идеальной, несла микробы гибели и в самой себе. Как долго могла бы еще существовать эта Система, выжила бы она, избавившись от внутренней заразы, или все-таки погибла бы - этот вопрос сейчас обсуждать бессмысленно, прежде всего потому, что супердержавы под названием «Союз Советских Социалистических Республик», оргструктуры по имени «Коммунистическая партия Советского Союза» больше нет.

Однако существует Россия, настоящее и будущее которой интересует меня больше всего. Она находится ныне в более плачевном состоянии, чем СССР в 1945 году или в «эпоху застоя». Даже официальные лица высшего ранга (скажем, бывший руководитель Аппарата Администрации Президента РФ, а ныне - первый зам. премьера России Д. Медведев) не исключают возможного развала страны. В том же духе высказываются многие политики и политологи.

В этом смысле публикуемые документы, если прочитать их вдумчиво, чрезвычайно поучительны. Сегодня нам снова пытаются внушить мысль о том, что внешние разрушительные силы не имеют никакого значения, что все дело в нас самих, и только. И множество людей - даже на фоне до безобразия развязной внешней политики США, продвижения НАТО на Восток, поддержки Западом чеченских боевиков в войне против центральной власти и остальной части России, разного рода «цветных» революций на Украине, в Грузии, Киргизии, Узбекистане и т. п. - искренне верят в то, что США и их натовские союзники в своей политике относительно России исполнены исключительно благих помыслов.

Между тем директор Центра политики и безопасности США Ф. Гафней говорит: «Победа США в холодной войне была результатом целенаправленной, планомерной и многосторонней стратегии США, направленной на сокрушение Советского Союза… В конечном счете скрытая война против СССР и создала условия для победы над Советским Союзом»4. Стратегический расчет, скрытность и двойные стандарты в отношениях с Россией были и остаются главными характеристиками внешней политики США.

Вот почему я говорю: прочитай эти документы, уважаемый читатель! Они позволяют понять замыслы, логику и характер действий США не только в далеком прошлом, но и в современном мире, их политику в отношении нынешней России.

…Публикуемые в данной книге документы носят разные названия: «стратегия», «концепция», «доктрина», «программа», «план», но их объединяет то, что все они имели одну цель и все они тайные. Реализованные через последовательную политику США по разрушению СССР, они вели к развалу сверхдержавы, который случился не только «закономерно», в силу ряда порочных начал самой Системы, не только «случайно», как момент всеобщего хаоса и ошибок в управлении развитием, но также (и в огромной мере!) именно вследствие внешнего воздействия согласно тайному замыслу.

В сказанном нет ничего нового «в принципе». Для меня вопрос в оценке происшедшего кроется в трех «частностях» - закономерном и случайном, идущих изнутри самой Системы, и запрограммированном, целенаправленном, последовательном и интенсивном воздействии на эту Систему извне, со стороны. Выразиться еще точнее - в соотношении воздействия внутренних и внешних факторов.

В интересах наших противников сказать: «Все дело - в пороках самой Системы; она не могла не погибнуть в силу внутренних противоречий».

С изложения философских основ коммунизма и противостоящего ему либерализма начинается документ, принятый в 1950 году с целью корректировки прежней стратегии США в отношении СССР5. Упор делается на том, что коммунизм - это утопия. При этом «забывается», что либерализм в американском исполнении - такая же утопия. Возможно, это не осознавалось авторами в тот момент, но ясно теперь, через 55 лет, когда он предстал перед человечеством в образе «свободного» - не связанного никакой моралью, не ограниченного никакими законами, вооруженного до зубов монстра, стреляющего ракетами в любую сторону, откуда раздается подозрительный, на его взгляд, звук.

В интересах проигравшей (СССР) и продолжающей проигрывать стороны (теперь - России) сделать акцент на роли внешнего воздействия. Рассматривая причины распада СССР, на мой взгляд, правильно было бы сказать так: «Да, страна разваливалась. Но она развалилась потому, что ее разваливали». Отвечая на вопрос: «Почему страна разваливалась?», кроме всех прочих причин, я назову субъективный фактор, а именно деградацию системы управления страной. Система была настолько могуча, что могла бы вынести еще многое, пока ее не начали «перестраивать» и «реформировать».



Одним словом, история становится подлинной историей лишь тогда, когда становится известной лицевая сторона событий и явлений, а также стоящие за ними субъекты. Только тогда можно сказать, что мы знаем действительную историю, поскольку имеем возможность не просто рассказать о той части событий и процессов, которые были известны, но перейти к их научно-теоретическому объяснению. Только такая история стоит того, чтобы ее по-настоящему изучать, знать и понимать. Ибо только такая история действительно учит.

