не забудьте купить слона!

Nov 24, 2009 13:02

На презентации "Воццека" Дмитрий Черняков особо обратил внимание на буклет, подготовленный к премьере большим авторским коллективом. Подтверждаю: буклет толстый, информативный, там много-много важного и полезного. Из полезного: либретто с музыковедческим комментарием, хронограф жизни Альбана Берга, изложение режиссерской концепции Чернякова и интервью с Теодором Курентзисом. Важное и интересное - все остальное, страниц эдак 100.
В качестве анонса - очень краткие выжимки из статей.
1.Кристофер Хэйли. Вена Альбана Берга
Музыка Берга наполнена памятью, насыщена связями, нагружена ассоциациями. Берг, разумеется, убежденный модернист, приверженец прогресса, любитель современных технологий, технических приспособлений и модных игрушек. Он любил кино, гордился первой пишущей машинкой, с удовольствием слушал радио и фонограф и с детским восторгом смотрел на собственный автомобиль. Но он всегда был верен рафинированной чувственности другого века, эстетическому наслаждению и осознанной гордости, которые испытываешь от неспешного, кропотливого и совершенного мастерства. Его партитуры могут быть головокружительно, отпугивающе сложны - результат хитрых, сводящих с ума вычислений. Но он также - романтик, чья теплота и экспрессия выдают глубокую приверженность прошлому и непреодолимую потребность найти контакт со своим слушателем. Эти две стороны, в напряженном, но продуктивном соотношении, отражают персональный, в рамках личности композитора, синтез центральной дихотомии венской музыки, которая колеблется между чувственностью своей природной музыкальной традиции и строгостью классического наследия, между инстинктом и разумом.

2.Елена Верещагина. От замысла к воплощению.
Время «Воццека». Партитура и преступление. Кларус. Бюхнер. Берг. Пространство партитуры.
За текстом оперы Берга и драмы Бюхнера стоит реальное преступление. Убийца Иоганн Кристиан Войцек казнен на эшафоте 27 августа 1824 г, несмотря на стремление защиты признать его невменяемым. Материалы психиатрического освидетельствования опубликованы в медицинском журнале, где с ними знакомится будущий драматург Георг Бюхнер. Бюхнер начинает работу над драмой в 1836, но внезапная смерть оставляет ее незавершенной. Текст драмы опубликован только в 1878. Премьера «Воццека» на драматической сцене в 1914 оказывает неизгладимое впечатление на Берга. Он сразу же набрасывает примерный вокальный состав и принимается за либретто. Даже близкие друзья не готовы поддержать это решение, но готовая опера не оставляет повода для сомнений в успехе. Мир оперы складывается из разных «музык», представленных в разной степени завершенности и совершенства, искусства и безыскусности, на разном приближении и удалении - в этом Бергу помогает малеровская симфония, вбирающая все немыслимое богатство звукового мира, от наигрыша уличного музыканта до голоса лесной птицы.

3.Себастьян Штаусс. За слабость.
Успешная опера - прорыв, недоступный никому из коллег Берга по так называемой ново-венской школе. В оперной традиции антигерой остается на периферии сюжета, в сфере гротеска, допустимого лишь как «средство контраста» к прекрасному и возвышенному. В опере Берга соотношения переосмыслены. Доктор и Капитан, которые читают Войцеку мораль, сами воплощают гротеск в самых крайних формах. Сюита в первой сцене «Воццека» превращается в запротоколированный danse macabre. Так пляска смерти, на рубеже веков благодаря Стриндбергу и Ведекинду проникшая на театральные подмостки, появляется и в опере.

4.Альберт Гир. Между Вагнером и сказкой.
В сюжетике немецкой оперы первой четверти XX века представлены три основных направления: наследники Вагнера; опера на сюжеты литературы fin de siècle; сказка. Берг задумывает оперу для театра, которого еще не было. Его герой никогда не проявляет себя как активно действующий субъект, но всегда предоставлен воле других и собственным неконтролируемым желаниям; к тому же у него нет слов, чтобы объяснить самому себе и другим, что у него лежит на сердце.

5.Елена Верещагина. Первый «Воццек».
«Воццек» принят к постановке в берлинской Штаатсопер. Это - личный проект интенданта Макса фон Шиллинга, а после его отставки - дирижера Эриха Кляйбера. Постановка осложняется материальными проблемами: ограничение государственного финансирования и послевоенная гиперинфляция. Тем удивительнее энтузиазм участников спектакля. Премьера «Воццека» 14 декабря 1925 года пройдет с невероятным, ошеломляющим успехом. «Имя Штаатсопер навечно займет почетное место в истории музыки благодаря премьере “Воццека”» (Кляйбер).

6.Инна Барсова. Русский «Воццек».
В истории русской премьеры немало «белых пятен», даже дата. Берг считает необходимым участвовать в репетициях, однако непредвиденные обстоятельства задерживают его приезд. Ради участия композитора в генеральной репетиции премьера перенесена с 11 на 13 июня 1927 года.

7.Борис Игнатов, Елена Верещагина. «Воццек» в мире.
С самого начала к этой опере крепко пристал имидж социальной драмы - и основные поиски внутренних смыслов долго велись исключительно на музыкальном фронте. Но новые поколения 70-х, 90-х и начала XXI века, наконец, отходят от штампов в поисках новой театральности.

8.Владимир Тарнопольский. «Воццек» и мы.
…Своего «Воццека» Россия прозевала. Несмотря на блестящее начало - ленинградскую постановку 1927 года, давшую мощный импульс развитию нового отечественного музыкального театра и в частности ставшую одним из источников вдохновения юного Дмитрия Шостаковича при работе над оперой «Нос», шедевр Альбана Берга на протяжении последующих 80 лет на российской сцене больше не ставился. Но после отмены идеологических запретов опера так и не стала репертуарной. Сейчас для постановки «Воццека» необходимо лишь главное - сильная художественная воля.

Не забудьте купить слона буклет перед спектаклем!

анонсы, познавательное

Previous post Next post
Up