Коммунисты и опыт аграрного преобразования

Sep 20, 2008 15:42


С.З.Гафуров, Д.А.Митина

В среде серьезных экономистов общепризнанно, что главной причиной кризиса цивилизации, приведшего cперва к первой мировой войне, а затем к великой депрессии, победе фашизма, необходимости коллективизации в СССР, обрушению колониальной системы и вообще главное событие ХХ века - "аграрная революция", сменившая половину немцев в сельском хозяйстве в начале века до 5% в конце. Это кардинальный переворот.

Когда политику, проводимую в отношении крестьянства ВКП(б) во главе с И.В.Сталиным, часто безграмотно именуемую "коллективизацией", обвиняют в насильственном принуждении крестьян, как объединенных в колхозы, так работающих в совхозах и ведущих частное хозяйство к сдаче сельскохозяйственной продукции по якобы заниженным ценам, то это прямая ложь. Закупочные цены на сельхозпродукцию в СССР в начале 30-х годов были выше, чем мировые биржевые цены, обваленные Великой депрессией, не говоря уже о ценах в разоренных Индии и Китае.
Иными словами, монополия внешней торговли, введенная ВКП(б) оградила крестьян от разорения, порожденного массовым импортом хлеба по мировым фактически демпинговым ценам, в ответ на что крестьяне отказались сдавать хлеб по относительно высоким ценам, установленным в СССР.

У ВКП (б) просто не было иного выхода: или разорить российских крестьян, пустив мировой хлеб на внутренний рынок или, сохранив границы закрытыми, насильственно вынудить крестьян сдавать хлеб по высоким ценам. ВКП(б) выбрала второе.

... пришло время крестьянам уйти. Этим людям, тысячелетия составлявшим хребет человечества, в том числе и как биологического вида, история вынесла приговор. Но судьба в разных странах подарила им в каждой свою судьбу. В Европе и США сокращение числа населения, занятого в сельском хозяйстве с более половины населения до 5% (читай - физическое уничтожение крестьянства) произошло мучительно и больно, породив жесточайшую войну в истории (одним из побочных фактов которого было уничтожение исторически городского еврейского населения). В СССР ВКП (б) не могла отказаться от своего исторического союзника - крестьянства, не могла дать ему физически исчезнуть (как это происходит сейчас в лице умерших деревень), но и позволить ему сохраниться неизменным в условиях чудовищного падения относительных цен на с/х продукцию, порожденного аграрной ("зеленой") революцией, была не в состоянии"...

Сейчас всё это повторяется в коммунистическом Китае и коммунистической  Западной Бенгалии. Положение квалифицированного городского рабочего класса, имеющего верный кусок хлеба, в Индии неизмеримо лучше, чем положение нищего, умирающего с голода крестьянина. Рабочая аристократия Калькутты, своего рода сливки трудящегося сословия, гордится своим относительно стабильным социальным положением, своими рабочими местами.

Аграрная революция стоит на повестке дня в Индии. Огромная часть Индии представляет собой полуфеодальные, полуколониальные районы на стадии буржуазно-демократической революции, ключевой пункт которой - аграрная революция. Действительно, буржуазные аграрные реформы в большинстве штатов Индии не решили проблем сельских трудящихся, да и по сути не были направлены на это. Как отмечает крупный специалист по аграрной реформе в странам Южной Азии Р.Херинг, главная задача государства в проведении этих реформ заключалась

а) в ослаблении экономических и политических позиций социальных групп, тесно связанных с колониализмом,

б) в приобретении мощной политической символики, которую правящая элита могла бы использовать для доказательства массам «социалистического» характера своего режима и преданности маленькому человеку.

Если к тому же учесть, что Индия включена в мировую капиталистическую экономику, что капитализм достаточно прочно укрепился в экономике страны, в том числе в её сельском хозяйстве, (хотя часто действует посредством докапиталистических форм социальной организации производства и традиционных отношений), то становится ясно, что любое радикальное перераспределение земли ударит не только по традиционным отношениям (или тому, что иногда называют «пережитками феодализма»), но и по капиталистическим структурам, в которые они вросли.

Только революционный, последовательно антикапиталистический режим может пойти на такие меры. Нынешнее индийское правительство на такие меры не пойдет, так как не может начать разрушать собственную классовую базу.  Поэтому аграрная революция  - это первейшая задача, стоящая перед коммунистическими революционными силами. "Крестьяне, - пишет Маркс, - поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок". При этом Маркс подчёркивает, что в лице крестьян "... пролетарская революция получит тот хор, без которого её соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню". Этот вывод Маркса является развитием сформулированной им уже в "Классовой борьбе во Франции..." идеи союза рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса.

