«Америка превыше всего!» - лозунг политического и экономического диктата стал основной установкой Трампа в области внутренней и внешней политики. Такое в мире уже было. «Deutschland über alles!» «Германия превыше всего!» - основной лозунг нацистской Германии. Удивительное совпадение: Гитлер пришел к власти посредством демократических выборов. И в США демократическая политическая система постепенно трансформируется в диктатуру. Трамп, конечно, не Гитлер. А вот Конгресс США все больше становится похожим на «коллективного Гитлера».
С его одобрения произошли бомбардировки Югославии, разрушение Ирака и Ливии. По всему миру создавались десятки тайных тюрем, узники которых не имели никаких прав, подвергались изощренным пыткам.
Совсем недавно «негитлер» Трамп принимает решение сохранить тюрьму в Гуантанамо, ликвидировать которую обещал еще его преемник Обама. Тюрьма эта - лагерь для лиц, обвиняемых властями США в различных преступлениях, в частности в терроризме, ведении войны на стороне противника. Ничего не напоминает? Чем не нацистский концлагерь? Пока там нет гитлеровских систем уничтожения узников (или нам об этом неизвестно), но практика массового уничтожения невинных людей уже стала нормой американской внешней политики. Никто не ответил за результат прямых американских бомбардировок - за тысячи невинных жертв в Югославии, на Ближнем Востоке. А раньше в Корее и Вьетнаме.
В чем виноваты миллионы пострадавших в «цветных революциях», развязанных ЦРУ и Госдепом США по миру? Верхом цинизма является использование в своих внешнеполитических интересах террористов, как это имело место в Сирии, до этого в Афганистане, а сейчас наци-бандеровских формирований на Украине.
Еще Сталин утверждал, что всё проглотит Европа. Она же поначалу терпела Гитлера! Много лет терпит и политический диктат Вашингтона. И дальше продолжала бы терпеть… Если бы он не стал еще и экономическим!
В начале 2014 года в статье, опубликованной на сайте «Россия в глобальной политике», я отмечал: «Чем дальше развивается противостояние на Украине, тем более становится очевидным, что США затеяли игру “по-крупному” с Россией и Европой. Идет беспрецедентное давление на ЕС, и основная задача американской администрации - прежде всего “сломить” Германию, начать разрушение экономических связей Европы с Россией. Особое внимание уделяется вытеснению Газпрома из ЕС.
Очевидно при этом, что бизнес-интересы европейцев, связанные с Российской Федерацией, не принимаются во внимание. Образно говоря, Барак Обама готов объявить России войну если не до последнего солдата бундесвера, то до последнего немецкого предпринимателя».
Прошло четыре года. В США президента-демократа Барака Обаму сменил президент-республиканец Дональд Трамп, шедший на выборы с казавшейся искренней программой налаживания отношений с Россией.
Проигравшие выборы демократы превратили Россию в элемент жесточайшей внутриполитической борьбы за власть. Добрыми намерениями Трампа (по классике жанра) оказалась выстлана дорога в ад. Конгресс США перетянул на себя многие полномочия президента в сфере внешней политики. Демократы и республиканцы слились в едином антироссийском экстазе, побуждая Трампа стать беспрекословным исполнителем их воли. В качестве внешнеполитического кнута избраны санкции и угроза применения военной силы.
Парадокс ситуации заключается в том, что объектом санкций становятся не только противники США, но и традиционные союзники, если они нарушают установленные американцами правила игры или если это становится выгодным с экономической точки зрения. Чтобы облегчить задачу, Соединенные Штаты пытаются распространить свое внутреннее законодательство на весь мир.
Показательны недавние воспоминания бывшего вице-президента США Байдена относительно механизма наложения экономических ограничений США и ЕС на Москву после голосования Крыма за отделение от Украины и воссоединение с Россией: «Мы потратили так много времени… на телефонные разговоры, чтобы убедиться в том, что Олланд (президент Франции) и Ренци (премьер министр Италии) не отстранятся. Они не хотели вводить санкции в отношении России. Мы оказали на них влияние. Это выглядело, как «вы должны это сделать». И слава Богу, Меркель была достаточно сильной в то время, чтобы… неохотно (ей это тоже не нравилось) быть на нашей стороне».
Байден тогда не упомянул заслуг фрау Меркель в установлении косвенных экономических санкций в отношении России путем принятия в ЕС в июле 2009 года т.н. «третьего энергетического пакета» - законодательных норм, формально для либерализации газового и электрического рынков. Ключевым моментом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые якобы блокируют поставку конкурирующими энергетическими компаниями за счет владения сетями доставки к потребителям.
Основная же задача «третьего пакета» - ограничить возможности Газпрома. Электрики пристегнуты для пущей важности.
За прилежное послушание Германии было разрешено построить в 2010 году «Северный поток» - магистральный газопровод, проложенный от России до Германии по дну Балтийского моря. Позже Германия настояла и на необходимости прокладки себе еще одной ветки газопровода - «Северного потока-2». То есть ей было позволено обеспечить себя дешевым магистральным газом в случае прекращения работы газопровода, проходящего по территории Украины. Остальные же страны ЕС в этом случае оказались бы заложниками поставок СПГ из США по значительно более высоким ценам.
С этой же целью Америка принудила европейцев отказаться от перспективного «Южного потока», который Россия была вынуждена перенаправить в Турцию с возможностью его дальнейшего продления в Грецию и другие страны юга Европы. При этом МИД России объявил, что такое продление может быть осуществлено только при получении твердых юридических гарантий от Брюсселя.
