… Принцип молотка.

Sep 21, 2007 12:27

Чистота. Всегда есть какие-то представления, стандарты чистоты… так вот, я не знал, что это такое… Чистота. Нереально прозрачная вода. Невероятно глубокий и свежий воздух. Безумно прозрачное небо, накаленные огнем звезды в горах. И какая сочная, живая в своей бесконечной игре тайга… Оказывается, до этого я даже луны не видел - ее везде размазывал смог.
Вначале мы застряли на базе, на берегу Байкала, в прикольном, двухэтажном коттедже, со своими минусами и сюрпризами. Мы ничего не делали, дружно пили водку, закусывая омулем, местным эндемиком, т.е. «просто оху… вкусной селедкой», и ждали остальных из нашей команды. Несколько раз у нас останавливались и другие геологи. Несколько раз пересекали на катере Байкал в поисках рыбы. Раздосадованы были и местные, и мы - рыбалка никак не шла, только на третий раз сумели выдернуть несколько щук, и все. Само озеро… Не знаю. Что тут сказать… Бескрайние просторы, вздымающиеся горы по берегам, живой лес, подбирающийся к воде… Запах другой, ветер другой, звук волны другой, туманны другие, солнце другое, все другое. Не спрашивайте. Так сразу не смогу рассказать, я еще сам не до конца понял. Это просто самобытное в своей неприкасаемости место.
Через некоторое время, когда все собрались, разделились на две группы и разошлись в разные стороны, каждые по своим маршрутам. Снова встретились уже в самом конце поля.
Вездеход - шикарная, комфортная машина, за столько дней ставшей совершенно родной. Синяя ласточка. Как легко, и можно даже сказать, нежно, она преодолевала все препятствия!! Здорово!!! Прошли мы на нем что-то около восьмисот километров. Водитель, штатный охотник, и часть «дороги» проходила по его участку, уникальный мужик. Никола двадцать лет занимается профессиональной охотой, заготовкой пушнины и добычей мяса. Первый раз встретил человека, который полностью сохранил себя в природе, своеобразным узлом в экосистеме леса. Он ходит в развалку, улыбается широченной улыбкой, когда падают кедровые шишки, напряженно всматривается в даль болот, не рассказывает охотничьих баек (как другие), но как разбирается в следах!! Следопыт. Не смотря на то, что он убил множество животных, он их любит и ценит больше чем все «зеленые» вместе взятые. Это правила игры, это смысл тайги и принцип первородной жизни. Поэтому, чуть-чуть прикоснувшись к этому чувству, я спокойно сворачивал головы бьющихся в крови, хрипящих глухарей и разделывал еще горячих рябчиков, куропаток и т.д. (правда, мысленно прося прощения и спасибо за умерщвление). В какой-то из дней вспомнил зоопарк, вскипело чувство бешенства... Березовый, солнечный лес, уже немного усыпанный оранжевыми крапинками осени, и гениальная грация трех косуль, застывших в нескольких десятках метрах… Тихие, аккуратные прыжки и они растворились в склоне горы… а только мы присели перекурить и осмыслить недосягаемую для слов красоту этих животных, как сверху слетели еще трое - неслись сломя голову мимо нас в нескольких метрах. Видимо, эту троицу выше скрадывал мишка. Медведей множество, огромные следы, кучки, разоренные запасы бурундуков, лежки, следы на деревьях. Но так как время года сытное, мишки упитанные и совсем не любопытные. Несколько дней один делал круги вокруг нашего лагеря (со слов Николы, привлеченный запахом солярки), а на медведицу с детенышами, мы, слава богу, так и не нарвались. Мощная река, горы, речной остров, глубокая ночь. Стою столбом, сраженный огромной луной, залившей молоком весь мир, а по перекату лунных бликов прыжками движется большущее, черное пятно медведя... Так бывает только в книжках. Меня это добило, и я ушел в палатку, переваривать. И еще немного… Без мяса было бы очень плохо, нагрузки большие, поэтому… Тушенная зайчатина с грибами.. ай, как аппетитно! Лосятина, триста кг мяса, как только мы его не готовили, вкуснейший!!))) А уха осточертела.. хотя жаренный линок - наверное, самое изысканное рыбное блюдо, щука и хариус по сравнению с ним - слабый бред.
