Будет ли когда-нибудь в России памятник Герберту Гуверу?

Nov 20, 2013 13:21


VIA irions55


...Из речи Нансена в Лиге Наций (30 сен­тября 1921 г.): «Есть ли на этом собрании человек, готовый сказать: лучше пусть погибнет двадцать миллионов людей, чем усилить советскую власть?»



Он требовал выделения кредита для СССР под закупку зерна. Кредит не дали...
«Я предложил создать нейтральную организацию, через которую можно посылать продовольствие и медикаменты в Россию. При этом вовсе не обязательно признавать большевистское правительство. Остается дождаться ответа Ленина и оговорить условия работы».

Он создал такую организацию - «Миссию Нансена». Сам метался по миру, налаживал сбор средств, за счет личного авторитета выходил на конкретных политиков. Не раз бывал в России. Кстати, его удивляла традиция устраивать митинги по поводу приезда «большого друга СССР». Логика профессора из «Собачьего сердца»: если я, вместо того чтобы оперировать, буду петь революционные песни - наступит разруха.
Итог: через «Миссию Нансена» в страну поступило более 90 тыс.тонн продовольствия и около 640 тонн медикаментов. Это не считая «нансенов­ских» продовольственных посылок, организованных столовых… Совокупный объем денежной помощи - 4 млн. дол­л. (по тогдашнему курсу). Ориенти­ровочное число спасенных от смерти - до 6,5 млн. чел.

Листовка «Полезные советы голодающим» рассказывает, что можно, а что нельзя употреблять в пищу.
Допустимые суррогаты: «жмыхи, желуди, орехи, овощи, грибы, мхи и т.д.»
Нежелательные: «солома, древесина, некоторые сорта листьев, лишайники и т.д.» Недопустимые: «древесная кора, торф, глина, белена, вика густолистая, горошек заборный». (До какого состояния должны дойти люди, чтобы их убеждали не есть торф!).
Письмо Дзер­жинскому председателя ГПУ Украины В.Манцева (июль 1922 г.). Умоляет увеличить жалованье и продпаек местных чекистов, потому что - уже край. «Зарегистрирован ряд самоубийств на почве крайнего истощения». Сотрудницы ГПУ «принуждены заниматься проституцией, чтобы не умереть с голоду». «Расстреляны за грабежи и налеты сотни сотрудников и во всех случаях установлено, что идут на разбой из-за систематической голодовки». «Бегство из чека повальное». Власть может наплевать на тихое умирание сельского старика, городского обывателя. Но если выходит из строя «вооруженный отряд партии»…

И все же «нансеновская помощь» - лишь малая доля в сравнении с объемом помощи, оказанной России в те годы США через организацию АРА («American Relief Administration» - Американская администрация помощи). Хотя сравнение некорректно. «Миссия Нансена» - добровольческая благотворительная организация, а за АРА стояла мощь Соединенных Штатов, опыт продовольственной помощи Европе (все начиналось с созданной в годы Первой мировой «Комиссии помощи Бельгии»). Нансен был великий человек, но посредственный администратор. Министр торговли США Герберт Гувер, возглавлявший АРА, был скорее прагматиком, чем гуманистом, зато организатором - первоклассным. Горный инженер по образованию, успешный бизнесмен, трудоголик, именно он несколько лет назад возглавил помощь Европе. Гувер исходил из простых вещей. Война разрушила традиционные рынки сбыта, и Америка затоваривается нераспроданным зерном. После окончания Первой мировой армейские склады ломятся от продовольствия, сроки годности истекают. Большевиков Гувер называл «бандой международных преступников», но считал: есть ситуации, когда делать добро - стратегически выгодно. Помощь России - одна из них.

Из сводок ГПУ: «Марксштадская область. Настроение крестьян улучшается в связи с выдачей им яровых семян и фуража. Приступлено к полевым работам. За отсутствием лошадей запрягают коров, даже сами крестьяне, их жены и дети запрягаются в плуги».

К организации этой помощи России он подошел, как бизнесмен к реализации нового проекта. Первый шаг: убедить Конгресс и Сенат, что сброс излишков продовольствия сейчас полезен Америке. Далее - подписание официального соглашения с советскими властями, расписывающего обязательства сторон. Создание в СССР «дискритов» (региональных штабов). 180 (потом 300) штатных сотрудников-американцев, 125 тысяч привлеченных сотрудников-совграждан. Жесткий контроль за прохождением грузов, строжайшая отчетность. Сеть столовых и распределительных пунктов - от Москвы и Питера до заштатных уездных городков. Посылки, бани, больницы (хоть медпомощь поначалу не предусматривалась).
Сейчас пишут порой: среди сотрудников АРА были и те, кто вел в СССР разведку, АРА привлекала на работу недавних белогвардейцев. Не исключено: от возможности прощупать потенциал чужой страны не откажется ни одна спецслужба; да и людей брали, которым доверяли, кто знал английский, а таких больше встречалось среди несочувствующих большевикам. Но сама-то советская власть народ прокормить не могла! Вот и решайте, что весомей: спасенные жизни или интерес какого-то американца к пропускной возможности станции N?

Урожай 1922 г. был уже неплохим, и советское правительство громогласно заявило, что с голодом покончено, более того - СССР даже начинает экспорт хлеба. Гувер был в шоке: где ж - покончено? какой - экспорт? Но Москва стояла на своем, и в портах наблюдались странные картины: с американского парохода сгружалось зерно для голодающих, а рядом, на советский, грузилось зерно на продажу. АРА начали под любыми поводами выдавливать из СССР, и 4 июня 1923 г. решением Политбюро ее деятельность была прекращена. «Известия» тогда писали, что «деятельность АРА никогда не будет забыта в нашей стране». Ничего, забыли - быстро и надолго.

4 марта 1929 г. Герберт Гувер стал президентом США. А в октябре 1929-го началась Великая депрессия, от которой не защитил даже его административный гений. В США Гувера вспоминают как «человека, который спас людей больше, чем кто бы то ни было в мире» и одновременно - как президента-неудачника.

Фритьоф Нансен за помощь России получил в 1922 г. Нобелевскую премию мира. Он передал ее на строительство двух сверхсовременных по тогдашним временам учебных сельскохозяйственных станций - в России и на Украине: «Вы должны научиться работать на земле, чтобы пережитый кошмар не повторился!» Дар приняли - а через несколько лет с молчаливого согласия Москвы мест­ные власти станции тихонько закрыли. Оборудование, скот, трактора раскоммуниздили по окрестным деревням.

Нансен умер в 1930 г. Были прочувст­вованные некрологи в газетах, ему - гуманисту, спасителю, почетному члену Моссовета - решили поставить памятник в Москве… и не поставили. Монумент появился лишь в 2002-м. Будет ли когда-нибудь в России памятник Герберту Гуверу? ©

Почему я не удивлён, Ватникан, Рашкованство, der untermensch, Госдепъ

Previous post Next post
Up