Заветные мысли о России / К годовщине со дня смерти Д.И. Менделеева... Кудрина Юлия

Mar 04, 2020 18:24





«Менделеев был человек не столько
настоящей, сколько будущей России,
предтеча ее грядущей славы»

М.О. Меншиков. Памяти Д.И. Менделеева.

1907

Дмитрий Иванович Менделеев - гениальный русский ученый, первооткрыватель периодической системы химических элементов - основных законов естествознания, ученый-энциклопедист, педагог и общественный деятель. Он был не только выдающимся ученым химиком, но и крупнейшим философом и социологом своего времени. Свои философские мировоззренческие позиции в познании исторического процесса он обозначал термином «исторический реализм».

Д.И. Менделеев исследовал важнейшие вопросы миропорядка, существования стран и народов, их взаимосвязи, равенства и взаимосотрудничества. Центральное место в его исследованиях занимала история России, ее судьба на рубеже столетий. Он считал это своим долгом как ученого и гражданина.

Понимая особую историческую роль России между Востоком и Западом, Менделеев писал: «Страна-то наша особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии, долженствующая так или иначе их помирить».

Его работы: Заветные мысли, М., 1995; Проблемы экономического развития России, М., 1960; К познанию России, Спб., 1907 - посвящены анализу мировых исторических и экономических процессов, месту в них России. На основе обширного статистического материала, собранного и проверенного ученым, он дал глубокое исследование пореформенного развития России в эпоху императора Александра III и его сына Николая II.



Общественно-политические взгляды ученого были настолько широки, что в них можно найти как глубокий консерватизм с симпатией к монархии и царизму, так и серьезные либеральные воззрения. Зять ученого, поэт А.А. Блок писал своей жене Л.Д. Менделеевой: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности… У него нет никаких «убеждений» (консерватизм, «либерализм» и т.п.). У него есть все». Сам Д.И. Менделеев писал: «Лично я боюсь больше всего преобладания между членами Государственной Думы теоретиков, будут ли они из либералов или из консерваторов…»

Менделеев много занимался философией, уделял главное внимание вопросу методологии науки и роли философии в научном познании. Он рассматривал философию как необходимую общетеоретическую часть любой теоретической науки - не как науку наук, а как научное обобщение, включающее реальные знания, факты, добытые другими науками, гипотезы и доктрины.

Дмитрий Иванович разрабатывал общую теорию познания, занимался проблемами соотношения науки, естествознания и философии, соотношения теории и практики, обобщений и опыта, субстанциональностью единства мира. Его взгляды и выводы формировались им на основе целостного научного представления, базирующегося на междисциплинарном знании.

Менделеев отвергал субъективные методы в социологии, отвергал ницшеанство, мальтузианство, либеральное просветительство, анархистские, а в ряде случаев социалистические концепции. «Во всем своем положении, - писал он, - я стараюсь оставаться реалистом, каким был до сих пор… Я стараюсь во всю мою жизнь служить делу реализма с возможною простотою и быть может не бесследно».

Менделеев в своих методологических изысканиях исходил из троичности, полагаясь на своего рода системные целостные триады: материя, энергия, дух, семья, Родина, человечество.

Большую роль в историческом развитии человечества Д.И. Менделеев отводил историческим интересам. «В целом жизнь народа, - писал ученый, - складывается из совокупности индивидуальных, личных и общественных интересов и начинается также снизу, с интересов массы, а цементом всегда служит обладание территориею и государственная организация». … «Интересы двигают жизнью народов. На основе индивидуальных и общественных интересов строится вся система общежития любой социальной общности».

Важную роль в формировании, развитии интересов Д.И. Менделеев отводил материальным и духовным потребностям: «У народов, как и у отдельных лиц существуют потребности духовные и материальные и живут они совместно, взаимно переплетаясь на тысячу ладов».

