Добрый день!
Сегодня - очередное задание в проекте "Путешествие с письменными практиками". Обратимся сегодня к "письменному фокусированию" (методика Сондры Перл). Эта методика очень способствует появлению творческих идей и выбору той из них, на которой имеет смысл сосредоточиться, чтобы ее воплотить.
Понадобится примерно сорок минут (можно в 2-3 приема, но лучше подряд), таймер и несколько разрозненных листов бумаги (чтобы начинать новую часть задания с нового листа). Или просто печатайте в файл, начиная каждую часть с новой страницы. Каждый новый вопрос - с новой страницы.
0. В течение нескольких минут настройтесь на ощущения в своем теле. Где есть напряжение, давление, "мурашки", заряженность, тяжесть, легкость, что-то еще?
В ответ на следующие пять вопросов нужно писать списки, просто отдельные слова или выражения, а не связный текст.
1. «Как я сейчас себя чувствую?» (таймер на 2-3 минуты и отдельные слова в столбик, что приходит в голову).
2. «Что может мешать мне писать?» (тоже таймер на 2-3 минуты и список слов или выражений).
3. «О чем бы мне хотелось и моглось сейчас написать?» (инструкция та же; пока пишем все подряд, что приходит в голову, не выбирая).
4. «Какие еще слова, образы, звуки, сны и пр., о которых можно было бы написать, приходят мне в голову?» (и опять таймер на 2-3 минуты).
5. «Что еще могло бы быть высказанным? Что меня влечет, томит, беспокоит, что зудит, как заноза?» (и снова пишем в столбик 2-3 минуты).
В итоге пока что мы писали максимум 15 минут, а написали уже ого-го сколько. А теперь будем выбирать, о чем писать дальше. Просмотрите свои списки. Где больше всего энергии? Какая тема больше всего заслуживает исследования сейчас? Выпишите эту тему на верху нового листа.
6. Выпишите все "кусочки" и "обрывки", которые вам уже известны в связи с этой темой. Тоже, без необходимости как-то их логически увязывать. Просто «слить на бумагу». На это - 5-7 минут.
7. А теперь представьте, что тема целиком, во всей своей целостности, присутствует рядом с вами в комнате, и спросите себя: «Так, а о чем это вообще? Что интересно и важно? В чем суть и сердце этого?» (2-3 минуты на этот вопрос).
Тут хорошо получается почувствовать, что то, о чем пишешь, живое и обладает своей уникальностью, своей формой, в соответствии с которой оно будет расти и функционировать.
дальше с нового листа
8. «Это на самом деле именно так? Приближаюсь ли я к сути?» Тут надо писать до тех пор, пока не возникнет внутреннее ощущение: «ага! вот это - оно».
9. «Что в этом сложно и тяжело для меня? Во что я упираюсь?» (тут нужно записать спонтанно возникающий образ или метафору, а лучше всего - вопрос). На письмо - 1-2 минуты.
10. «Что я упустил(а)? Что я пока еще не написал(а)?» (одна минута на письмо)
11. «Куда это ведет? В чем «фишка», «мораль», «урок» этого?» (еще одна минута)
12. «Дает ли написанное ощущение завершенности?» (если да, то как оно переживается в теле. если нет, то о чем надо написать еще, чтобы оно возникло)
Перечитайте написанное. Если это - черновик, то какую форму мог бы принять чистовик? Что это - рассказ, эссе, полемическая статья, автобиографическая история, отчет, пьеса, серия писем и т.д. и т.п.?
13. Как только удается определиться с формой, нужно записать идеи, приходящие в голову по поводу того, как преобразовать черновик в чистовик, и что с этим делать дальше.
14. Напишите рефлексивный отклик.
Поделиться впечатлениями о работе с заданиями можно здесь:
http://pp-journey2016.livejournal.com/profile картинка отсюда
https://www.flickr.com/photos/25484844@N02/2741461304/