Воспоминания моей бабушки

Jan 22, 2017 21:48


13302

Пожилые люди часто вспоминают одно и то же, поразившее их на всю жизнь. Вот и моя бабушка, так часто рассказывала по кругу одни и те же события, что я их, хотя и не записывала, и вообще была маленькой, но запомнила.
Решила поделиться с Афтешоком. Вдруг это когда-нибудь будет интересно в историческом смысле.
И вообще, хотелось бы, чтобы был такой раздел, #память. Воспоминания о прошлом наших дедушек-бабушек. Пусть не великое, а бытовое-насущное, но это же все равно интересно. Мы поспокойнее жили, хоть и нам досталось в 90-е. А у наших дедушек-бабушек судьба такая была... волатильная очень.

p.s. Ага, есть подходящие разделы @Публицистика и обсуждения #личный_опыт и #как_это_было @История

Кому не хочется писать целую статью, пишите в коментах, добавлю apd.

Политики/экономики/статистики тут нет, если не интересно - уберите в блоги.
Перечитала написанное - слог, как будто снова вернулась в детство, ну да ладно, как уж получилось, не обессудьте.

4 периода жизни бабы Маши: Кронштадт, Котлас, Баку, Уфа.



1. Воспоминания о Кронштадте.
Баба Маша жила в Кронштадте до войны.


В семье было 2 непутевых мужика, оба Ивана, мой прадед Иван, и бабушкин первый муж - Иван.

Прадед был, как по нашим временам - оппозицией. В молодости их с прабабушкой раскулачили. Но никуда не ссылали (я вообще от бабушки про репрессии ничего не слышала), и они уехали в Кронштадт. Прадед Иван митинговал (в пикетах, как я понимаю) и "распространял антисоветчину". Родным было очень стыдно за него. Однажды его даже посадили в тюрьму на несколько дней. Вызвали прабабушку Марфу, и попросили охарактеризовать деятельность мужа, в смысле, не враг ли народа наш Иван. Прабабушка Марфа сказала - "да никакой он не враг народа - просто дурак", и Ивана отпустили.
В Кронштадте были карточки почти на все. Но их хватало. В частности, были детские карточки на икру, и моя маленькая мама очень любила "грязную икру".
Были частные пекарни и в них продавались божественные булочки, по форме напоминающие советские рожки за 5 копеек. По вкусу, конечно, не напоминающие. Поскольку наша семья "советские рожки" покупала часто, то и ленинградские бабушка тоже очень часто вспоминала с грустью и печалью. Они были очень мягкие, с хрустящей корочкой, такие жирные, что их продавали в промасленной бумаге, а, если заворачивали в обычную, то, пока донесешь до дома, обычная бумага тоже становилась "промасленной". Вообще, хлеб бабушка очень любила и без конца рассказывала про его довоенные разновидности. Не знаю, как у кого, а у нас (в Уфе) в то время были только: серый за 16 копеек, белый за 20 коп, черный (не помню, за сколько, потому что у нас его не покупали), рожки за 5 копеек и булка "городская", вроде 9 копеек.



Еще в довоенном Кронштадте продавалась ряженка, но не в бутылках, а в противнях. Она была не жидкой, а твердой, ее резали квадратиками, примерно 10/10 см, и тоже в промасленную бумагу при продаже складывали.
Молоко продавали "чухонки" (как их бабушка называла). Зимой молока было завались. Женщины шли по льду на середину Финского залива, и там встречались с "чухонками" (куда смотрело НКВД, спрашивается). Молоко продавалось в замерзшей форме по 3 литра за рубль. То есть, его после надоя разливали по мискам, после заморозки вытряхивали из мисок и складывали в мешки, мешки волокли на Финский залив - продавать.
Непутевый второй Иван в семье, муж моей бабушки, работал по вахтам на северах. Зарабатывал тысяч 20, приезжал раз в год, оставлял бабушке 3 тысячи на жизнь на следующий год. Остальные проматывал за неделю и возвращался обратно на север. "Ни разу до конца отпуск не догуливал", - сетовала бабушка. Сама бабушка не работала, растила дочек (родила 3-х дочек и сына за жизнь), 3 тысячи хватало до следующего приезда мужа, в режиме "ни в чем себе не отказывай". Но в семье ее за это не любили (за тунеядство), и, в целом, за "голубую кровь" (Коллонтай у нас в родственниках тоже, двоюродная бабушкина сестра, и тоже не любили).
Половина моей родни жила в Кронштадте, половина в Ленинграде. Лениградские - никто блокаду не пережил. Кронштадтские выжили все, потому что от взрывов глушило корюшку, ее прибивало к берегам, местные ее собирали и сушили.