Главной целью коммунистической аграрной политики является отмена системы полуфеодального «лэндлордизма» и распределение земли среди тех, кто ее не имеет. Частью этой борьбы является борьба против кастовой системы, религиозной нетерпимости, за эмансипацию наиболее приниженных и угнетенных слоев индийского общества. Коммунисты рассматривает сельскохозяйственных рабочих как смычку между индустриальным пролетариатом и трудовым крестьянством Индии, необходимую для совершения демократической революции, борьбы против ВТО и новых атак империалистической глобализации.

Подлинно революционный характер индийское коммунистическое движение обретало, когда оно соединялось с борьбой крестьян за землю, как это случилось в конце сороковых годов во время восстания в Телангане в полунезависимом княжестве Хайдерабад. Начатая под руководством коммунистов борьба против принудительного труда на помещиков, незаконных поборов и угнетения со стороны пателей (деревенских старост) превратилась в широкомасштабную партизанскую войну против крупных землевладельцев. Коммунисты контролировали в дистриктах Налгонда, Варранхал и Хамман территорию площадью в шестнадцать тысяч квадратных миль и населением более трёх миллионов человек. На освобождённой территории были созданы сельсоветы - гарм-раджи, изгнаны помещики, конфискованы их земли, и более миллиона акров сельскохозяйственных угодий было распределено среди крестьян. Революционный очаг защищала пятитысячная партизанская армия, а внутренний порядок поддерживали десять тысяч бойцов иррегулярной сельской милиции.

Низам Хайдарабада уже не мог противостоять революционному движению, и в 1948 г. княжество стало штатом независимой Индии, в Телингану вошла армия центрального правительства и в 1951 г., после некоторых половинчатых мер, принятых правительством ИНК в аграрном секторе, КПИ призвала своих сторонников сложить оружие. Но и после прекращения вооружённой борьбы вплоть до 1953 г. компартия сохраняла власть в районах восстания. Позднее в возникшем на основе княжества штате Андхра-Прадеш коммунисты вступали в блок с лево - националистическими партиями народа телугу (Телугу Десам парти) и помогали им формировать левую политику, приведшую к экономическому чуду (город Хайдарабад - один из центров электронной промышленности Индии). Однако националисты, нуждаясь в поддержке из центра, где правила БДП, из конъюнктурных соображений предпочло порвать с коммунистическими союзниками и договориться о поддержке в штате с фашистами в обмен на парламентскую поддержку своей фракции Правительства в Дели. Это вызвало очередной виток классовой борьбы в виде забастовок, расширения борьбы наксалитов (в том числе и покушения на Главного министра штата Чандрабабу Найду). С 1997 года, согласно официальным данным, почти 3000 обремененных долгами крестьян совершили самоубийство.

Это привело к созданию неформального тактического союза коммунистов с ИНК и националистами Теланганы. Новый союз полностью разгромил правительственные партии на выборах 2004 года. Из-за засухи, последствия которой можно было бы облегчить вложениями в орошение (чего он не сделал), правительство Чандрабабу Найду потерпело поражение не в последней мере в результате массового голосования крестьян.

Движение за аграрную революцию встречает вооружённые нападения со стороны феодальных сил, государственных органов и сил безопасности. В штате Бихар феодально-криминальные банды организовались в частные армии для нападений и избиений крестьян-бедняков и сельхозрабочих, чтобы подавить революционные силы и это движение. Поэтому революционные силы должны заняться задачей противостояния этим нападениям через разворачивание аграрной борьбы. Революционные силы сопротивляются этим атакам, организуя борьбу во всех формах, включая открытые демократические движения, отряды самообороны и военизированные группы.

Одержав победу на выборах в Западной Бенгалии в 1977, КПИ (м) расширила свой электорат, сосредоточенный ранее в городах, за счет сельских районов. Главной причиной успеха ЛФ в Западной Бенгалии и Керале было перераспределение земли среди бедных крестьян. В результате партия сумела остаться у власти в этом штате вплоть до настоящего времени.

В 1967 г. в штате Западная Бенгалия на парламентских выборах к власти пришли коммунисты, возглавившие коалицию «Объединённый фронт» из 14 партий. Они же сформировали и правительство штата. «Объединённый фронт» стал результатом компромисса блока «Народный объединённый левый фронт» из семи левых партий во главе с КПИ и блока Объединённый левый фронт» из семи партий во главе с КПИ(м). Министром земледелия в новом правительстве был назначен видный деятель КПИ(м) Харекришна Кунар. Тысячи крестьян с надеждой ждали начала земельной реформы, но правительство «Объединённого фронта», пришедшее к власти под лозунгом «Землю - тем, кто её обрабатывает» не спешило выполнить свои обещания.

