письменные практики: "литературные", "процессуальные" и "терапевтические"

Dec 29, 2011 11:23

Какие бывают письменные практики в помощь себе и другим? Фиона Сэмпсон и Селия Хант в сборнике Self on the Page выделяют три основных вида письменных практик: «литературные», «процессуальные» и «терапевтические».

«Литературные» письменные практики ориентированы на результат. Мы выражаем и осмысляем свой опыт в виде рассказа, повести, романа, стихотворения, эссе, статьи и т.д. и т.п., приводим его в публикуемый вид - и публикуем. Эти произведения могут как отражать опыт близко к его фактологии, так и содержать изрядную долю творческого вымысла. Как при помощи этого можно помочь себе и другим? Во-первых, создание любого творческого продукта укрепляет чувство самоценности личности, веру в себя, в свою способность занимать активную позицию и менять окружающий мир. Во-вторых, результат «литературных» практик, став доступным другим людям и вызвав у них сопереживание и отклик, может оказаться для них той самой «точкой опоры», которая поможет им сделать шаг по направлению к предпочитаемой жизни.

В этом направлении письменных практик очень много внимания уделяется качеству текста, его редактированию, «оттачиванию» и «шлифовке». Как правило, ведущие групп, посвященных «литературным» письменным практикам - признанные писатели, поэты, журналисты, авторы популярных произведений.

«Процессуальные» письменные практики, как понятно из названия, ориентированы на процесс. Качество результата здесь не имеет значения. Задача - отправить в отпуск Внутреннего Критика и использовать различные приемы и техники для письменного самоисследования, выражения и осмысления переживаний, формирования рефлексивной позиции. При этом люди осваивают письменное слово в качестве инструмента, который они смогут использовать самостоятельно по мере необходимости. Как правило, ведущие программ, посвященных «процессуальным» письменным практикам - психологи, педагоги или социальные работники (в зарубежном понимании социальной работы).

«Терапевтические» письменные практики немного выбиваются из этой классификации. Они могут быть ориентированы как на результат, так и на процесс. Сэмпсон и Хант выделяют их в отдельную категорию, потому что это приемы и техники работы с письменным словом, используемые в контексте психотерапии. Эти письменные практики дополняют терапевтические отношения и очное взаимодействие с терапевтом, позволяют интенсивнее «проработать» ту или иную тему. В редких случаях психотерапевтическое взаимодействие целиком строится на письменных практиках.


Данный проект (блог) - процессуально-ориентированный. Моя задача - познакомить читателей с различными приемами письменного самоисследования, а также важными условиями, соблюдая которые, можно избежать (или снизить вероятность) причинения себе и другим вреда при помощи этих практик. То же верно и в отношении онлайн-курсов. То есть, например, когда мы будем работать с личной и семейной историей, мы будем ориентироваться в основном не на публикацию (этому посвящено последнее занятие четвертого модуля), а на процесс письма, на формирование рефлексивной позиции. Работая, в частности, с автобиографическими рассказами и семейными легендами, мы можем увидеть свою жизнь со стороны, проследить сюжетные закономерности, занять позицию по отношению к прошлому, извлечь уроки и тем самым изменить будущее. Работа с автобиографическими историями позволяет человеку укрепить авторскую позицию по отношению к собственной жизни и стать сочувствующим свидетелем приключений главного героя своей истории, т.е. себя. При этом мы неизбежно сталкиваемся с болезненными воспоминаниями, разочарованиями и обидами и учимся с ними работать, но сам курс не является терапевтическим. Я не занимаюсь терапией в ходе курса с его участниками, я обучаю использовать приемы и техники письменного самоисследования. «На входе» я провожу собеседование и выясняю, в какой жизненной ситуации находится человек и как именно на него влияют воспоминания о прошлом. По результатам собеседования я могу рекомендовать, например, перенести участие в курсе на более поздний срок, или, в других случаях, обратиться за помощью к психотерапевту (тогда у нас с психотерапевтом может быть сотрудничество, в оптимальном случае - прозрачное; в том смысле, что каждый из нас осведомлен о том, что и зачем делает другой ради нашей общей цели - помочь человеку создавать предпочитаемую жизнь).

процессуальные письменные практики, терапевтические письменные практики, работа с автобиографией, литературные письменные практики

Previous post Next post
Up