2. Котлас
Война застала бабу Машу в дороге из Ораниенбаума (язык сломаешь), где бабушка гостила у родни мужа, в Кронштадт. Кронштадт - военный городок-остров, поэтому бабушку не пустили на переправе ни в Кронштадт, ни обратно к родне мужа в Ораниенбаум, а взяли под белы рученьки и вместе с маленькой дочкой (моей мамой) отправили в Котлас. На переправе ей разрешили издали увидеться с родными, которые остались в Кронштадте, но даже вещи взять не разрешили (увезли в Котлас без вещей, только что на себе летнее было).
В Котласе баба Маша работала в столовой. Работа была тяжелой, образования у бабушки не было (5 классов), резала хлеб на пайки целыми днями и мыла посуду. Руки были в чудовищном состоянии и не заживали.
По Котласу бродили умирающие с голоду пленные поляки (не знаю, как такое может быть, почему они "бродили", а не в лагере сидели, но так рассказывала бабушка). Когда баба Маша выносила помои после мытья посуды и выливала в снег, поляки набрасывались и ели снег, пропитавшийся помоями. Бабушке было очень их жалко, но помочь не могла, у самой была очень маленькая пайка. Воровать было, во-первых, чревато, во-вторых, бабушка была кристально честной по жизни. У меня сейчас дочь такая (наследственное, видимо), и смех и грех, прям.

3. Баку
В Котласе бабушка познакомилась с дедой №2 - дедой Мишей, полюбили друг друга, развелась заочно с дедой Иваном и вышла замуж за Мишу.
Уехали в Баку, где дед Миша был начальником железной дороги (все еще шла война). К тому моменту у бабушки осталась в живых только 1 дочь (а сына она уже потом от деда Миши родила).
Про бакинский период жизни бабушки помню только бани и каштаны.
В банях бабушку поражало, что местные жительницы не использовали мыло, а терлись шерстяными варежками и грязь скатывалась в шарики. Потом ополаскивались (возможно, по военному времени, мыла просто не было).
Каштаны бабушка очень полюбила и потом, уже в Уфе, нам ежегодно в сезон, присылали посылки с каштанами из Баку, оставшиеся там друзья дедушки-бабушки. В Уфе каштаны никто не знал, и мне они в детстве очень нравились (недавно купила по ностальгии килограмм, пожарила, и чет не впечатлило).

4. Уфа
После войны партия отправила семью в Уфу, и деда Миша тоже работал главным по железной дороге, но рано умер (в 56), и я его уже не застала. Много воспоминаний тоже местячковых, уже исторически не интересных, наверное. Ну, некоторые напишу.
Семье выделили 3-х комнатный частный дом на окраине (теперь это центр Уфы) и машину, черную (не знаю марки). Участок при доме - 4 сотки и 2 сотки "под картошку" "на аэродроме" (сейчас на этом месте 40-й завод).
Тогда было 3 городка, Уфа, Дема, Черниковск, соединялись железной дорогой, Теперь это все - Уфа.
Бабушка завела новую культуру огородничества в Уфу.
Сначала ввела моду на навоз. Тачками возила с ипподрома лошадковые какахи, дедушка складывал их в яму на задах огорода, и ежедневно поливал, сначала вся улица смеялась, потом тоже стали возить. А какахи перестали быть бесплатными. Тогда бабушка стала носить голубиный помет из железнодорожной больницы, где на чердаках были сталактиты и сталагмиты этого добра.
До приезда бабушки никто не знал помидор/огурцов... вишен/слив.... Выращивали только морковку/лук/картошку, яблони/ранетки.
Бабушка съездила и привезла семена и саженцы из Баку, стала выращивать, к ней потянулись сначала соседи, потом со всей Уфы, и мне это с детства очень запомнилось - по всему дому, на всех свободных поверхностях "зреют" помидоры-огурцы "на семена" и вереницы "подаванов" с окресностей - за семенами и "опытом".
В Баку и в Уфе при деда Мише бабушка снова не работала, после смерти мужа бабушка продала машину и пошла работать сестрой-хозяйкой в ж/д больницу.
Я особо не отличала свою бабушку от других бабушек. Но мои подружки однажды раскрыли мне глаза - ты разве не видишь, как твоя бабушка отличается, она читает газеты, рассуждает о политике, об искусстве, смотрит новости и балет/оперу, ничего подобного наши бабушки не делают.
Мне лично баба Маша запомнилась, как самый добрый и мягкий человек, которого я когда-либо встречала в жизни. У нас всегда жили какие-то калечные собачки-голуби, ночевали какие-то дикие люди-странники. Я ее очень любила. Сейчас вот плачу сижу.
Семейный архив в другом городе, у себя нашла только это поломанное фото, простите за качество.

p.s. Спасибо wrc200 за реставрацию фото. Камрад предлагает помощь всем ашевцам!

