Израильские арабы постоянно утверждают, что они подвергаются дискриминации. Они жалуются в ООН на "еврейский апартеид", требуют воссоединения со своими «палестинскими братьями», при этом они резко против присоединения арабских городов и поселков, находящихся на территории Израиля, к Палестинской автономии.
NRG-Maariv публикует сегодня масштабное исследование статистических показателей уровня жизни израильских арабов и подобных им общин в других государствах (автор - Бен-Дрор Ямини). Из этих данных следует, что Израиль представляет арабским гражданам условия жизни значительно лучшие, чем в какой-либо другой стране.
Действительно, доход на душу населения в арабском секторе значительно меньше, чем в еврейском. Однако когда этот факт озвучивается, обычно не упоминается, что среднестатистический араб моложе среднестатистического еврея, а молодые, как правило, зарабатывают меньше. Кроме того, арабские женщины не работают и не приносят семье дохода, тогда как значительная доля евреек работает и получает зарплату.
В большинстве стран Европы большинство мусульманского населения получают пособия, многие мусульмане родились в Европе, в некоторых случаях, речь идет о третьем поколении уроженцев страны. Во Франции, например, доля мусульман среди населения составляет менее 10 процентов, однако более 50 процентов заключенных тюрем - мусульмане.
68 процентов семей выходцев из Бангладеш и Пакистана в Великобритании (в большинстве своем - мусульман) существуют ниже уровня бедности, тогда как общий показатель по стране - 23 процента. В Израиле ниже уровня бедности живут 45,9 процентов мусульман, а средний показатель по стране - 14,7 процента.
73 процента детей уроженцев Бангладеш и Пакистана в Великобритании живут ниже черты бедности (средний показатель по стране - 31 процент детей). В Израиле ниже уровня бедности живут 55,7 процента арабских детей (средний показатель - 20,3 процента).
Выходцы из Бангладеш и Пакистана, по данным британского статистического бюро, зарабатывают, в среднем, 182 фунта стерлингов в неделю (что составляет около 5824 шекеля в месяц). Европейцы и евреи получают около 332 фунта стерлингов в неделю (около 10624 шекеля в месяц). В Израиле же разница в заработках существенно меньше: по данным тех лет, среднестатистический араб зарабатывал 5230 шекелей в месяц, а еврей - 7178 шекелей.
В 2003 году уровень безработицы среди евреев в Израиле составлял 9 процентов, а среди арабов - 16 процентов. В Евросоюзе разница существеннее: так, если в Германии уровень безработицы среди населения составлял 10 процентов, то среди германских мусульман - 20 процентов были безработными. (По новым данным, уровень безработицы мусульман в Германии достиг 25,2 процента).
В Голландии эти показатели составляют 6,5 и 16 процентов соответственно, в Великобритании - 5 и 15 процентов соответственно, в Бельгии - 7 и 38 процентов, во Франции, по официальным данным, средний уровень безработицы по стране - 9 процентов, тогда как среди мусульман 24 процента не имеют работы.
По данным английского статистического бюро, 31 процент мусульман на рынке труда не обладают никакими профессиональными навыками и образованием, тогда как среди европейцев этот показатель составляет 15 процентов. В Германии лишь десять процентов выходцев из Турции заканчивают среднюю школу и получают возможность продолжать учиться в университете. В Израиле 29,6 процента арабов получают аттестат, позволяющий им учиться в университете, тогда как среди евреев этот показатель составляет 46,4 процента.
Продолжительность жизни в Израиле составляет 79,7 лет, среди израильских арабов - 76 лет. В Сирии же арабы живут, в среднем, 73 года, в Иордании - 71 год, в Ливане - 72 года, в Египте - менее 70 лет.
В Иордании 10,1 процента населения неграмотны, в Ливане этот показатель составляет 13,5 процента, в Сирии - 20,4 процента, в Египте - 28,6 процента. В Израиле неграмотны 2,9 процента населения, в арабском секторе - 6 процентов.
Младенческая смертность у израильских арабов-христиан меньше, чем у евреев - из 1,000 новорожденных умирают 3.2 (в еврейском секторе 3.6). У арабов-мусульман из 1,000 младенцев гибнут 8.7, но и эта цифра значительно отличается в лучшую сторону от показателей соседних арабских стран: в Сирии младенческая смертность составляет 15 на 1,000, в Иордании - 23, в Египте - 26, в Ливане - 27.
Если обратиться к абсолютным цифрам, данные получатся более выразительными. В Британии выходцы из мусульманских стран в 2003 году зарабатывали в среднем 182 фунта стерлингов в неделю (около 5,824 шекелей в месяц), тогда как «белые» работники получали в среднем 332 фунта в неделю (10,624 шекеля в месяц). При этом индийцы (этнически ничем не отличающиеся от пакистанцев, но не мусульмане) получают столько же, сколько и «белые».
В Израиле в те же годы средняя зарплата работника из арабского сектора составляла 5,230 шекелей (ненамного меньше, чем у его британского единоверца), тогда как зарплата среднего еврея была значительно ниже, чем у среднего британца - 7,178 шекелей в месяц. Соответственно, в Израиле социальное расслоение по этническо-религиозному признаку оказалось значительно слабее.
