Ассоциации и реминисценции

Nov 10, 2009 23:45

"Воццек - в некотором отношении Хозе", - утверждал Борис Асафьев в одной из своих статей об опере Берга. И хотя Мари, как признает сам же Асафьев в следующем предложении, совершенно несопоставима с Кармен, сюжетная параллель - убийство любовницы от отчаяния и ревности, все же явственно присутствует.

Финальная сцена "Воццека" - ребенок Мари, беззаботно скачущий на лошадке, не подозревая о смерти матери - отсылает к подобному же финалу "Мадам Баттерфляй". Пуччини сконструировал мощную мелодраматическую, хотя и достаточно спекулятивную сценическую ситуацию; вольно или невольно применил сходный прием Берг - вопрос открыт.

Вообще с операми веристов "Воццека" роднит весь сюжет в целом. Замешанный на ярком театральном впечатлении (как, например, "Тоска"), имеющий в основе реальную уголовную историю (как "Паяцы"), сюжет о "маленьком человеке" на оперной сцене, скорее всего, без веристской театральной традиции не появился бы.

А какие драматические, театральные, музыкальные ассоциации вызывает "Воццек" у вас?

познавательное, мы тут подумали...

Previous post Next post
Up