Как показано в прошлый раз, книга «Прикладное Лоховедение» исподволь обучает своего читателя благородству. Она укоряет его за мещанскую спесь, высмеивает за желание строить из себя несуществующую величину и за его
чувство особенности, выговаривает за
двойные стандарты в восприятии себя и мира, пытается отучить от пустой и глупой гордыни.
Это всё вещи не новые, но на этот раз всё растолковано современным языком, понятным нынешнему массовому читателю. Языком, могущим затронуть его за чувства. Можно сказать, перед нами новое переложение старого учения - о верных понятиях о добре и зле, о человеке, о человеческом достоинстве. Другими словами, о благородстве.
Только это ещё не всё. Книга ещё подспудно воспевает в человеке его деятельное начало. Она восхваляет тех представителей человечества, которые генерируют идеи; которые изобретают и творят, создают, делают. Фактически, книга говорит: «Эй,
лох! Не следует пытаться требовать уважения - так ты его не получишь. Лучше попытайся сделать что-нибудь стоящее - это единственный возможный способ».
Правда, это уже путь стать крутым, и доступен он мало кому. Но и не совершая поползновений на крутость, лохи всё же могли бы прекратить быть лохами. Для этого им нужно не думать лишь о самих себе, перестать обманывать друг друга, прекратить обманывать себя. Всё это не предполагает ничего хорошего, а только лишь влечёт проблемы. Например,
кризис среднего возраста - он встречается часто, но это всего лишь один из множества возможных пунктов.
Людям нужно стать сознательными и сообща начать делать общее дело. И тогда из лошиной массы сформируется нация, а далее и вполне сможет стать великой. Ясно, что каждый из лохов в отдельности не окажется в результате крутым, но вот лохом больше уже не будет - а станет по-настоящему человеком с подлинным достоинством, чем можно будет гордиться по праву.
Фактически, автор «Лоховедения» проповедует обновлённого массового человека. Потому сия книга является не столько новым фрейдизмом, как её назвал кто-то из читателей, а скорее уж является обновлённым кастанедианством.