По показателям безработицы и образования разница между евреями и арабами в Израиле также слабее, чем между мусульманами и коренным населением в странах Европы, свидетельствует недавно опубликованный отчет «Мусульмане в ЕС: дискриминация и исламофобия».
Если сравнивать показатели качества жизни израильских арабов с данными соседних арабских государств, все сравнения окажутся в пользу Израиля.
Среди израильских арабов 6% неграмотных, тогда как в Ливане их 13.5%, в Сирии - 20%, в Египте - 28%.
Таким образом, быть арабом в Израиле лучше, чем быть арабом в любой арабской стране или в Европе, заключает автор.
После этого он ставит вопрос, каковы же все-таки основные причины социально-экономического неравенства между еврейским и арабским секторами в нашей стране, а также между мусульманами и другими народами в других странах.
Прежде, чем ответить на этот вопрос, автор подчеркивает, что и внутри еврейского сектора наблюдается огромное неравенство между разными группами - например, для ультраортодоксального сектора характерны низкие доходы и более высокая детская смертность.
Кроме того, и в Европе есть меньшинства, изначально находившиеся в не менее сложном положении, чем мусульмане. Однако с годами многие из этих меньшинств совершили рывок вперед, тогда как мусульмане остались там же, где и были. Самым разительным примером являются живущие в Британии индийцы - ныне абсолютные чемпионы страны по числу докторов наук. Они приехали в Англию тогда же, когда и мусульмане из Пакистана и Бангладеш, однако сейчас каждый двадцатый индиец - обладатель докторской степени (среди христиан докторов в 10 раз меньше, один на 200).
Причины низкого социально-экономического статуса мусульман и евреев-ортодоксов автор видит, прежде всего, в особенностях культуры - и в первую очередь, в низком социальном статусе женщины. «Дискриминация начинается дома», - пишет Ямини. Там, где сохраняется патриархальная семья, женщина сидит дома и рожает каждый год, появляются нищие многодетные семьи, и все остальные факторы при этом отходят на второй и третий план.
В Израиле работают 52.5% женщин трудоспособного возраста. Среди мусульманок работают всего 13%, среди христианок - 42%. В Англии 70% мусульманок не выходят на рынок труда, тогда как среди индийских женщин таких всего 30%, а среди англичанок - 23%.
Правозащитные организации израильских арабов склонны обвинять в «дискриминации» мусульманских женщин на рынке труда «сионистское государство». Однако достаточно, опять-таки, сравнить израильскую статистику с данными соседних стран, чтобы убедиться, что там женщин дискриминируют гораздо сильнее, чем здесь.
Так, в Саудовской Аравии средняя зарплата женщины составляет 15% от мужской, в Египте - 23%, в Марокко - 25%, в Иордании - 30%, в Сирии - 33%, а в Израиле - 64%.
«Общества, поддерживающие угнетение внутри себя, обречены отставать от других. Это в равной мере относится и к государствам, и к национальным меньшинствам внутри государств. Вред, наносимый обществу подавлением женщины, как правило, невозможно компенсировать даже огромными нефтяными богатствами: поэтому доход на душу населения в Израиле выше, чем в Кувейте и Саудовской Аравии», - заключает автор.
***
Впрочем, либеральный автор, как ему и положено, умалчивает об одном существенном факторе, закрывшем дорогу арабским женщинам на рынок труда (что в 60-70-е годы способствовало преодолению религиозных предрассудков и росту прогрессивных, социалистических настроений - вместо которых сейчас растут настроения консервативные). автор, понятное дело, списывает всё на рост консерватизма/традиционализма и религии в арабском секторе, однако главное, как всегда, экономика.
Предприниматели отдают предпочтение более дешёвым и безответным гастарбайтерам из Таиланда, с Филиппин, из Китая и пр., потеря возможности самостоятельного заработка консервирует зависимое и бесправное положение женщины, а это провоцирует рост консервативных настроений, объявляющих данную ситуацию нормой. Соответственно, три четверти социума (женщины и дети) оказывается в ловушке, от которой выигрывают только реакционеры-традиционалисты, а предприниматель снимает свою законную прибыль.
«
На каждую арабскую женщину, принятую на работу, приходится 10 таких, кому отказали, потому что хозяева предпочитают тайландцев или женщин, не состоящих в организации, нанимаемых через конторы по найму и не имеющих прав. И все же число женщин, принятых на работу посредством ЦКР Кфар Кара возросло до 100. В других деревнях Шарона и Галилеи домохозяйки также находят работу через ЦКР и изменяют свою жизнь. Работницы, вовлеченные в этот процесс, нуждаются в политической партии, которая представляла бы их интересы. Создание еврейско-арабского движения может сломать предрассудки и разрушить стену ненависти между двумя народами. У нас есть общий интерес: ведь с того момента, когда государство Израиль перестроило свою экономику на неолиберальный лад, оно перестало заботиться и о бедняках-евреях».