В этом смысле публикуемые в данной книге документы являются бесценными. Даже самому наивному обывателю они дают возможность узнать и понять, что холодная война, воспринимавшаяся абсолютным большинством населения СССР да и во всем мире как красивая метафора и обозначение некоторой ненормальности в отношениях Востока и Запада, по своему существу была самой настоящей войной на уничтожение Советского Союза, в основе которой был Тайный Замысел.

14 декабря 1947 года Совет национальной безопасности США предоставил ЦРУ право на проведение тайных психологических операций - главным образом действий, включающих использование анонимных, подложных и/или заказных публикаций. Этот документ до сих пор не опубликован. С того времени расширение потенциала тайных операций стало одним из направлений американской политики.

18 июня 1948 года Совет национальной безопасности США принял документ NSC 10/2 «Об отделе специальных проектов». Как говорится в этой директиве (док. 7), под термином «тайные операции» подразумеваются все действия, которые проводятся или организуются правительством США «против враждебных иностранных государств или групп или в поддержку дружественных иностранных государств или групп, но которые планируются и проводятся так, чтобы какая-либо ответственность за них правительства США была не очевидна для неуполномоченных лиц, а в случае раскрытия правительство США могло бы правдоподобно отказаться от какой-либо ответственности за них». В директиве, в частности, установлено, что такие операции включают любые действия, связанные с пропагандой, экономической войной, превентивными активными (!) действиями7 , в том числе «мероприятия по саботажу, антисаботажу, уничтожению и эвакуации, подрывной деятельностью против враждебных государств, включая помощь нелегальным движениям сопротивления, партизанам и освободительным группам в изгнании и поддержку местных антикоммунистических элементов в находящихся под угрозой странах свободного мира».

Известно, что психологическая война со стороны США сопровождалась серьезными научными исследованиями тайных механизмов управления людьми на индивидуальном и коллективном уровнях. Специальные секретные лаборатории и институты действовали в Колумбийском, Нью-йоркском, Стенфордском и многих других университетах. Объектами изучения и воздействия были прежде всего молодежь, инакомыслящие, националистически настроенные люди. Разжигались классовая и национальная рознь, ненависть к власти и общественному строю, делался акцент на его недостатки и преимущества западного образа жизни и т. п. Поощрялись клевета, анонимные доносы, натравливание и тому подобные методы.

В результате длительного и массированного воздействия на людей по радио и с помощью различной литературы парализовывалась самостоятельность мышления, происходило постепенное перепрограммирование сознания человека, складывался определенный тип мышления.

Во всей полноте тайные замыслы и планы, тайные способы борьбы, а тем более осуществленные тайные операции известны только их вдохновителям и организаторам. Публикуемые материалы приоткрывают лишь малую часть этих замыслов. Я коснусь только четырех важнейших документов.

Первый документ - так называемая «Длинная телеграмма» Джорджа Ф. Кеннана, который был временным поверенным в делах США в Москве после Второй мировой войны (Док. 1). Телеграмма направлена 22 февраля 1946 года в Госдепартамент США и состоит из 8000 слов, что необычно много для дипломатической переписки. В этом документе Кеннан представил свой анализ менталитета и поведения не только советских политических и государственных лидеров того времени, но также и русского народа в целом. Квинтэссенция этого менталитета и вытекающего из него образа мыслей и действий, по мнению Д. Кеннана, состояла в том, что враждебность России в отношении Запада надо объяснять не тем, что Запад враждебен к России, а потребностью советского руководства во враждебном внешнем мире, что позволяло ему находить оправдания для своего авторитарного правления; поскольку мирное сосуществование с капитализмом невозможно, значит, капиталистический образ жизни должен был быть уничтожен. Телеграмма стала толчком в переменах в отношении СССР, в значительной степени повлияла на внешнюю политику США. Эта политика продолжается, на мой взгляд, и ныне.

Конечно, сегодня невозможно говорить о том, что Советский Союз, внесший решающий вклад в победу над Гитлером, не стремился использовать свое возросшее влияние в мире и расширить сферы своего влияния. В СССР утвердились идеи о «мировой революции», о том, что «социализм и коммунизм идут на смену капитализму», что «коммунизм - это высшая стадия общественного развития», а потому «гибель капитализма неизбежна». Нельзя не понимать, что эти агрессивные тезисы не могли не вызвать чувства психологической тревоги на Западе, прежде всего у правительства США - страны, которая назначила сама себя ответственной за мировой порядок. Однако, как позднее признавался тот же Кеннан, «это была скорее тень, чем сущность опасности, которую мы должны были разогнать». Став впоследствии одним из главных аналитиков Госдепартамента США, Кеннан писал в «Обзоре политической ситуации в мире» (6 ноября 1947 г.): «Советское правительство не хочет и не ожидает войны с нами в обозримом будущем» (Док. 5). В самом деле, до войны ли было СССР после победы в Великой Отечественной войне, стоившей ему 20 миллионов жизней и немыслимой разрухи всего хозяйства, на восстановление которого, как полагали западные эксперты, понадобится около 50 лет.

