Формула 1 в СССР

Apr 04, 2010 20:13

В продолжение темы о V8 от МЗМА.
Достоверно известно не так уж много. Попробую отделаться цитатами, а умозаключения оставить на совести моих немногочисленных, но от этого не менее глубокоуважаемых читателей. Только одно подозрение выскажу вслух. ГД-1 (такой индекс получил мотор) можно расшифровать и как "Гоночный Двигатель", и как "Двигатель Гладилина". Разница не велика. Именно Игорю Александровичу Гладилину мы обязаны тем, что у нас есть Легенда. Легенда о том, что наша Великая Страна могла бы стать участницей гонок за Большие Призы. Если бы не....

Гладилин предложил использовать опыт мотоциклетного ЦКБ в Серпухове. Дело в том, что в начале шестидесятых годов ЦКБ вело активное сотрудничество с заводом ЯВА в деле постройки и доводки гоночных мотоциклов с четырехтактными двигателями. Одна из моделей класса 350 куб. см., «Восток-СЗбО», оказалась очень удачной. На ней гонщики Чехословакии и СССР занимали призовые места на отдельных этапах первенства мира.

Двухцилиндровый двигатель «Восток-СЗбО» при рабочем объеме 348 куб. см. развивал мощность 51 л. с. при 10 500 об/мин. Его литровая мощность - 146 л. с./л превышала аналогичный показатель для лучших автомобильных двигателей Формулы-1 1962-1963 гг. Более того, этот мотор к 1963 году зарекомендовал себя очень надежным и полностью доведенным. Велик был соблазн взять его за основу для гоночного двигателя «Москвич».

Мало было иметь добрые намерения, нужно было найти понимание у тех, кто такие работы финансировал. Тогда не существовали министерство автомобильной промышленности и другие отраслевые министерства. В 1957 году повеял свежий ветер экономических перемен - родились совнархозы, местные органы управления промышленностью. Совнархозы, во всяком случае московский, всячески поощряли научно-исследовательские работы на заводах и щедро их финансировали. Так было вплоть до 1965 года, когда эти органы упразднили.

Мы решили использовать от «Востока-СЗбО» поршни с кольцами, клапаны с пружинами и рокерами, повторить форму камеры сгорания, газовых каналов, кулачков, использовать конструкцию клапанного механизма, составного коленчатого вала, а также его роликоподшипников, системы зажигания. Таким образом, мы выигрывали время на доводку всей конструкции - ведь наш ГД1 являл собой учетверенный «Восток-СЗбО».

Усилиями энтузиастов, добровольцев и сочувствующих двигатель ГД1, который начали проектировать в 1963 году, в 1965-м собрали. Но для отладки и доводки на заводе тогда не было стенда, соответствующего его мощности. Обкатку провели на своем стенде, а для серьезной доводочной работы пришлось становиться на очередь в НАМИ, где тогда был единственный на всю страну стенд, пригодный для столь быстроходного и мощного двигателя.
Первые «прогоны» на стенде мы сознательно ограничили режимом 6000 об/мин. Двигатель требовал корректировок зажигания, систем смазки и питания. В конце концов, мы сняли мощность 162 л. с. при 6000 об/мин и, чтобы внести небольшие поправки в конструкцию, вернулись на завод. Мы рассчитывали продолжить доводку, но в 1967 году стало ясно, что стенд в НАМИ занят надолго. Гоночная Формула-1 с 1 января 1966 года успела измениться - предельно допустимый рабочий объем был поднят с 1500 до 3000 куб. см. Мы опоздали, да и средства на гоночные машины нам урезали - возродившийся в 1967 году Минавтопром направил основные ассигнования на другие, с его точки зрения более важные задачи.

Для дорожных испытаний двигателя ГД1 в 1967 году было подготовлено одно шасси «Москвич-Г5» с расширенной рамой, но на гоночную трассу этот двигатель так ни разу не выехал.

Записано со слов Льва Михайловича Шугурова, руководителя конструкторской группы МЗМА, возможно немного перевранных журналистами.....
 

f1, авто-мото-вело-фото

Previous post Next post
Up