Значение Владимира Сорокина для современной словесности сложно переоценить. Будучи автором переведённых на 32 языка десяти романов, ряда повестей, рассказов, пьес, театральных либретто, киносценариев, он как любое стоящее культурное явление вызывает у публики широкую гамму чувств - от благоговейного почитания до полного неприятия.
Начав литературный путь в конце 70х годов, попавший в круг художников-концептуалистов, молодой график Сорокин пишет ставшую метафорой гротеска и абсурда советского быта «Очередь» и умело деконструирующие соцреалистическую традицию романы «Норма» и «Тридцатая Любовь Марины». Заслужив репутацию отчаянного провокатора и литератора высшего пилотажа, способного камуфлироваться под разные стили, взрывая их изнутри, Владимир Сорокин продолжил вбивать гвоздь в крышку гроба соцреализма в романе «Сердца Четырёх» и препарировать классическую русскую литературу, превращая её жуткий макабр, в «Насте» и «Романе». Метод написания этих произведений заключался в резком финте сначала убаюкивающе предсказуемого сюжета. Пасторальная картина юношеской любви и свадьбы в дворянской усадьбе, описанная в лучших традициях классического русского романа, сменялась многостраничной кровавой вакханалией; день совершеннолетия доброй девочки Настеньки на фоне тех же ностальгических дворянских реалий - приготовлением её в качестве главного блюда на праздничный стол и совместным семейным каннибализмом. Занятые обыденными делами герои соцреалистического романа неожиданно прерываются чтобы вкусить обязательную дневную норму - порцию прессованных фекалий.
На рубеже тысячелетий Владимиру Сорокину становятся тесны рамки ниспровергателя величавых традиций, и он сильно расширяет свою аудиторию, превратившись из нонконформиста и звезды литературного андерграунда в одного из самых читаемых современных российских писателей. На смену изощренному деконструированию довлеющих клише пришло создание собственных миров - затейливых и завораживающе реально описанных.
Миры Сорокина - это гротескная реальность альтернативной истории, в которой в «Голубом Сале» клонируют великих русских писателей, Европа после войны с ваххабитами, раздробленная на феодальные княжества, живет в Новом Средневековье в «Теллурии»; а в России «Дня Опричника», обнесённой Великой Русской стеной, правит бал самодержавие и опричнина.
У нас была отличная возможность поговорить с проводящим свои карантинные будни за написанием нового романа Владимиром Сорокиным о влиянии литературы на будущее, стремительно меняющемся мироустройстве, коронавирусе, заставившим человечество вспомнить онтологические вопросы, русских фантазмах и многом другом.
Интервью: Дмитрий Толкунов
Владимир Георгиевич, огромное спасибо, что нашли время для этого интервью, для нас это большая честь. Прежде всего, было бы интересно узнать, над чем сейчас работаете и как в целом проводите это необычное время?
Будем считать, что я с этим интервью виртуально окажусь в вашей загадочной и красивой стране! Горы и лес всегда меня завораживали… Сам я сейчас, в эти необычные времена живу, можно сказать, в лесу, в своем доме. Работаю над новым романом, уже три года как не занимался этим жанром, соскучился. Если бы и не было пандемии, думаю, я вел бы вполне себе карантинный образ жизни.
Будет ли ваш новый роман условным продолжением цикла ваших произведений, начатого «Днем Опричника», действие которого происходит в единой альтернативной реальности?
А вот говорить о ненаписанном еще романе - не в моих правилах, извините.
Ладно, интрига - это всегда даже очень хорошо. Абстрагируясь от нового романа, почти все ваши последние произведения являются антиутопическими по своему содержанию. То, что в начале казалось в них затейливым гротеском и фантазией, сейчас тревожно стало обретать реальные формы. Вам не бывает страшно фантазировать, учитывая тот факт, что фантазии вольно или не вольно могут претвориться в реальность?
