Задумалась: когда же я в последний раз прикасалась к птичьему гнезду (детские натуралистические «выслеживания» птиц не в счёт - это было всё-таки очень давно) - так, чтобы не издали отметить его присутствие, а заглянуть в глубину...
Вспомнила: после второго курса, на биостанции, во время орнитологической практики. Мне досталось нечеловечески сложная задача: нужно было изучить рацион птенцов большой синицы. Для этого едва прозревшим желторотикам требовалось надеть на шейки «удавочки» из лески и затянуть их настолько, чтобы птенцы могли дышать, но не могли проглотить корм, который им приносят родители. Принесённых же насекомых полагалось взвешивать и чертить диаграмму кормления по дням.
Конечно, никаких пыточных ошейников я птенцам надевать не стала. Просто наблюдала, каких приблизительно насекомых носят им родители. А потом насобирала гусениц, личинок, кузнечиков - да и взвесила их, чтобы представлять приблизительный вес одной порции. Ну а дальше написать и начертить кривую уже было не трудно - практическая работа была состряпана и сдана. Тогда-то, не приходя в сознание, во мне и умер орнитолог-полевик. Но это лишь вступление, как вы, наверное, уже догадались. Далее последует нечто вроде дневниковых записей.
02.06.18 В начале июня, когда он ещё вовсю маялся, я зашла в знакомый лес полюбоваться медуничными полянами. Под сводами берёз и сосен было прохладно, свежо и заманчиво: комаров не было, пение дрозда-белобровика манило всё дальше, а травяная дорожка уводила в сторону замшелых, поваленных и полных трухи берёзовых стволов.
Возникло ощущение, что поющий в полный голос самец чародейски увлекает меня в сторону, отводя от гнезда. Я фотографировала медуницу вокруг пеньков и брёвен, бывших некогда белоснежными стволами, разглядывала ступени трутовиков. И тут-то взгляд мой упал на берёзу со странным «карманом» из коры.
Карман не был пуст. В нём лежали сокровища: пять бирюзовых яичек с едва заметными сероватыми крапинками. «Кладка - от слова клад,» - подумала я.
Гнездо белобровиков - просто загляденье! Изнутри аккуратно промазано глиной. Я даже призадумалась: не у дроздов ли человечество научилось технике папье-маше...
Цвет дроздовых яиц - это отдельная тема. Такие яркие, совершенно «не камуфляжные» яйца должны просто таки притягивать всевозможных охотников до чужих кладок. Но оказывается, вся эта небесная бирюза отражает губительный ультрафиолет, чтобы яйца не перегревались... Правда, с утра у нас было всего +3 и пролетал снег, но солнечная радиация всё равно сильная для такой нежной субстанции как птичье яйцо. В то же время, бирюзовая скорлупа поглощает инфракрасное излучение (тепло мамы дроздихи) и не позволяет яйцам легко остыть. Вот как! В нашем климате, думаю, это очень актуально.
12.06.18 Запомнив приметную берёзу, я навестила гнездо через 10 дней. В нём лежало одно яйцо и четыре совсем недавно вылупившихся, ещё слепых дроздёнка. Не посмев долго испытывать нервы мамы, отчаянно ругавшейся на меня с соседней ветки, я сделала фото и ушла.
Лес вокруг был по-новому прекрасен: медуницу сменили незабудки и купальницы, уже вовсю кудрявились папоротники, распушился хвощ.
18.06.18 Ещё через неделю дроздята в гнезде уже поглядывали на меня сквозь щёлочки и знать не знали, что как раз в этот момент они проходят стадию птерозавров. У них заметно удлинились клювы и отросли трубочки маховых перьев.
25.06.18 Прошла ещё одна неделя. Я шла по умытому грозой лесу и думала, что вполне могу и не застать уже милых «птерозавриков» в гнезде. Жалела, что не поменяла обычный объектив на телевик. Увидев впереди знакомую берёзу - колыбель белобровиков, оставновилась метрах в десяти и заметила головку птенца в гнезде. Виден был только один птенец, я ещё немного приблизилась... И... уже через пару секунд - серая вспышка над гнездом - дроздята пустились наутёк, сливаясь с травой и прошлогодней листвой. Я только и успела сфотографировать одну камуфлированную спинку.
В гнезде осталось яйцо-болтун (неоплодотворённое). А четвёрку малышей, ставших для меня уже почти родными, родители будут «пасти» и кормить ещё несколько недель.
В добрый путь, дрозды! Очень надеюсь узнать вас по голосам будущим летом.