В жесткой манере США вынудили ЕС присоединиться к экономическим и политическим санкциям против России после присоединения Крыма. С экономической точки зрения эти санкции оказались особо провальными для европейских стран. По данным Австрийского института экономических исследований, противостояние с Россией обошлось ЕС более чем в 30 миллиардов евро и потерю примерно 400 000 рабочих мест.
Российская Федерация от санкций 2014 года пострадала незначительно, а по некоторым аспектам они оказались нам выгодны. Наши контрсанкции позволили многим российским производителям избавиться от сильной конкуренции со стороны Европы. Больше всего при этом выиграло наше сельское хозяйство.
Принудив ЕС к жесткому сохранению санкционного режима, Соединенные Штаты не сочли себя обязанными соблюдать санкции в отношении России, когда это им было выгодно. Например, продолжалось сотрудничество в космической области, в авиастроении. Европейцы, теряя большие деньги, наблюдали за подобными «вольностями» своих североамериканских партнеров, стиснув зубы. Последней каплей, переполнившей их терпение, стала закупка Штатами российского СПГ с месторождения на Ямале, когда в США пришли холода. Поразил не столько сам факт покупки у России газа, сколько то обстоятельство, что если бы в газовом вопросе ЕС пошел на поводу у американцев, то, случись серьезные морозы, Европа не смогла бы вообще рассчитывать на поставки топлива из США. А это могло бы привести не только к коллапсу экономики ЕС, но и к физическим страданиям населения.
Понимание, что вся затея США с экономическими санкциями в отношении России является всего лишь формой своего рода недобросовестной конкуренции, было у европейских политиков с самого начала, но они были вынуждены принимать эти правила игры под мощным давлением со стороны своего заокеанского «партнера». Когда подобное понимание стало распространяться среди населения ЕС, ситуация стала меняться. Она усугубилась и из-за ошибок (а возможно, и преднамеренного давления Госдепа США) в иммиграционной политике. В Европу хлынули сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки из-за катастрофического положения, сложившегося там в результате деятельности террористов, и из-за организованных американцами «цветных революций». Основная вина за слишком толерантное отношение ЕС к мигрантам лежит на Ангеле Меркель. Было это стремлением обеспечить Германию дешевой рабочей силой или опять явилось результатом реализации дьявольского плана Госдепа США по ослаблению ЕС, своего союзника-конкурента, пока остается неясным.
Для большинства европейцев суть американской внешней политики в отношении Европы все более очевидной стала после принятия летом 2017 года в США закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В результате это привело к смене руководства ряда европейских стран в ходе очередных выборов. Зашаталось кресло и под Ангелой Меркель. Она была вынуждена существенным образом скорректировать свои внешнеполитические ориентиры. На последнем Давосском экономическом форуме Меркель довольно прозрачно обвинила США в протекционизме и недобросовестной конкуренции.
Когда же в США объявили о подготовке новых экономических санкций против России на базе принятого закона, Брюссель осмелился впервые публично заявить, что эти санкции не поддержит. Такое заявление было сделано премьер-министром Бельгии Шарлем Мишелем после переговоров с Д. Медведевым. Мишель подчеркнул, что ЕС не собирается расширять санкции, а настроен на сотрудничество с РФ, заметив при этом, что введение в действие Минских соглашений позволит сократить действующие санкции. «Я Медведеву также заявил, что в Евросоюзе мы много говорим о России, но не разговариваем с ней, не общаемся с ней. В будущем, мне кажется, было бы полезным расширить этот диалог, сделать его более структурным».
Следует отметить, что с новым пакетом санкций в отношении России американское руководство, что называется, играет на грани фола. В объявленный санкционный список включено все руководство Российской Федерации и наиболее крупные бизнесмены. Всего 210 человек. Чем это грозит фигурантам «кремлевского списка», пока держится в тайне.
Можно предположить, что новые санкции способны самым серьезным образом осложнить российско-американские отношения. Руководство ЕС, вероятно, конфиденциально проинформировано, поэтому стремится заранее от них дистанцироваться. Что-то мне подсказывает, что российское руководство тоже в курсе. Неслучайно были объявлены уже две амнистии капитала в случае его возврата российскими собственниками из-за рубежа. Вероятнее всего, речь идет об аресте на Западе счетов и другой собственности российских предпринимателей и отдельных политических деятелей, которые хранят «нажитое непосильным трудом» за рубежом в виде депозитов или недвижимости.
Можно предположить, что расчет делается на то, что толстосумы, желая спасти свои капиталы, окажут выгодное Штатам давление на Путина. Наивные люди. Некоторые российские олигархи типа Березовского уже пытались повлиять на Путина. Где они теперь? От Березовского не осталось ничего, кроме заброшенной могилы на чужбине и скверной памяти на родине.
Но американцев подобные мелочи не смущают. Они уже кинули пробный шар, начав с конфискации некоторой нашей дипломатической собственности.
Не получив достойного ответа, США планируют более кардинальные меры, способные поставить под вопрос сохранение дипломатических отношений между нашими странами.
Поможет политика санкций укрепить позиции США в мире или хотя бы в Европе? Очень сомневаюсь. Но разрушить правовой миропорядок или даже поставить мир на грань третьей мировой войны вполне способны. Только ведь, блефуя и танцуя над пропастью, руководство США должно помнить психологическую установку, сложившуюся у нашего президента еще с юношеских лет: «Если драка неизбежна, бей первым!»
Сергей Кузнецов
Источник