Важную роль в историческом процессе Д.И. Менделеев отводил государству и собственности. «Мы живем в эпоху господства государственных начал повсюду на земле, - писал он, - и они составляют не только плод исторического движения всего человечества, но и залог всех его дальнейших успехов в победе над природою, над животными инстинктами самих людей, потому что в государстве заложено функционирующее начало общественности и общего блага, ведущего к совершенствованию общежития, а через него и усовершенствованию жизни отдельных лиц». «Право собственности, - писал ученый, - составляет одну из основ всего общественного устройства, назначенного для обеспечения как личностей, так и их взаимностей…» «Собственность для людей служила стимулом множества передовых личных действий; в земле же и языке складывается до грубости явно и необходимость определений собственности отдельных народов и стран».

Анализируя отдельные этапы развития человечества, Д.И. Менделеев подчеркивал необходимость учета тесной взаимосвязи между исторической деятельностью людей и развитием производительных сил, промышленности, процесс, в котором человечество изменяет свое отношение к природе.

Открытие Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов означало революционный скачок в представлениях о мире.

Теоретические знания ученого в области экономики и социологии нашли свое применение в практической сфере экономики. При императоре Александре III Д.И. Менделеев имел заметное влияние в верхах. Ученый принимал прямое участие в работе правительственных комитетов по налоговой и таможенной политике, неоднократно представлял свои записки и рекомендации царским министрам, был высоко оценен С.Ю. Витте. Предложения Д.И. Менделеева в области таможенной политики были приняты и проведены в жизнь, способствуя тем самым экономическому и промышленному подъему, который имел место в годы царствования Александра III.

Крупные промышленники и государственные чиновники не раз обращались к Д.И. Менделееву за советом. Охотно откликаясь на эти обращения, твердо следуя своим принципам, он никогда не искал выгоды от подобных обращений. В конце жизни он писал: «Мой голос в свое время слышали в сферах как административных, так и предпринимательских. Последним я лично помогал не только советом, но и на практике, хотя всегда отказывался от принятия участия в их выгодах, так как знал, что у нас это повело бы к ослаблению возможного влияния… и мои мысли ограничивались узкими рамками какого-либо определенного предприятия, хотя бы Кокорева или Губкина, Рагозина или Нобеля, куда меня в свое время старались привлечь».

Менделеев был активным участником регулярно проводившихся при активной поддержке императорской власти научных съездов естествоиспытателей и врачей, участниками которых были Семенов Тян-Шанский, Бекетов, Склифософский. Ученые, среди которых был и Менделеев, неоднократно принимались Александром III в Аничковом дворце.

Императорская власть высоко оценивала труды великого русского ученого. При императоре Александре III Менделеев был награжден орденом Святого Александра Невского, орденом Святого Владимира I степени, орденом Почетного Легиона и многими другими наградами.

В 1892 г. Менделеев был избран членом Лондонского Королевского Общества, Национальной академии Деи Личеи, с 1903 г. - Национальной Академии наук США. Он был почетным профессором многих университетов. Лондонское Королевское Общество в знак признания его работ по периодическому закону в 1882 г. наградило Менделеева золотой медалью Г. Дэви, вместе с Ю. Мейером, а в 1905 г. - медалью Г. Копли.

О своей службе Отечеству Менделеев писал: «В научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общерусскую, так как все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Парижской, Берлинской, Бостонской избрали меня своим сочленом, как и многие ученые общества России, Западной Европы и Америки». Еще при жизни гений получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий и других научных учреждений.

Когда в 1880 г. произошел инцидент с неизбранием Д.И. Менделеева в академики, С.Ю. Витте писал президенту академии К.К. Романову о Менделееве как о человеке, представляющем тип удивительного русского ученого: «Будь он француз, немец, англичанин - он уже давно был бы членом высшего ученого национального учреждения. Его имя известно всему миру… Но я знаю, что всегда наступит момент, когда высшие чувства, высшие промыслы отодвигают низкие и воздается дань справедливости каждому по его заслугам. Но наступит ли уже этот момент для старика Дмитрия Ивановича Менделеева?» Из дневника К.К. Романова: «В Заседании физико-математического отделения академик Овсянников прочел Записку об ученых трудах профессора Александра Онуфриевича Ковалевского (В.О. Ковалевский - известный русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии - Ю.К.), удалось-таки провести Ковалевского, это победа. Одним русским будет больше, а там при счастии проведу и Менделеева». Прогрессивные взгляды Менделеева, его ярко выраженный патриотизм, широта его интересов - все это повлияло на результаты выборов.