Я уже привык. «День опричника» был написан пятнадцать лет назад, сейчас в российских СМИ уже общее место: «это как в книге Сорокина…» Теперь европейские друзья то же самое начинают говорить о «Теллурии», она же в большей степени про распавшуюся на княжества Европу будущего: «все сейчас развивается у нас, похоже, по твоей «Теллурии». Мне остается лишь извиниться! Русский поэт Федор Тютчев в XIX веке написал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». У каждого писателя, уважающего метафизику, есть своя внутренняя антенна. Если за ней правильно следить, она улавливает вибрации не только из настоящего и прошлого. Ничем другим я объяснить это не могу. И мне не страшно. Писателю, особенно живущему в такой непредсказуемой и жестокой стране как Россия, не должно быть страшно. Если страшно - не пиши. Это как со страхом высоты: люблю горы, но боюсь высоты. Тогда - сиди дома, смотри на горы в телевизоре. А если страшно писать - будь читателем.
Если коснуться этого метафизического аспекта писательского ремесла, как вы думаете, когда писатель по-визионерски выхватывает в своих произведениях образы будущего - это что-то из области интуиции, или он может своей мыслью и фантазией направлять и создавать грядущую реальность?
Это абсолютно загадочный процесс. Книги, как мне кажется, не только улавливают будущее, но и могут влиять на него. Такие книги как «Процесс», «1984», «Улисс», «Лолита», «Архипелаг ГУЛАГ», романы Уэллса, Жюля Верна - повлияли на будущее.
В ваших последних произведениях вы рисуете причудливый мир Нового Средневековья, состоящий их раздробленных феодальных княжеств. Как вы думаете, происходящая сейчас в мире пандемия, повлёкшая за собой как закрытие целых стран, так и их граждан в стенах своих домов, ускорит этот возможный процесс перехода от глобализма к изоляционизму?
Насчет перехода от глобализма к изоляционизму - об этом не только задумаются, но и вскоре будут принимать решения. Мегаполисы оказались самыми уязвимыми. Люди станут массово перебираться в провинцию. А вообще, когда на кону выживаемость нации - люди легко заговорят о Новом Средневековье и присягнут ему и его законам!
А является ли вообще пандемия серьезным событием, которое оставит заметный след на всём, или может в историческом контексте это что-то незначительное, то, что скоро забудется, и значение чего мы сейчас сильно сейчас переоцениваем?
По-моему, пандемия COVID-19 уникальна тем, что застала наш мощный в своем прогрессе мир совершенно врасплох. Наш глобальный мир напоролся на этот коронавирус, как «Титаник» на невидимый айсберг. И «Титаник» дал течь! Многие повторяют эту фразу: мир уже не будет прежний. Он уже не прежний. Если оставить в стороне экономику и медицину, коронавирус заставил человечество вспомнить об онтологических вопросах. Например: почему мировая политическая элита так посредственна, беспомощна и глупа? Почему мы выбираем в президенты примитивных, глупых людей? За что? За то, что они умеют разговаривать с толпой? Или еще вопрос: чего стоит вся мировая наука, если вирус неизвестно чем лечить? Причем, он же не с Марса к нам прилетел. Еще вопрос: сколько человеку нужно сортов колбасы, сыра и шоколада, брендов одежды, моделей машин, чтобы выжить на планете Земля?
Сейчас много говорят о несоответствии карантинных мер степени реальной угрозы от вируса. Видимо, это неспособность властей разных стран к слаженным совместным действиям, тоже говорит о кризисе глобалистской повестки?
Быстро выясняется, что нет одной общей стратегии лечения этой пандемии для всех стран. Климат, социальные аспекты, уровень медицинского обслуживания, национальный характер, общительность населения, наконец, средний возраст и иммунитет населения, - все это по-своему влияет и диктует свои условия.
Думаете, это грядущее Новое Средневековье всерьёз и надолго и может затянуться, как в мире ваших последних произведений, на несколько столетий? Или у мира есть шанс, откатившись назад и заново и окончательно пережив средневековые мороки, вступить обратно на рациональный, глобалистский путь развития?
Сейчас бессмысленно предсказывать перемены в мироустройстве, но они, безусловно, будут. У глобализма обнаружились серьезные слабости. Мне кажется одно - международные отношения станут жестче, борьба за природные ресурсы, за экономический достаток, вообще за личный комфорт возрастет. Ну, и расстояние между столами в ресторанах станет больше. Я сочувствую парижским кафе.