Бурятия - точно странна контрастов. Залезаешь на перевал, а там болото. Спускаешься в долину - а там одни камни. Печешься на вершине, а на соседней лежит снег. Некоторые места просто испугали, когда все вокруг дышит гибелью. Это долины после лесных пожаров. Обгорелые головешки пеньков, размытая земля, обнажающиеся черные скалы, по склонам сопок торчат мрачные глыбы причудливых скал, зон выветривания, а если еще и свинцовые тучи, холод, так вообще ощущение Мордора. А буквально еще один перевал, и снова тайга, накаленная жизнью, звериные тропы, как дорожки в парке. Никаких тропинок и дорог, только иногда попадаются исчезающие следы прошлогодних вездеходов. Людей нет, и практически нет их следов, брошенные вездеходы (забрались, а выйти не смогли по тем или иным причинам), редкие зимовья трапперов, и то разоренных мишками, либо просто оставленных. Странно знать, что на сотни км вокруг нет никого. Но людей, конечно же, встретили, и ни один раз. Все с карабинами и все с разными целями. Один уже безвылазно восемнадцать лет живет в одиночестве, вот такому человеку все по барабану. Бездонные глаза. Там у всех глаза глубокие, яркие, осмысленные. И если эти таежники враз назвали тебя другом - значит навсегда. Если бы посчитали врагом… ну, даже думать об этом не хочется. Собственно, тебя с таким же успехом застрелят, как и предложат разделить трапезу, это зависит от разных и мгновенных обстоятельств… Тлеют угли, стальные кружки чая, журчание кристального ручья, и мощь пения в несколько голосов этих людей растекается по долине. Баня по-черному, у кромки ледяной воды, высоченные кедры, выскакиваешь нагишом, а по отпаренному телу блестят звезды, и дышишь, дышишь во всю глотку! Сон в оленьих шкурах. Кстати, у всех этих взвешенных, рассудительных, неторопливых людей с молниеносной реакцией - «сухой закон», иногда вынужденный, но чаще - сознательный. Пьют только на бурханах, но это совсем-совсем другая история… Бурханы - железное правило для всех, и не важно, освещен он Ламой, или нет. Меня поразило, что наша достаточно циничная команда, беспрекословно, с неожиданным уважением относится к этому обычаю, и не «за глаза», а искренне. С первого же бурхана Бурятии, мое отношение к деревьям в ленточках тоже в корне изменилось…
Сплавлялись по реке по правилу «повиг как, главное - цель», втроем в рваной двухместке, с одной скамейкой. Встречать коленями буруны и перекаты… ууу… спасал только приклад ружья - упирался в дно лодки вместо правого колена, и все равно разбил ноги. Рюкзаки не взвешивал, не знаю, сколько все они весили, забитые под завязку камнями. Только красные полосы и струйки крови с разодранной поясницы. Кто ходил по кедровому сланнику, знает, какая это задница. Правда, валунный берег реки ничуть не лучше, когда идти десятки верст под холодным дождем, а на сапоги, полных воды после бесконечных бродов, просто перестаешь обращать внимание. Мысль о Сгущенке, и чае с костра - и ты преображаешься в улыбке)))
Любопытствующим могу сказать, что там геология… невероятная. Я был единственный молодой, а все остальные - просто зубры геологии, полевики старой школы, потомки великих академиков. Мне очень повезло, что поле прошло не с преподавателями, а с учеными, учеными со смелыми идеями. Меня иногда просто трясло от возбуждения, когда узнавал то, о чем ранее только читал. Некоторые моменты просто уникальны. И какой, невероятный кайф, найти то, зачем пришел - усталость сразу отступает, и, казалось, что глаза сейчас прожгут очки от удовлетворения. Наши цели были достаточно свободны, поэтому мы позволяли себе менять изначальные планы, исходя из увиденного материала. Утвердился во мнении, что просто так путешествовать, туристом… не смотря на красоту окружающего мира - это просто скучно, все-таки... Маршрутная цель - очень многое решает, как-то укрепляет, есть о чем думать, представлять...
