Традиционно считается, что «ладушки» - это искаженное «ладошки». Собственно, простенькая игра, сопровождающая потешку, вроде бы действительно задействует ладони, так что всё логично. Однако слово «ладонь» в русском языке сравнительно молодое, раньше оно произносилось иначе - «долонь» (сравните с известным старорусским "Длань").
В украинском и белорусском и сейчас звучит схоже. Сама же песня существует намного дольше и во всех вариантах в ней говорится именно о «ладушках».
Получается, что «ладони» тут ни при чём.
Само слово «ладушки» содержит в себе славянский суффикс -ушк-, придающий словам уменьшительно- ласкательную окраску. Скажем: «дед» - «дедУШКа», «баба» - «бабУШКа», «дети» - «детУШКи». Вот и «ладУШКи» - это что-то уменьшительно-ласкательное от «лад (лада)».
Что это за слово?
Найти его мы сможем в русском фольклоре и даже летописях. В них словом «лада» или «ладо» называют жену или мужа, а иногда невесту или жениха. Само же слово из праславянского язычества. Именно тогда существовала (и весьма почиталась) богиня с красивым именем Лада. Отвечала она за любовь и семейное благополучие, так что сохранилось её имя и в подзабытом названии свадебного обряда - «ладины», и в привычном обозначении семейного счастья - «лад».
Лади, Ладо, Ладушки,
Гдѣ были? - у Бабушки.
Что ѣли? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
- Макаров, Михаил Николаевич, Русские предания, изд. 1838г.
Фольклорист Михаил Макаров (1785\-1847) в слове «Ладо» признавал обращение к славянскому северному богу Ладу (Ладо). Александр Афанасьев (1826-1871) уточнял: бог Лад (или Ладо) являлся мужским олицетворением богини Лады.
Наиболее распространенный вариант этой потешки:
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленна,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
В объяснении смысла этой казалось бы простой детской потешки можно выделить два смысловых ряда.
Первый смысловой ряд
У этнографов есть мнение, что ходили ладушки если и к живой бабушке (что не факт), то точно на обряд поклонения Роду, то есть умершим родственникам. Отсюда и кашка с бражкой: до сих пор ритуальная каша (коливо) поедается на поминках, и "бражка" видоизменилась - на поминках или на кладбище пьется рюмка водки или вина. Также в пользу этой гипотезы говорит странное "полетели, на головку сели" - речь о душах предков, которые, по верованиям славян, представали в виде птиц, улетающих в Вырий/Ирий.
Играя с ребенком в "ладушки", мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.
В этом плане интересно, как этот смысловой ряд озвучивается устами служителя христианского культа:
Click to view
Второй смысловой ряд
Из некоторых источников можно понять, что Ладу включали в тройку «женских» богинь - рожанец (рожаниц). Несмотря на столь скромное вроде бы название, рожаницы - вовсе не мелкие божества; отвечали они ни много ни мало - за всю Вселенную! И Лада не просто устраивала семьи - через любовь мужчины и женщины она сотворяла и поддерживала мировую гармонию.
В языческом мировосприятии Лада-богиня отражалась и повторялась во всех влюбленных мужчинах и женщинах. И они становились её подобиями - ладами. Так их и называли. Встречалось слово «лада» и в значении «ребёнок», «дитя», но было это гораздо реже.
Так что наши «ладушки» - это влюбленная пара, жених и невеста.
Какую бабушку навещают будущие супруги?
Судя по всему, имеется в виду не родная бабушка - мать одного из родителей нашей пары, - а «бабушка общая», «прародительница». Наши предки жили большой семьей - родом, в котором не просто мама-папа-дети, а ещё и тети-дяди, единокровные и двоюродные… до седьмого колена! Где-то в глубине времен в эту семью входили и самые первые родовичи - прародители. Естественно, они уже давно пребывали в ином мире, но здесь, на земле, у них были заместители - те, кто их представлял. И, как правило, это была женщина, причем в возрасте и многодетная.
