«…Китайские коллеги просили меня прочитать ряд лекций и провести консультации по проблемам закономерностей строительства социализма - тема, которая активно обсуждалась тогда в Китае. Я эти лекции прочитал. Однако в Китае был разработан и теоретически обоснован свой план социалистических преобразований. Этот план резко отличался от того, что был в нашей стране в 1917 г. и позже.
В Китае этот процесс перехода носил мирный характер, у капиталистов и помещиков не отбиралась их собственность, а постепенно выкупалась. Капиталисты и помещики не лишались избирательных прав, не репрессировались, а включались в активную политическую жизнь. И самое главное - капиталисты и помещики поддерживали Коммунистическую партию Китая в строительстве социализма.
Много китайских капиталистов жило за рубежом в странах юго-восточной Азии, где они играли видную роль в экономической и политической жизни. После победы народной революции в Китае в 1949 г. они начали возвращаться в Китай, переводили сюда свои капиталы. Новое китайское правительство создавало для них благоприятные условия жизни и работы. Капиталисты и приезжие зарубежные, и местные работали директорами или главными инженерами предприятий.
Для капиталистов и торговцев была создана политическая школа (ее называли Академией) по изучению марксизма. Расскажу об этой школе в крупнейшем промышленном и культурном центре страны, в городе Шанхае. В этой школе мне приходилось читать лекции и беседовать с ее руководителем Шен Пахуа.
Школа имела в Шанхае 18 филиалов, в которых обучалось 8 тысяч капиталистов, а в центральной школе - 1600 человек [это 1955 год - wsf1917]. В Школе обучались жены и члены семей капиталистов (3% от состава слушателей составляли жены и 10% - дети). Руководство Школы капиталистов состояло из ректора и пяти проректоров, из них три проректора - капиталисты. Содержание обучения включало: познание законов развития общества, выяснение сущности эксплуатации при старом строе и раскрытие «прекрасного будущего» Китая. Принцип набора слушателей - добровольный, сами капиталисты по своему желанию поступали в Школу. Учебный процесс складывается из чтения лекций, их дальнейшего обсуждения (своего рода семинары) и посещения слушателями школы заводов и фабрик. Капиталисты при обсуждении лекций дополняли и более основательно раскрывали сущность капиталистической эксплуатации, подчеркивая, что в лекции не глубоко раскрываются ужасы эксплуатации.
Руководитель Школы рассказывал мне, что после окончания Школы капиталисты, возвращаясь на свои предприятия, улучшают отношения с рабочими, раскрывают свои технологические секреты и улучшают работу производства.
Многие крупные капиталисты выдвигались на ответственные государственные посты. В 1957 году мне пришлось беседовать с крупным китайским капиталистом Жун Иженем. Он был избран зам. мэра Шанхая - это большой государственно-политический пост. Беседа проходила в его доме. Это небольшая, но очень красивая летнего типа резиденция. Он подробно рассказал о своей жизни и работе. Его рассказ отражает общую тенденцию развития общественной жизни в Китае после народной революции. Передаю этот рассказ его словами.
Национальной китайской буржуазии, говорил Жун Ижень, чанкайшистские власти не давали возможности нормально работать на своих предприятиях. В 1927 г. чанкайшисты развернули против его отца шантаж и потребовали от него 100 тысяч серебряных юаней (китайские деньги), что нанесло большой урон работе завода. Гоминдановское правительство запрещало китайской национальной буржуазии вывозить свои товары для продажи на внешних рынках, хотя компродовская буржуазия такие права имела... Чанкайшисты навязывали моему отцу принудительные займы. Один такой заем обошелся отцу в 10 млн долларов. В праздники его отец должен был давать чанкайшистским чиновникам и различным бандитским организациям большие деньги. Без больших подачек китайцы не могли открывать свои предприятия и магазины. Практически всю прибыль у национальных капиталистов забирали чиновники.
За непокорность моего отца, говорил Жун Ижень, правительственные чиновники его арестовали, в тюрьме он просидел 40 суток и никаких обвинений ему не предъявили.
За три дня до освобождения в 1949 г., говорил Жун Ижень, он приехал в этот свой новый дом. Гоминдановцы окружили его, поставили около дома пулеметы и потребовали выкуп. Он им дал несколько тысяч серебряных юаней и таким образом откупился. «Я и не думал в этом доме прожить так долго», - говорил Жун Ижень.
Наконец, наступило новое светлое время. В июне 1949 г. компартия собрала нас, капиталистов. Я получил приглашение на это собрание. Я долго колебался, но, наконец, решил поехать. Там нам разъяснили: спокойно трудитесь, развивайте производство, если будут трудности - просите помощи - новое народное правительство вам поможет. Я не знал как быть - верить или не верить. В эти трудные годы правительство дало нам большие кредиты, обеспечило сырьем, покупало готовые товары.