Однако Западу, и прежде всего США, которые, как и после Первой мировой войны, вышли из Второй мировой войны не ослабленными, а еще более окрепшими, нужен был образ врага. Во исполнение этого желания геополитики и «практики» дипломатии создали миф о «советской угрозе», «ответом» на которую с американской стороны якобы и стала доктрина «сдерживания». Хотя на самом деле, на мой взгляд, доктрина «сдерживания» была доктриной «нападения», доктриной геополитической экспансии, в рамках которой один за другим разрабатывались планы начала ядерной войны с СССР, что видно из публикуемых материалов. И пусть не смущает читателя тот факт, что все эти планы определялись в качестве «ответной меры», «ответных ударов». Ни в одной стране не существует министерства войны или министерства нападения; все такого рода структуры называются министерствами обороны, министерствами вооруженных сил. В политике «ястребы» всюду рядятся «голубями».

Война против СССР планировалась, что называется, на завтра. 21 июля 1948 года был принят «Чрезвычайный план боевых действий на случай войны в ближайшем будущем» (HALFMOON) (Док. 26). В документе Комитета начальников штабов «Формула для определения запаса вооружений страны» 626/3 от 3 февраля 1948 года (Док. 25) говорилось, что, несмотря на имеющуюся у США ядерную монополию, война с Советским Союзом в ближайшие несколько лет будет по продолжительности и характеру напоминать Вторую мировую войну.

В документе «Оценка результатов воздействия стратегического воздушного наступления на элементы советской боеспособности» от 11 мая 1949 года (Док. 31) высказывалось предположение о том, что в результате применения атомного оружия погибнут 2 млн 700 тыс. человек плюс дополнительные потери составят 400 тыс. человек, а 28 млн человек в 70 городах останутся без крова8.

В «Объединенном чрезвычайном плане боевых действий» (OFFTACKLE) от 26 мая 1949 года (Док. 27) говорилось, что война «предположительно должна начаться 1 июля 1949 года». В документе «Краткое описание характера войны в ядерную эпоху» от 16 декабря 1948 года (Док. 29) предполагается, что война начнется в 1964 году.

Второй документ - принятая 18 августа 1948 года Советом национальной безопасности США совершенно секретная директива «Цели США в отношении России» (NSC 20/1, Док. 14). Она

составлена в руководимом все тем же Джорджем Кеннаном Бюро по планированию внешней политики госдепартамента США. 23 ноября 1948 года окончательный вариант этой директивы был утвержден президентом Трумэном в виде директивы NSC 20/4. Эти директивы наряду с директивами Комитета начальников штабов 1496/2 и 1518 послужили основой для разработки многочисленных планов атомной войны против Советского Союза: «Тоталити» (конец 1945 г.), «Чариотир» (середина 1948 г.), «Флитвуд» (осень 1948 г.) и др. Особо агрессивный и вызывающий характер носил разработанный в 1949 году план «Дропшот», в котором предусматривалось использование 300 атомных бомб и 29 тыс. тонн «обычных бомб» для бомбардировки 100 советских городов.

Следует отметить, что в директивах NSC 20/1 и NSC 20/4 речь шла о необходимости устранения «геополитического соперника» США в лице Советского Союза, и в первую очередь - о ликвидации социалистического строя. В этой связи в «мирное время» намечалось сделать упор на использовании разного рода методов «психологической войны», а в «военное время», которое должно было наступить в ближайшем будущем, предлагалось «раздать оружие и оказать военную поддержку любой некоммунистической власти», контролирующей тот или иной район в условиях иностранной оккупации, с тем чтобы дать ей возможность «до конца расправиться с коммунистическими бандами традиционными методами русской гражданской войны» (Док. 14).

