Вода. Заповедники. Думайте.

Feb 21, 2018 08:45

История свеже-привезённая. Но не новая.
Вчера инспекторы приехали с севера, с учётов. Пробивались снегоходами на Хоза-Тумп и Халь-Сори. В общем, приключались между Шемуром и Хоза-Тумпом. В устье реки Банной - крепкая, назовём её лесная, - заимка. Почему заминка в названии? Да потому, что все они - браконьерские. Я знаю одного только человека, который имеет в лесу базу законно )не секрет( . Остальные (в подавляющем большинстве) - охотничьи, туристические, широко известные и тайные - не числятся никак ни где. Браконьерские они в каком смысле? - Это значит, самозахват лесной территории, часто, и чаще это - водоохранная зона, всё построено из украденного леса. Это - как минимум. Но здесь не об этом. Здесь я упомянул об этом, чтоб показать: всем этим "лесным жителям" (и не только лесным), - браконьерам и предпринимателям - нет ни малейшего повода любить заповедник. Поскольку заповедник - это ограничение во всём. А они этого ой как не любят.

Так вот сама история, гораздо короче предыстории.
Заимка в Устье Банной не свежая, стоит давненько на самом-самом мысу (как не смыло?). Да вот она:



Стоят домики: - избушка, банька, гараж - и две реченьки. С запада - Тальтия, с юга в неё втекает Банная. Сами видите, Банная - это "кофе с молоком". К тому же, как уверяет хозяин заимки - электролит голимый. И беда это уже года три как. Воду в избушку для питья приходится теперь возить из Ивделя. Ну, а захочешь баньку - иди вброд через Банную, чтоб зачерпнуть живой воды из Тальтии. Её и пить можно без опаски.

Не понять вам, живущим не на Севере Урала, что значит, - нельзя пить воду из речки. Вы давно уже не пьёте воду из речек. А наш край славился кристально чистой, холодной в любое время года, прозрачной водой горных речек. Теперь мы на равных, вроде даже как справедливость торжествует - нечего вам (нам) пить чистую воду бесплатно, когда даже Байкал загадили, а вы хвастаетесь своей чистой природной водой.

Но времена меняются. Не всегда не везде теперь наши реки чистые, всё чаще они мутные и ядовитые. Мутные от того, что лесорубы не заботятся о том, чтобы не рубить лес возле речек и ручьёв, не заботятся о дорогах, ездят в самую распутицу, круглый год, ездят по речкам. Не заботит это и лесников. Ну а если на речке золото моют - это труба-дело. А на Шемуре вырыли серный колчедан, и сложили его на хребте самом, от куда течёт муть и кислота во все стороны.
Но вернёмся в Устье Банной. Речка Тальтия здесь течёт из заповедника. В километре выше она вытекает из охранной зоны. Все её истоки - в заповеднике. Речка Банная течёт с Шемура. Речка Шегультан чистая вытекает из заповедника, дальше - пить из неё уже без опаски нельзя, в неё текут ручьи с Шемура.
Когда-то Шемур был заповедным. Но потом заповедник закрыли, и, пока не было заповедника, там разведали медную руду. А когда восстанавливали заповедник, в прежних границах, с Шемуром, Шемур не отдали в заповедник.

И вот теперь так вышло, что воду пить безопасно можно только из речек, вытекающих из заповедника. Потому что в других местах в воде может быть муть, бытовые стоки, и "мазута всякая" - от лесорубов, золотарей, горняков, мотопутешественников, баз отдыха.

Так что думайте, если где в ваших краях хотят создать заповедник, а вы все против. Потому что вам говорят, что это мешает развитию, тормозит экономику. Думайте.
Думайте, заповедчане, когда начальство вам велит развивать заповедник, строить инфраструктуру для туризма, или, как его теперь называют, - "полевое экологическое просвещение".
Вы там, в министерстве, тоже думайте. Стоит ли в таких условиях увеличивать натиск внутрь ООПТ, и куда и как их развивать, - думайте.


Впрочем, что меня слушать? Чего я достиг? Богатства, здоровья?
Да, право обладать чистой водой - это становится роскошью. И, как любой другой роскошью, им будут обладать люди богатые. Те, кто развивается, те, кто получает прибыть от любого всякого чиха, и даже от того, что травит воду, уничтожает среду обитания, и свою, и общую. Цинично и правдиво. Так что кого слушать, - думайте. Но только не думайте, что на наш век хватит. Это я вам точно скажу - нет.
Но думать-то пока об этом можно?
Previous post Next post
Up