Владельцы плантаций (джотедары), напуганные перспективой земельной реформы, обещанной новыми властями, начали сгонять издольщиков обрабатываемых ими земель, опасаясь, что те выдвинут претензии на их земли. Несогласных просто убивали. И это притом, что предыдущий год был неурожайный и многие крестьянские семьи умирали от голода. Социальная напряженность достигла точки кипения. В каждой деревне дистрикта были созданы крестьянские комитеты - фактически силы самообороны. Именем крестьянских комитетов начался захват земли, уничтожались земельные кадастры, отменялся долг ростовщикам, создавались органы революционной власти, выносились смертные приговоры наиболее бессердечным джотерадам и представителям сельской буржуазии.

КПИ и КПИ(м) принялись поощрять крестьян к захвату земель. Коммунисты организовывали «марши бедноты» к земельным участкам, превышающим установленную в штате норму, а затем образцово-показательно распределяли эти угодья между безземельными. Министр внутренних дел второго правительства Объединённого фронта Джиоти Басу, по совместительству член Политбюро КПИ(м), отдал полиции строгий приказ не вмешиваться в трудовые конфликты и захваты земли, организованные по инициативе партий правящей коалиции. Повсюду в деревнях стали конфисковывать помещичье имущество, урожаи, повсеместно возникали «народные трибуналы» для расправы с классовыми врагами, создавались партизанские отряды.

Наксалиты

Историю наксалитов и КПИ (м-л) следует рассматривать в контексте взаимодействия революционного городского движения, коммунистов, с одной стороны, и традиционной борьбы крестьянства против землевладельцев и ростовщиков - с другой. Наксалиты - так по названию деревни Наксалбар и именовались сначала сельские, а затем и городские партизаны, вступившие в конце 60-х - начале 70-х годов в борьбу с господствующими классами Индии и государством. КПИ (м-л) оформила эту борьбу организационно и идеологически.

Политический опыт отказа части индийских коммунистов от парламентских форм борьбы и институтов буржуазной демократии, в условиях которой левым партиям приходится бороться с буржуазными партиями нередко со связанными руками. социальная напряженность, существовавшая в индийской деревне и приведшая к их возникновению, сохраняется и сейчас, вырабатывая ежедневно новые угрозы социального взрыва.

Именно в Западной Бенгалии коммунисты испытали сильное маоистское влияние, что привело к движению нахалбари (по названию местности), которое считало, что прямое крестьянское вооруженное восстание приведет к социализму. КПИ-М раскололась, из нее выделилась Коммунистическая пария Индии (марксистско-ленинская), которая в свою очередь не смогла сохранить единство и распалась на большое количество вооруженных групп ведущих вооруженную борьбу с Правительством по образцу Народно-освободительной армии Китая.

Мао Цзе Дун и его последователи (и независимо от них Че Гевара) полагали, что в полуколониальной или колониальной стране социальной базой революции является крестьянство, так как правящие режимы в городах располагают достаточной силой, чтобы обезвредить боевые организации пролетариата. Опыт величайшей цивилизации мира - Китая, а равно и опыт Кубы подтвердил теоретические концепции Мао, однако еще Аристотель говорил, что пример - это не доказательство. Необходимо больше конкретных данных, и вторая величайшая цивилизация - Индия может дать их нам.

Истоки движения наксалитов, распространившегося в тхане Наксалбари в Западной Бенгалии, восходят к середине 1960-х годов. Лидеры движения, разуверившись в официальном аграрном законодательстве, решили, что для изменения эксплуататорской и иерархической сущности социального строя Индии необходима революция.

Наксалбари это деревушка, затерявшаяся в предгорьях Гималаев, в округе (дистрикт) Дарджилинг, знаменитом своим чаем. Она стала символом коммунистического сопротивления для всей Юго-Восточной Азии. Её имя стало нарицательным: всякого индийского коммуниста, стоящего за вооружённый путь борьбы, стали называть в честь неё наксалитом. Население самой деревеньки Наксалбари состояло в основном из племени санталов, представителей крестьянской касты адиваси, ставшей впоследствии социальным костяком наксалитского движения. Уже в середине пятидесятых годов это место стало важным центром аграрных волнений.

