сумеречное воображение

Apr 24, 2012 12:41

При работе с дневником по методу Прогоффа очень важна настройка. В книге инструкция для настройки повторяется практически перед каждым упражнением. Она такова, что, на самом деле, эффективнее было бы иметь ее записанной в аудиоформате. И перед тем, как обращаться "к поверхности сознания", где, по мнению Прогоффа, находятся мысли, эмоции и воспоминания, и перед тем, как идти "глубже", к ощущениям, смутным чувствам и интуитивным предчувствиям и прозрениям, - иначе говоря, перед тем, как сделать любую запись, - рекомендуется сесть удобно, закрыть глаза, несколько раз глубоко вдохнуть, ощутить и отпустить ненужные напряжения в теле и придти в состояние внутренней тишины. Это такая уютная, живая, доброжелательная тишина. Противоположность суете. И из этого состояния уже обращаться к дневнику, отвечать на приглашения его разделов. (Например, раздел "Запись ежедневного" приглашает обратиться к внутренней погоде и записать, какова она и как она менялась в последнее время.)

Внутреняя тишина помогает работать с "сумеречным воображением" - это очень существенная часть прогоффского метода.

Мы привыкли в нашей повседневной жизни пользоваться рациональными функциями "дневного сознания". Некоторые из нас обращают внимание и на содержания сновидений - работы "ночного бессознательного". "Сумеречное воображение" - это своего рода пространство между дневным рациональным сознанием и сновидениями. Это не совсем фантазии и грезы, потому что фантазии и грезы во многом - внутренний кинематограф осознанных желаний, символическое их удовлетворение. Когда мы обращаемся к сумеречному воображению из состояния внутренней тишины, мы не пытаемся "увидеть" или иначе испытать что-то конкретное. Мы фокусируем внимание "внутри", "в глубине" (можно представить себе, что когда вы обычно читаете, пишете или разговариваете, точка осознавания, или фокусировки, находится у вас где-то за глазами... почувствовали? а теперь попробуйте сместить ее в центр груди и "посмотреть" оттуда). И когда мы фокусируем внимание "внутри", "в глубине", на том, что для нас важно, что волнует или заботит, мы приглашаем чувственные образы, любые, спонтанно возникающие при такой фокусировке. Мы открыты им, не пытаемся их удержать, а следим за тем, как они возникают, трансформируются, исчезают, уступают место другим. Возможно, вы пробовали так делать, когда засыпаете или дремлете. Это очень похожее состояние, только гораздо более осознанное и произвольное. Эти чувственные образы - не обязательно зрительные; они могут быть слуховыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, ощущениями внутренней теплоты или открывающегося внутри пространства, или это могут быть эмоциональные квази-телесные ощущения.

Работая по методу Прогоффа, мы дополняем рациональные записи обращением к сумеречному воображению, а также "внутренней корреляцией". Например, сделав запись в раздел "Описание периода настоящего", мы обращаемся к сумеречному воображению и записываем, какие у нас в связи с периодом настоящего возникают образы. А потом можно в воображении взять сумму рациональных записей в левую руку, а сумму образов сумеречного воображения - в правую, и "взвесить" и "сравнить" их. Возникшее в результате новое понимание и будет "внутренней корреляцией".

настройка, сумеречное воображение, интенсивный дневник, внутренняя корреляция, айра прогофф, внутренняя тишина

Previous post Next post
Up