Инцидент, связанный с неизбранием Менделеева в Академики всколыхнул весь научный мир. Император Александр III всегда интересовался делами Академии, и в частности, составом избираемых в Академию ученых. Он недвусмысленно давал понять своему брату, президенту академии великому князю К.К. Романову, что необходимо как можно скорее покончить с засильем иностранцев.

В 1893 г. Витте назначил Менделеева управляющим Главной палаты мер и весов Министерства финансов, учрежденной по инициативе ученого. А все старания президента Академии наук ни к чему не привели. Великий ученый так и скончался в 1907 г. в звании члена-корреспондента.

Д.И. Менделеев трижды выдвигался и на соискание Нобелевской премии, однако русофобские круги на Западе всячески культивировали в научных кругах Европы неприязненное отношение к великому русскому ученому-патриоту. Кандидатура Менделеева трижды была отклонена. Не последнюю роль в этом деле сыграл и сам Нобель, для которого позиция Менделеева в отношении бакинской нефти, в прибылях от эксплуатации которой он был прямо заинтересован, была для него неприемлема.

Менделеев жил в эпоху когда в России шла ожесточенная полемика между сторонниками различных путей развития России: западниками и славянофилами, монархистами и социалистами, патриотами и космополитами.

Тема патриотизма стала одной из центральных, ключевых тем философских обобщений ученого. Понятие патриотизма и понятие национализма ученый рассматривал как тождественные. Он писал: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационализмом его из меня не вытравить».

Отвечая сторонникам либерального направления, приверженцам антипатриотических настроений, Менделеев заявлял: «Любовь к Отечеству, или патриотизм, как вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину (коммуну), город или вообще физически обособленную группу. Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности и похваляются тем, что к этому клонится уже всеобщее сознание, а в будущем перейдет будто бы все человечество.
Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие само происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияние материков и стран, уничтожение различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий общежитного состояния людей от их первоначального дикого или полуживотного состояния».

Будучи истинным христианином, Д.И. Менделеев понимал непосредственную связь религии с патриотизмом: «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, - писал по этому поводу русский философ И.А. Ильин, - для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - узнаю его в святынях своего народа».

Д.И. Менделеев считал русский народ государствообразующим, называя его «реальным народом». Он придавал громадное значение его сбережению и умножению его численности. Он писал: «Наш русский народ, занимая географическую середину старого материка, представляет лучший пример народа реального, народа с реальными представлениями. Это проявляется в отношениях нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, в его способности поглощать их в себе, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с европейскими». ... «Русский человек, заняв холодные, однообразные лесные и степные равнины, поневоле должен быть прежде всего реалистом, - ведь иначе не проживешь в этих палестинах».

Дмитрий Иванович писал о русском народе как о народе мирном: «… русский народ, взятый в целом, принадлежит к числу мирнейших… Вся наша история это показывает; три четверти наших войн были защитными от половцев, татар, от тевтонских рыцарей, поляков и шведов да турок, от набегов черкесских, киргизских и хивинских да от посягательств западных европейцев, и если мы после этих войн часто расширялись, то лишь для того, чтобы сберегать себя от дальнейших покушений на наши земли… Лишь маленькая часть русских войн, вроде Суворовской Италии и венгерской, приходится на долю преследования целей внешней политики, а затем остальная часть русских войн велась за освобождение славянских наших братьев».

«… Тот путь, которым Россия расширилась до громадной современной величины, особенно в Азии, определился больше всего тем, что без войн делали казаки, присоединяя к Русской державе земли маленьких народов, затем охотно сливавшихся с Россией, так как через это слияние их выгоды были, очевидно, большими, чем для покоряющей России».