Революционным вождем наксалитов был Чару Мазумдар, человек, давший наксалитам идеологию и почитаемый в Индии наравне со Сталиным и Мао. Мазумдар или «Чарубабу», как почтительно называли его крестьяне, родился в 1918 г. в деревне Силигури того же дистрикта Дарджилинг, в семье заминдара (землевладельца). В 1938 г. он вступил в компартию. В сороковые годы Мазумдар играл руководящую роль в движении «тебхага» («одна треть»). В ходе этого движения крестьяне добивались снижения размера арендной платы хозяевам земли с половины до трети урожая. В начале шестидесятых он занял последовательную антихрущёвскую позицию. В 1962 г. во время вооружённого конфликта Индии и Китая Чару Мазумдар был побит камнями антикитайски настроенной толпой, а затем арестован вместе с другими маоистски настроенными деятелями компартии. В 1964 г., после раскола партии он вошёл в КПИ(м).

Компартия Индии (марксистско-ленинская), была основана 22 апреля 1969 г., в день рождения Ленина. Чару Мазумдар (Charu Mazumdar) был избран Генеральным секретарём Центрального оргкомитета новой партии. Согласно учению Мазумдара, авангардная партия должна быть хорошо законспирированной, тайной и немногочисленной организацией. «Чтобы слиться с массами, партии не нужно самой становиться массовой и принимать в свои ряды кого попало, для этого достаточно лишь проводить линию масс».

Деревня не хотела зависеть от прихоти калькуттских властей и стремилась защитить свои завоевания, а потому спешно вооружалась И, естественно, подобные настроения усиливали влияние КПИ (мл). В результате «организованных» и стихийных захватов земли в штате было перераспределено более 300 тысяч акров пахотных земель. В штате было введено прямое президентское правление, и под дулами автоматов землю стали возвращать прежним хозяевам.

В округ Даржилинг были введены дополнительные полицейские формирования численностью более полутора тысяч человек. После ожесточенного сопротивления восстание в дистрикте Даржилинг было подавлено, а лидеры повстанцев арестованы. Всё это стало серьёзной школой для революционного крыла индийских коммунистов. Поражение восстания в Наксалбари стало началом борьбы наксалитов .

Восстание быстро перешагнуло границы Западной Бенгалии и перекинулось на соседние штаты. Наиболее обширная освобожденная зона возникла в штате Андхра-Прадеш. Она включала в себя территорию площадью более 500 кв. миль, на которой было расположено более 300 деревень и состояла из двух «красных районов», соединённых узким коридором. Решающую роль в крестьянском движении здесь играли племена джатана и савару. Всего на территории Освобождённой зоны в Андхра-Прадеш действовало более ста небольших партизанских отрядов. Партизанская война разгорелась также в Карнатаке, Андра - Прадеше, Ориссе, Бихаре и других регионах Индии.

Мазумдар, установил контакты со студенческими лидерами «нового левого» движения в Калькутте. Калькуттские студенты всегда были настроены враждебно по отношению к власти. С апреля 1970 г. в университете вспыхнули массовые беспорядки против полуколониальной системы образования. КПИ(мл) - единственная партия, которая во второй половине XX века сумела вести одновременно и сельскую, и городскую герилью; причём, по оценкам Д.Костенко, движение, развёрнутое в Калькутте 1970-1971 гг., ничем не уступало «Красным бригадам» в момент их наивысшего подъёма. Достичь такой эффективности Мазумдару удалось благодаря переброске в город около трёхсот опытных партизанских командиров. Ветераны-наксалиты «натаскивали» студентов в военном деле, создавали летучие отряды для совершения налётов. Уже к ноябрю 1970 г. в городе от рук наксалитов пало тридцать шесть полицейских и более четырёхсот получили тяжелые ранения.

В ответ полиция перестала арестовывать наксалитов, их просто расстреливали сразу после того, как выяснялось, что задержанный - член КПИ(мл). В ответ на это партия организовала серию нападений на полицейские участки и тюремные фургоны для освобождения своих товарищей. Самой известной из серии подобных акций стал побег одиннадцати наксалитских лидеров из тюрьмы в Силигури 21 февраля 1970 г. Полиция была перепугана настолько, что жён и детей всех полицейских города свезли в центральные казармы, где те жили под усиленной охраной. Организовать вооружённую борьбу рабочих Мазумдару не удалось, хотя некоторые предприятия поддержали восставших забастовками. Зато городские низы всем сердцем поддержали вооружённую борьбу. Удалось развернуть успешную пропаганду идей КПИ(мл) даже в уголовной среде. Индийский уголовник - это не бандит в навороченной тачке, а человек обездоленный.