В плане «Дропшот» отмечалось, что основной целью США в «психологической войне» против СССР должно быть «уничтожение поддержки народами СССР и его сателлитов их нынешней системы правления и распространение среди народов СССР осознания, что свержение Политбюро - в пределах реальности…». В директиве NSC 20/4, из которой исходил этот план, открыто высказывалась непримиримость к «характеру советской системы» и выдвигалось требование свержения «большевистского режима» - если не «психологической войной» и «подрывной деятельностью», то путем вступления в войну с СССР (Док. 15). В директивах Совета национальной безопасности отмечалось, что «главное уязвимое место Кремля - характер его отношений с советским народом», поэтому необходимо «вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство Советов…». В рамках «экономической, политической и психологической войны» предлагалось поддерживать «волнения и восстания в избранных стратегически важных странах-сателлитах», «сеять семена разрушения внутри советской системы с тем, чтобы заставить Кремль по крайней мере изменить его политику».

В директиве NSC 20/1 в качестве важнейших при любых вариантах развития событий ставились следующие цели:

«(а) Военные условия (сдача оборудования, эвакуация из основных зон и т. п.), направленные на обеспечение военной беспомощности в течение долгого периода времени.

(б) Условия, направленные на возникновение существенной экономической зависимости от внешнего мира.

(в) Условия, направленные на обеспечение свободы или предоставление федерального статуса национальным меньшинствам (как минимум мы должны настаивать на полном освобождении стран Балтии и предоставлении федерального статуса Украине с тем, чтобы украинские власти имели достаточную степень автономии).

(г) Условия, направленные на разрушение железного занавеса и обеспечение проникновения либеральных идей и контакта народов, живущих за железным занавесом и за его пределами».

«Это все, что касается наших приоритетов в отношении советской власти, - говорилось в доктрине. - Однако перед нами по-прежнему стоит вопрос, что делать с некоммунистической властью, которая может быть установлена на части или на всей территории России как следствие военных действий… Если нам придется иметь дело с режимом, борющимся с коммунизмом и дружественным по отношению к нам, то мы, без сомнения, должны будем делать все, чтобы выполнение вышеописанных условий не было для него унизительным. Однако в той или иной форме нам все-таки придется следить за их соблюдением, если мы хотим мира и стабильности во всем мире».

Давайте посмотрим теперь на положение «новой» демократической России в современном мире в свете директивы почти 60-летней давности: все поставленные в ней цели реализованы

1) Россия экономически чрезвычайно зависима от внешнего мира; 2) военная мощь России несравнимо слабее мощи Вооруженных сил СССР; 3) страны Балтии и Украина получили независимость и настроены проамерикански. в начале «реформ» некоммунистическая Россия иногда Госдепартаментом именовалась даже партнером США, она принята в «восьмерку» сильнейших стран мира и т. п., однако Америка пристально следит за тем, чтобы она не стала сильней, независимей и влиятельней, т. е. оставалась слабой. В отношении России по-прежнему используются методы психологической войны, экономическая и политическая война продолжается. Иначе говоря, в политике США в отношении России с 1948 года не изменилось, по существу, ничего. И, как поймет читатель, который познакомится с публикуемыми документами, ничего и не должно было измениться. Ибо изменяться может все - природа, мир, человек, но не «национальные интересы» США, в сфере которых Россия занимает важнейшее место.

Третий документ - принятая 14 апреля 1950 года Концепция NSC 68 «Задачи и программы национальной безопасности США» (Док. 35), в которой говорится: «…наши задачи в отношении Советского Союза как в мирное, так и в военное время, как указано в документе NSC 20/4 (параграф 19), остаются по-прежнему в силе, равно как и цели и указанные там меры (параграфы 20 и 21)».

Итак, холодная война воспринималась руководством США как самая настоящая война со всеми вытекающими отсюда задачами: разработкой стратегии и тактики, наличием штаба, финансовыми затратами, жертвенностью и единством духа нации и т. п. Партийные руководители в СССР, видимо, так не думали. Для них холодная война была «войной нервов», а может, просто взрослой игрой. Итог - поражение.

Четвертый документ - вершина политического коварства США и Великобритании в отношении СССР - план операции «Немыслимое»: план новой, Третьей мировой войны «союзников» против СССР, которая должна была начаться 1 июля 1945 года9. Задание по разработке такого плана Черчилль дал еще в марте 1945 года, когда союзнические войска только рвались к Берлину. В Штабе военного планирования Великобритании располагали верными данными о боеспособности Красной армии. Выполнив задание Черчилля, специалисты этого штаба пришли к выводу, что быстрый военный успех маловероятен. Доклад был передан на рассмотрение комитета начальников штабов в составе начальника Генерального штаба и начальников штабов ВМС и ВВС. Их заключение, направленное Черчиллю в начале июня 1945 года, было категоричным: быстрого успеха достичь невозможно.
Содержание

книги, США, СССР, война, империализм

Previous post Next post
Up