Apr 13, 2016 18:40
Все люди время от времени разговаривают сами с собой. Иногда вслух, иногда беззвучно. Мы проговариваем порядок действий, озвучиваем разные стороны волнующей нас дилеммы, репетируем свою часть значимого разговора. Кто-то это делает чаще, кто-то реже. И вот очень интересно, с чем это связано. Понятно, что в те моменты или периоды, когда у нас достаточно сил и внимания, мы можем проводить умозаключения быстро и четко, в "свернутом" виде, не вынося их в речь. Но когда у нас в жизни много стресса, мы устали или взволнованы (или и то, и другое одновременно), мы начинаем разворачивать свой мыслительно-переживательный процесс, делая его заметным для себя, потому что понимаем, что в стрессе рискуем совершить ошибку. А так, развернув для себя процессы саморегуляции и принятия решений, мы можем контролировать их ход, сверяясь с тем, что для нас важно. Особенно часто мы делаем это, когда учимся чему-то новому.
Письменная речь - это самая развернутая форма мышления, доступная взрослому человеку. Мы обращаемся к ней тогда, когда жизнь ставит перед нами новые задачи, предлагая "пересобрать" себя. Чаще всего мы обращаемся к письменным практикам на переходных этапах или после личностных кризисов. Мы выносим свой внутренний процесс наружу, превращая его в текст. Текст становится для нас своего рода отражающей поверхностью, вроде фотоснимка внутреннего процесса. К нему можно возвращаться, рассматривать его под разными углами или на просвет.
При этом наш текст позволяет нам заглянуть не только в прошлое, но и в возможные будущие. Одно из возможных будущих - наше более мудрое, зрелое, реализованное "я". Мы можем обратиться к нему за советом или попросить рассказать о его взглядах на жизнь, приоритетах и так далее. Письменные практики могут помочь нам выстроить отношения с Внутренним Наставником, который знает нас лучше, чем кто бы то ни было еще, включая нас самих-сейчас, потому что мы - его прошлое.
внутренний наставник,
выготский,
саморегуляция