КПИ (м) считала бедные кварталы Калькутты зоной своего влияния. Вся территория Калькутты была поделена на зоны влияния между двумя компартиями. За период между мартом и августом 1970 г. наксалиты убили двадцать одного члена КПИ (м), и столько же наксалитов уничтожили люди из КПИ (м). Во время городского восстания наксалиты убили также одного члена КПИ, да и то по ошибке. Органы внутренних дел Калькутты зарегистрировали во второй половине 1970 г. сто двадцать три перестрелки между компартиями; в шестидесяти восьми случаях они начались по вине КПИ (м), в пятидесяти пяти - инициаторами были наксалиты.

Путём беспощадных репрессий, использования платных провокаторов, пыток, казней без суда и следствия полиции удалось добиться перевеса. Соотношение в потерях в начале 1971 г. резко изменилось: на триста пятьдесят в погибших уличных схватках членов КПИ(м) приходилось уже тысяча триста членов КПИ(мл). Повсюду шли повальные обыски, полицейские прочёсывали квартал за кварталом. Заподозренных в принадлежности к партии либо убивали на месте, либо забивали насмерть в тюрьме. Восстание было подавлено. Сразу же после того, как сопротивление городских наксалитов было сломлено в разгар избирательной кампании 1971-1972 гг. вся мощь репрессивного аппарата обрушилась на КПИ(м). По словам Джиоти Басу, в ходе выборов было убито двести шестьдесят три активиста КПИ(м). Руководство партии приняло резолюцию, в которой пригрозила устроить в Индии «второй Вьетнам».

Классовая борьба в Калькутте  в художественной форме была отображена в великом фильме знаменитого бенгальского режиссера М.Сена «Калькутта 71».

16 июля 1972 г. в Калькутте после двух лет безуспешной охоты полицией был схвачен Чару Мазумдар. Информацию о его местопребывании полиция вырвала под пыткой у одного из арестованных членов руководства партии. Через двенадцать дней после ареста всегда бодрый и энергичный Мазумдар скончался в камере, якобы от сердечного приступа. Без организаторского гения Мазумдара движение уже больше не поднималось на тот уровень, который оно достигало при его жизни. Несмотря на новые вспышки вооружённой борьбы в разных районах Индии, восставшие уже не помышляют об общенациональной революции и стремятся осуществить преобразования в своих районах.

Таким образом, КПИ (мл) была разгромлена в 1970-ых гг. силами центрального правительства при поддержке левых властей штата Западная Бенгалия. Лозунги наксалитов в 1990-х годах были подхвачены в населенных малыми народами районах Андхра-Прадеша, прежде всего в талуке Шрикакулам, и в ряде округов Мадхья-Прадеша и Махараштры. Не лучше обстояли дела и в политической области: смерть Мао, процесс «банды четырёх», начавшиеся в Китае реформы, китайско-вьетнамская война, раскол между КНР и Алабанией привели к расколам и размежеваниям внутри КПИ(мл). В результате на месте единой КПИ(мл) возникла почти сотня мелких наксалитских группировок. Почти в каждом освобождённом районе был создан свой ЦК. Неоднократные попытки вновь объединить хотя бы основные течения наксалитизма в единую партию положительного эффекта не дали.

Однако на протяжении почти тридцати лет в предгорьях Гималаев и в джунглях Бихара, в труднодоступных районах Раджастхана и Тамиланда возникали и вновь исчезали партизанские районы. Начиная с 1993 г., борьба наксалитов обрела второе дыхание. Ведущие фракции КПИ(мл) сумели договориться о координации боевых действий, защите арестованных наксалитов в суде, обмене боеприпасами и медикаментами. Был установлен контакт с другими ненаксалитскими партизанскими движениями, такими как Социалистический Совет Нагаленда и Объединённый фронт освобождения Ассама. Но особую роль в новом всплеске боевой активности наксалитов сыграло взаимодействие с «Тиграми освобождения Тамил Илама» со Шри Ланка. «Тамильским тиграм» удалось создать настоящую кадровую, отлично вооружённую революционную армию и поставить под контроль почти половину территории острова Цейлон. Естественно, что помощь тамильских инструкторов оказалась неоценимой в деле формирования новых наксалитских вооружённых сил.

И сегодня в штатах Бихар, Джхаркханд, Махараштра и Андхра-Прадеш существуют контролируемые революционерами территории.

http://gafourov.narod.ru/ind.htm

глобальный капитализм, реакция, всемирная история, коммунизм, политика

Previous post Next post
Up