Давая характеристику главным чертам русского народа, Дмитрий Иванович писал: «… В чем другом, только не в самообожании можно упрекнуть русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых должно отдать многое, но и от англичан, гордящихся - не без правильных оснований - своим первенством во всем передовом мировом значении, не говоря уже о евреях, считающих себя единственным народом Божьим и за эту гордыню лишенных всех благ независимого государственного преуспеяния…

Законную степень народной гордости, составляющую принадлежность любви к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания: одно есть добродетель, а другое - порок…» «У нас, русских, при всех других наших недостатках этот (порок самообожания - Ю.К.) развит очень слабо. С турком и ламаистом, как и с немцем и англичанином мы готовы дружить и делиться и отыскивать у них особые достоинства, если только они того захотят и готовы протянуть к ним руку так же охотно, как протянули французы, долго с нами враждовавшие. Такова уж наша покладистая природа, не терпящая похвальбы самообожания и рвущаяся обнять весь мир…»

Историческая ломка, начавшаяся в 60-х гг. XIX в. с отменой крепостного права, сопровождалась надвигавшимися невиданными по размеру социальными, техническими, идейными и нравственными переворотами. Это хорошо понимали современники. Будучи реалистом, Д.И. Менделеев указывал на то, что антиконституционные беспорядки в России могут возникнуть «под влиянием деструктивных сил из-за границы, где много организованных сил, стремящихся, во-первых, приостановить явный прогресс, начавшийся в нашей стране, и во-вторых, желающих сосредоточить все внимание России на внутренних беспорядках, чтобы отвлечь ее этим путем от вмешательства во внешние европейские события».

Развивая далее эту мысль, Д.И. Менделеев писал: «Чтобы действовать свободнее, увереннее и надежнее, надо было во что бы то ни стало устранить какое бы то ни было вмешательство России; война с нею могла стоить сотни миллионов, возбуждение в ней внутренних беспорядков могло стоить очень дешево, да еще под знаменем либерализма, который сам проявлен Россией. Вот и решили разумные и расчетливые люди, стремящиеся к определенным целям, вызвать в России всеми способами внутренние неурядицы, покушения на императора-освободителя, и всякого рода препятствия на пути русского прогресса».

Дмитрий Иванович приветствовал политику Александра III, начавшего после Берлинского конгресса (запретившего России держать флот на Черном море) строительство российского флота и перевооружение армии, и сказавшего тогда знаменитые слова, дошедшие до наших дней: «У России есть два верных союзника - ее армия и флот». «Мы никого не тесним и требую, чтобы и Россию никто не теснил».

В своих трудах Д.И. Менделеев дал высокую оценку преобразованиям, проведенным императором Александром III в области экономики и финансов. «Люди, прожившие царствование императора Александра III, ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил - писал Дмитрий Иванович. - Миротворец Александр III, провидевший суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников, решил, что надо всеми способами покровительствовать развитию всех видов промышленности в своей стране, и как можно скорее, с двух сторон, повелел строить Великую Сибирскую железную дорогу, чтобы связать Россию с теми берегами Тихого океана...»

Опираясь на огромные, собранные самим ученым статистические материалы, Менделеев произвел глубокий анализ социально-экономического развития России в пореформенный период. В царствовании Александра III Менделеев видел прежде всего традиционный русский путь развития страны. Ученый был сторонником сохранения исторического пути развития.

Менделееву было чуждо скептическое отношение к прошлому в истории, в том числе к прошлому России. «Чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, - писал ученый, - прежде всего он не должен отрицать прошлого, потому что ветхие пути привели к современности, а из нее выскочить нельзя, как нельзя идти обратно и неразумно представить все дело случайностями».

Преемственность в истории Менделеев считал объективным процессом. «Прошлое необходимо учитывать - как предпосылки настоящего, дальнейшего прогресса общества». «Всегда признается, - писал он, - что прошлая жизнь народа или его история влияет неизбежно, хотя бы многие того и не желали. Но полнота понимания получается лишь тогда, когда признается сверх того влияние судеб потомства и когда современность понимается как переход между прошлым и будущим».