России в мире ваших последних произведений уготована незавидная роль территории, простите за оксюморон, смотрящейся наиболее средневеково и отстало на фоне Нового Средневековья и находящейся в изоляции. Что может произойти с ней дальше в этой реальности - будет ли она все глубже уходить в мир условно-православного киберпанка или имеет шанс на сближение с миром?
Россия - непредсказуемая страна. После краха СССР и нечеловечески жестокой Красной Утопии ХХ века в 90-е у России были реальные шансы очистится от прошлого и пойти европейским путем. Но увы, она этот путь не выбрала - сила прошлого, которое так и не сумел похоронить Ельцин, оказалась роковой. Сейчас в России правит бал Новое Средневековье: у нее единовластный несменяемый правитель, Церковь практически на службе у государства, государственные чиновники и губернаторы играют роль феодалов, а силовые структуры - опричников, расправляющихся с недовольными. Боюсь, что в ближайшие годы это не изменится. Хотя, повторюсь - наша страна непредсказуема.
Часто в оправдание этой дремучей картины ссылаются на тяжелое российское прошлое, и на то, что здесь всегда так было и будет… Аргументы, прямо скажем, неубедительные, учитывая то, что недавняя европейская история тоже была полна отвратительных тиранов и неприглядных страниц геноцида . Так на чем тогда зиждется это опричниковско-феодальное устройство?
Потому что так сложились, увы, многие факторы. Но главное, повторюсь, Россия не похоронила свое прошлое, как это сделала Германия после фашизма. Российский тоталитаризм оказался живучим. В 90-е думали, что он умрет и сгниет сам, но он восстал, уже как зомби Средневековья. Фантазмы по-прежнему играют большую роль в сознании россиян, путинская власть все эти 20 лет умело этим пользовалась, облучая и зомбируя народ с помощью телевидения. Все это печально, потому что привело к массовой моральной и интеллектуальной деградации и падению жизненного уровня населения.
В своё время вы убили Русский Роман, дав Роману в руки топор, и деконструировали соцреалистическую традицию, заставив героев «Нормы» есть какашки. Есть ли сейчас, на ваш взгляд, какая-то литературная традиция, ставшая общим местом и клише, которой тоже не помешала бы такая деконструкция? И взялись ли бы вы сейчас за что-то подобное, ну или может быть могли бы порекомендовать присмотреться к этой области молодым писателям?
Советская идеология была мощнее идеологии путинской власти, тогда в официальной литературе царил жесткий принцип соцреализма. Сейчас нет официальной литературы, есть лишь официальное телевидение и СМИ. Последние события, экономический кризис сильно подорвали милитаристско-имперскую идеологию власти, критика Кремля идет уже и сверху и снизу. Россия сейчас входит в полосу смутного времени. Описывать его с помощью художественной литературы очень трудно - гротеск жизни зачастую сильнее фантазии писателя. В такие времена трудно давать советы писателям!
Что вообще читаете сейчас, ну или может могли бы порекомендовать какие-то новинки кинематографа?
Когда я пишу роман, то не читаю художественной прозы. Но кино смотрю с удовольствием. Признаться, больше пересматриваю киноклассику: Хичкок, Бунюэль, Кубрик, Бергман. Новых потрясающих фильмов я пока не видел. Сериалы есть хорошие, но у них одна проблема: после первых серий начинается рутина, проще говоря, сценаристы начинают халтурить.
А чем ещё наполняете эти странные карантинные будни, как проходит ваш стандартный день?
Я встаю рано, иду гулять с собаками, потом завтракаю, сажусь писать, работаю до ланча, затем занимаюсь разными делами, работаю в саду, вечером ужинаю, смотрю кино, отвечаю на письма. Ложусь спать в полночь. Рутина!
Не могли бы на прощание посоветовать нашим читателем, как они могли бы с толком для своего развития провести время на карантине?
Подойдите к зеркалу и постарайтесь, не крутя головой, увидеть свой затылок. Если получится - вы многое поймете в себе и в мире. В карантине это сделать легче.
Будем практиковаться. Спасибо вам за интересную беседу, желаем творческих успехов.
Спасибо.