Комментарий автора:

От камрадов:

От ИЮЛь Майский

Моя бабушка (1906 г. р.) работала только в войну (точила на станке корпуса для артиллерийских снарядов). До и после войны она не работала ни дня. Была на иждивении у дедушки как домохозяйка (было такое понятие в советской статистике). Дед работал в системе связи на начальствующих должностях, хватало на содержание жены и двух дочерей. Как я помню из их рассказов, неработающая жена при муже тунеядкой не считалась, независимо от того, начальник муж или нет.

От DirectNik

у меня похоже. Одна бабушка не работала всю жизнь, только дом-семья-хозяйство. Работал дед, потом и старшие дети стали помогать. Другая - не работала до войны, многодетная. Во время и после - работала до пенсии уже, тем более, что дед погиб на фронте.

От galina

Конкретно в Баку как выживали. У моей бабушки-тоже не работавшей,было 7 детей,2 не вернулись с фронта(1 пропал без вести).3 вернулись. Последняя-моя мама подростком работала на заводе,делали снаряды для ,,катюш,,. Работали по 12-14 часов,сил идти домой не было,спали там же в цехе,в ящиках для снарядов. Бабушка,чтоб прокормить детей и внуков,сдавала золото-не на граммы, а на золотники,чтоб купить муки,ездила на окраины,собирала яблоки-дички,рассказывала,что воровали кукурузу (не мешками,штуки).Из рассказов бабушки,которая жила на одноэтажной улице,где все обо всех знали и вероятно жили точно также.

От Balbessed

У нас тоже молоко морозили в мисках,  и помню наваленные круги из молока в террасе

От лариса

У меня то же есть воспоминания но небольшие. Например: Если не Масленку парень девушку катает на тройке, это значит он её летом сватать будет. Бабушку катал "первый парень на деревне", гармонист,  а сватать идти побоялся. Дед мой был потомственный кузнец, ни одной драки не пропускал. как-то на спор голяком с бугорка в речку сбежал. Так бабки и девки, что белье полоскали, с криками разбежались, так что и смотреть было не кому. Когда за деда замуж шла, все отговаривали. Проня посмотри на его кулаки, ударит-убьет. А он бабушку за всю жизнь пальцем не тронул, слова плохо не сказал, мата в доме совсем не было. Хотя дети и боялись его ослушаться. Но если баловались, говорил бабушке: Накажи их. ну так она полотенцем их и отшлепает. Как замуж за него шла, сказал: мне в доме хозяйка нужна, а не работница, так бабушка стала домохозяйкой. Бабушка из казаков была, хлебопашцы, ей свекровь говорит: Что ты суп наварила, ложка стоит. А бабушка в ответ: не то, что у Вас: крупина за крупиной гоняются с дубиной. Ну вот как то так.

От Фрося

Моя бабушка по отцу в молодости жила в Питере, была прислугой. Я была совсем маленькой, когда она рассказывала. Про мужа не любила рассказывать, даже отцу моему - дед умер, когда отцу было 4 года. Два старших погибли в ВОВ, одного из них она очень любила. "Привезла" этого сына с брусиловского фронта, ездила к мужу. До конца жизни у нее хранилась шапка этого сына, иногда доставала, вдыхала запах и плакала. Была страшно пуганной. Я спрашивала про Библию - боялись, говорит, все сожгли. Дед был георгиевским кавалером. Вроде бы бабка тоже награды в печь кинула. Советскую власть не любила, только в конце жизни признала, что народ стал меньше работать, больше получать, образование легко стало получать благодаря этой власти. Выжила в деревне в войну потому что ее взяли печь белый хлеб - армейские стояли, бабы деревенские этого не умели, а она в Питере научилась. В революцию работала прислугой в богатой семье, и что-то ее очень напугало, на всю жизнь. Говорила, что Ленина видела на броневике, стояла совсем недалеко. До сих пор жалею, что мало ее спрашивала по малолетству. Мои братья старше меня, слышали больше, но их рассказы разнятся.

https://aftershock.news/?q=node/478925

Previous post Next post
Up