Почему женщина? Потому что кому как не женщине, вынашивающей и приводящий в мир новых детей, хранить родовую память.
Почему в возрасте? Потому что прожитые годы приносили мудрость и опыт.
Почему многодетная? Потому что сама родив много детей, женщина несла в себе силу плодородия, которой могла поделиться и с другими.
Такая женщина поистине становилась «общей бабушкой» - всем старшей и почитаемой родственницей. Часто она выполняла роль главной жрицы рода. И не менее часто - повитухи.
Ничего удивительного: рожающая женщина «открывала» дверь между миром живых и миром душ; роды были событием отчасти сакральным. И кому ещё помогать в таком деле как не мудрой (самой не раз рожавшей), наделенной знанием и опытом прожитых лет женщине! Это же почти обряд, а она в нём - жрица, помощница и проводница.
«Прикасавшаяся» к иному миру, повитуха помогала рожать детей и сама несла в себе запас священных сил. Следовательно, могла ими поделиться - одарить ладу-невесту детьми.
Так что будущей семье навестить бабушку-повитуху, получить от неё щедрый дар - обещание будущих деток, - было очень логично.
Что делают в гостях у бабушки? Едят кашку и пьют бражку.
Каша - в древности не просто еда, это целая алхимия.
Во-первых, её варят из зерен. Зерно ложится в землю («умирает»), но даёт росток, который затем развивается в большое взрослое растение - а на нём вырастают колосья, в которых зерён множество. Так что зерно - мощный символ, с множеством смыслов. Здесь и торжество жизни, и возрождение, и идея цикличности, и преумножение-плодородие.
Во-вторых, для получения каши зерно нужно, как минимум сварить, т.е. обеспечить союз воды и огня - тоже сильных и многоплановых стихий. Ко всему прочему, огонь - сам по себе бог, один из самых почитаемых - младший брат Солнца, к тому же проживавший не где-то в небесах, а на земле, рядом с людьми - в каждом очаге.
В-третьих, в кашу часто добавляли ягоды (в символике - «дикий» эквивалент зерна) и мёд, рассматривавшийся как «сконцентрированное солнце», «пища богов».
Бражка - тоже не просто напиток.
Практически во всех религиях (особенно в тех, которые относят к языческим) имеется священный напиток, дарующий исцеление, продление жизни, вдохновение и приравнивавший человека к богам.
В совокупности каша и брага несли в себе весьма мощный посыл: приобщение к божественности, обеспечение плодородия, накопление жизненной силы и обещание возрождения…
Поэтому неудивительно, что будущие супруги, навещая главную жрицу рода, вкушают священную пищу. Это позволяет им на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей.
На этом фоне последние слова песенки кажутся бессмысленными и даже чужеродными. Но это не так.
Славяне полагали: осенью птицы переселяются в ирий, небесную обитель богов. Когда приходит время, они отпирают райские врата и выпускают Весну - наступает новый год и жизнь возрождается.
Птицы приносят тепло, поэтому люди весной проводили специальный обряд - заклички. В это время пекли фигурки птиц из теста, выносили их на улицу - показывали солнцу, поднимая повыше (на шестки или просто на голову). А заодно и пели призывные слова - закликали. Настоящие птицы увидят свои подобия, подумают, что часть сородичей уже прилетела, и поспешат к ним - наступит весна.
Заклички - часть обрядов календарного цикла, относящихся к весне. Но к весне относились и обряды свадебные. Точнее весной люди искали пару, ухаживали, сговариваясь о будущей свадьбе и «играли любовные игры». Ну да, именно то самое: и эти действия не были развратом; люди делились с землей силой плодородия и сами брали от неё.
Ритуалы вполне могли объединяться в один обряд, призывающий весну, тепло, жизнь. Его участниками вполне логично становились те, кто мог принять силу жизни и отдать сторицей - молодые девушки и парни. Они воплощали Ладу, звали птиц и вкушали священную кашу с главной жрицей рода и тем самым способствовали возрождению и обновлению мира.
Источник