Первые дни, недели, у меня было неуловимое, совершенно тоскливое и рваное чувство одинокой тревоги. Отчего и почему? Ведь все отлично. Сообразил далеко не сразу… просто… кого-то не было рядом… она не видела и не чувствовала этих мест. Когда это до меня дошло - отпустило, и я сразу расслабился. Вместо обычной попойки бодро надрался, сознательно выключив контроль, вылакав невероятное количество водки… Уже с утра, в дичайшем похмелье, проснулось отличное настроение, которое меня и не покидает до сих пор. Вот так =))))!!!
Фотографий мало, и все они получились дурацкие, просто не фотографировал, а так… щелкал. Да и как передать те ощущения, когда садится солнце, бросая лучи сквозь хвойные ветки, а ты окунаешь голову в горный ручей, взбитый кислородом, в эту невероятную ледяную пену... И ты не просто пьешь, а поглощаешь ведрами фантастическую воду… Потом где-то, как-то грохнулся и повредил фотик. В конечном итоге, вообще забыл о его существовании. То, что есть - выложу, но позже.
Маленькие поселки и городишки вдоль БАМа - как и везде по стране. Половина народу отсидело, а другая половина считает для себя это неизбежным. Хотя и нормальных людей предостаточно, но Все висят на стакане, вплоть до потери реальности с какой они планеты. Детишки прикольные - трое кидают камни в ворота, а четвертый держит наготове кирпич, что бы зарядить в лицо сторожу, когда тот выйдет. Девочка в магазине рассказывает мальчику, как что-то сотворить с патронами, что бы было достаточно для вышибания окон. Двое выясняют отношения, а пьяная малолетка требует побыстрее, потому что ей охота трахаться. Россия, как Россия. В Иркутске случилась странная зарисовка - три часа ночи, сижу в баре гостиницы и трескаю коньяк. Заходит байкер, из только что прибывшей группы, бармен невероятно предупредителен, обслуживает, угощает омулем, и между делом спрашивает, откуда он? А байкер и скажи, что из Латвии. Тут бармен побелел от ярости, и мигом взорвался: «Латыш? А ну, … Домой!! … Я вас всех…!!! Вы мне еще за Солдата ответите!! Думаете, что вы просто могилу перенесли? Нет!! Это вы для себя место расчистили, уроды …!!!» - «Но, послушайте, милейший! Это же в Эстонии!!! Мы же тут не причем!!!» - «Эстонцы, Латыши - одна канитель!! Пошли на … Запомни меня!! Мы еще всех вас перекопаем!! Мы всех вас...». И он выставил байкера. И всю подоспевшую к нему на выручку компанию. Допил свой коньяк, закусывая омулем.
В тайгу пришла осень, утренний чайник со льдом. Горы засверкали золотыми пятнами, а уже через несколько дней они укрылись снегом. Работа закончилась, у меня отросла рыжая борода и я готов мыться пятьдесят раз в день, короче, надо собираться. Связавшись с Питером, пришлось отказаться от дальнейшего движения на восток - в городе рванули проблемы к подзабытым неприятностям, срочно домой. Плохо ехать дальше, когда в тебе нуждаются за спиной. Честно говоря, я ни капли не соскучился, ну… если только чуть-чуть=)))))))))
К сожалению, в этой поездке я отступил от своего правила - многолетней привычки вести регулярный дневник. Мне частенько было не до этого, а жаль, дьявольски жаль. Уже многое не вспомнить, только плавающие, нерастворимые ощущения… плюсом несколько сеток моих мыслей… Про то, как же это было все… КРУТО!!!!!!!

Не помню тегов под кат(:, да и от компа отвык.
В город приеду в течении недели. Ага!!=))))
Previous post Next post
Up