После освобождения выпуск продукции увеличился в 2 раза, цены стабилизировались. На моих предприятиях резко возросло качество продукции, обновлено оборудование, появились новые, более совершенные станки и машины. Этот расцвет моих предприятий стал возможен после освобождения, благодаря помощи коммунистической партии. До освобождения мы, капиталисты, не имели политических прав. Теперь мы их имеем. Многие капиталисты работают на больших государственных постах, некоторые из них являются министрами в правительстве КНР.
В 1955 г. председатель Мао Цзе Дун пригласил нас, капиталистов, на совещание, где подробно обрисовал наше будущее, вдохновил нас на героический труд и на новые творческие свершения.
Два брата Жун Иженя живут за границей, на Тайване, где еще под покровительством американцев господствуют чанкайшисты. Мои братья также имеют право на собственность, которой я управляю. Поэтому каждый год после налогов и отчислений на развитие производства прибыль делится на три части: мне и двум братьям. Их деньги зачисляются на специально для них заведенные сберкнижки. Когда они возвратятся на материковый Китай, то будут получать эти деньги. Так закончилась содержательная беседа с зам. мэра г. Шанхая.
Философы Шанхайского Университета ознакомили меня с любопытным явлением в жизни Китая - постоянными жителями в лодках на реках и озерах. На широкой реке Вампу, на которой стоит город Шанхай, в вечернее время я увидел множество плавающих лодок. Лодки были разными по величине: и большие, и малые. Я спросил у сопровождающих меня китайских друзей - почему такое множество лодок, видимо, какое-то соревнование. Мои китайские друзья засмеялись. «Нет, - сказали они, - это не соревнование, это постоянные жители на реке». Я сначала не понял, о чем идет речь. Потом все выяснилось.
В старом феодальном Китае у многих бедных людей не было возможности жить на суше, у них не было ни клочка земли. Свою жизнь и свое спасение они нашли на больших реках, на лодках. Лодки - это дом, постоянное жилище, в них рождались и умирали люди. Так из поколения в поколение протекала лодочная жизнь этих несчастных людей. Проживавшие в них люди почти не сходили на берег, а если и сходили, то только тогда, когда они перевозили какие-то грузы. Мне пришлось входить в эти лодки и смотреть, как живут в них люди. В одной сравнительно небольшой лодке живет семья из 12 человек. В лодках побольше живут две или три родственные семьи. Кушанье готовят в средней части лодки. За счет мизерных доходов от перевозки грузов люди только и могли жить.
Но главная жизненная трагедия этих несчастных жителей рек заключалась в постоянной опасности потерять лодку или быть убитыми бандитами. Жителей рек никто не защищал. Бандиты (по-китайски люмины) вторгались в джонки (лодки), отбирали заработанные деньги, вещи, избивали или убивали их жителей, выбрасывали людей из лодок в реку.
После победы народной революции в Китае в 1949 г. жизнь жителей рек коренным образом изменилась. Раньше джонки (лодки) были плохими, дырявыми, их не ремонтировали годами, для этого не было средств. Правительство Народного Китая отпустило большую сумму на ремонт лодок и улучшение жизни речных жителей. После освобождения Китая от чанкайшистов жители рек создали свою организацию «Союз джонок», которая защищала их интересы. Затем были созданы кооперативы лодочников. В Шанхае было создано 23 кооператива речных жителей. Лодка обобществлялась, становилась собственностью кооператива. Однако лодки у бывших их собственников выкупались, кооператив оплачивал стоимость лодок их бывших владельцев. В кооператив принимались жители рек, не имевшие своих собственных лодок. Это было для них спасением, они теперь становились равноправными членами кооператива и жили так же, как все остальные члены кооператива. Над нами взошло солнце спасения - говорили мне мои китайские друзья.
Изменился быт и вся жизнь жителей рек. Кооператив имеет свой собственный роддом, расположенный в хорошем здании, в котором работают две женщины, принимающие роды. Женщины по беременности имеют отпуск на 45 дней с полным сохранением зарплаты. Однако не все женщины желают ложиться в роддом на роды, особенно те женщины, которые привыкли рожать в лодках.
Раньше все лодочники были неграмотными, теперь все учатся. Многие учатся в средних школах, а некоторые собираются поступать в ВУЗы.
В кооперативе действует товарищеская демократия. Один раз в месяц проходят собрания всех членов кооператива, где решаются все важные вопросы жизни кооператива. Правление кооператива состоит из 15 человек, в нем имеются секторы пропаганды, финансов, контроля. Члены правления кооператива работают на общественных началах, они не освобождаются от основной производственной работы.
Все эти факты говорят о том, что народная революция, строительство социализма явились великим переворотом в жизни людей, всего общества в целом. Китайский народ стал хозяином своей судьбы, подлинным творцом истории…»
Воспоминания декана философского ф-та МГУ А.Д.Косичева. К слову, в свои 94 года он до сих пор, как я слышал, читает лекции по истории марксизма.