Наконец-то я дорвалась до очередной книги по распутыванию тайн прошлого. На сей раз это "Завещание веков" (2003) Анри Лёвенбрюка.
Если сравнивать этот роман, например с произведениями Дэна Брауна, которые стали своеобразным эталоном этого жанра - о, я думаю, имя Дэна Брауна стало уже нарицательным и вполне может писаться с маленькой буквы - ну, помните, как в оде Лононосова он делает нарицательными фамилии этих гениев:
«Что может собственных платонов
И быстрых разумом невтонов...»
то имеем следующее: у Левенбрюка вроде бы названы тайные общества, внимательно следящие за тем, как герои расшифровывают загадки прошлого, причем для убедительности это не одно тайное общество, а целых два - одно при Ватикане, а другое имитирует собой этакую интернациональную секретную когорту влиятельных личностей с громкими именами, которая реально правит миром, и вроде бы они за героями, повторюсь, и следят, и гоняются, но ни разу линия развития сюжета не перемещается ни в кабинеты порочных главарей всей этой мафии, ни в аскетичные жилища фанатичных адептов, способных совершить злодеяние, что всегда с удовольствием делает Дэн Браун.
В итоге в книге, несмотря на всю паранойю, как бы не наблюдается особых приключений кроме преследований, погонь и, повторюсь, ощущения слежки.
Зато устами героев нам подробнейшим образом рассказана история тамплиеров, зарождения ислама и развития масонства во Франции. В перерывах между корпением над бумагами друзья исследуют кафе и рестораны Парижа, по которым протагонист так истосковался за океаном, и вот там протагонисту - и заодно читателям - в виде школьных лекций все это и излагают.
И, в общем, эти рассказы гораздо более утонченны и прочувствованы, чем у Дэна нашего Брауна, который приводит информацию в столь шаблонной манере, словно переписывает ее из Википедии.
Но что мне понравилось в книге, так это намного бОльшая психологическая достоверность характера главного героя и упоминание по ходу дела многих мультикультурных - и особенно французских - имен: тут вам и Бодлер, и Сартр, и фильм «Магнолия»:
"Я сменил тему, и мы стали болтать о том о сем: о кулинарии, кино, литературе. Она любила зиму, я - весну. Она ненавидела фастфуд, я тоже. Ей нравился Вуди Аллен - как и мне. Она не терпела Спилберга - тут мы расходились. Для меня Пол Томас Андерсон был главным откровением десятилетия - она ценила «Магнолию», но считала, что я преувеличиваю. Каждый второй фильм Лелуша оставлял ее равнодушной: мы сверили впечатления, чтобы убедиться, насколько совпадают наши вкусы. Она обожала «Имя розы» и считала скучным «Маятник Фуко» - я обожал оба романа. Она втайне восторгалась Прустом - для меня настольной была книга «О чтении»… Мы перебрасывались названиями и раскрывали пристрастия вплоть до позднего вечера."