«… Создание нового строится на основе старого. Преемственность может сохраняться только при эволюционном развитии общества. В связи с этим важно не только сохранить материально-технические основы общества, но его цивилизационные особенности, его культурно-исторический тип».

По мнению Д.И. Менделеева «…все виды и формы прогресса как государственных улучшений (равно как и ухудшений) не только мыслимы, но и осуществлялись как при монархических, так и при республиканских складах». «Выбор между ними определяется всей народной историей не по случайным ее обстоятельствам, и по всей совокупности условий народа и страны… Единение и объективный характер не зависит от форм общественного устройства»… «Идеалисты и материалисты видят возможность перемен лишь в революциях, а реализм признает, что действительные перемены совершаются только постепенно, путем эволюционным».

Революционный путь, за который выступали представители «Земли и Воли», для многих патриотически настроенных представителей русской науки и культуры, общественной жизни представлялся неприемлемым и крайне опасным для России. «Революция у нас немыслима и противна всему нашему историческому развитию» - писал в эти годы И.С. Тургенев. С.Ю. Витте, также сторонник эволюционного развития российского общества, в своих воспоминаниях неоднократно отмечал что Россия такая страна, которая сама по себе не желает каких бы то ни было революций, а желает только спокойной тихой жизни.

Детальные рассуждения о важности и необходимости для России постепенного, эволюционного пути находим мы в целом ряде работ Менделеева: «… Внутренне-политически народ наш еще мало зрел и привык все главные улучшения своего быта видеть совершающимися сразу, мановением руки, как было ярче всего при царях московских, при Петре Великом и впоследок в деяниях Александра II; все же то, что сделалось в последнее двадцатилетие, происходило понемногу, путем не тем скорым, который выше был назван революционным, а постепенно, не вдруг, а способами эволюции, без резкой ломки старого, созидая лишь новое на основании данного…»

Обосновывая важность и необходимость постепенных и эволюционных шагов в развитии России, Менделеев писал: «… со своей стороны я понимаю совершенную необходимость в гражданской жизни как мер решительно-резких, так и осторожно-постепенных, или иначе, как революционных, так и эволюционных действий как со стороны власти, так и со стороны общей массы, эволюционным влияниям придаю гораздо большее значение, чем революционным…»

Давая общую оценку положения России в мире в период царствования императора Александра III, благодаря которой России удалось избежать финансово-экономических, демографических и политических потрясений, Д.И. Менделеев писал: «... современное положение (России - Ю.К.) во всем мире не в меньшей мере определяется несомненным ростом ее промышленности, устройством ее финансов, золотым обращением, союзом с Францией и явно миролюбивыми тенденциями, составляющими несомненные плоды прошлого и текущего царствования, слившихся в этих отношениях в одно целое».

Национальную идею Менделеев не сводил к какому-то одному знанию, одной цели, а говорил о целом комплексе экономических, демографических, социальных, духовно-патриотических, оборонных, образовательных, культурных задач, которые необходимо было решать в интересах русского народа и других народов России.

Критикуя космополитов, Менделеев писал: «Все мнящие о себе как о спасителях нашей Родины, желающие перекроить ее на западный лад, очень ошибаются, насильно надевая на нашего мужика западный кафтан, наши политические и экономические верхогляды не могут никак понять, что он на него не лезет или что наш мужик в нем беспомощно болтается». Ученый неоднократно подчеркивал, что «подражательство» и «идолопоклонство занятым идеям» обуславливают «отсутствие способности уловить действительные и простые нужды страны и народа и действовать в их интересах».

Вместе с тем он активно выступал за движение России по пути прогресса. «Православие, самодержавие, промышленность» с твердой опорой на традиционные устои - такова была триада Менделеева.

Подчеркивая роль императора Александра III в развитии промышленного дела в России, Менделеев писал: «… надо было громко, со всею русскою силою сказать: пора развиться русской промышленности, как залогу экономической независимости и зрелости и как средству к достижению возможного народного благосостояния, просвещения и всяких видов прогресса; пора направить русские силы на покорение обильной природы страны, вывести ее из эпохи земледельческой в более сложную - промышленную, совершенно неизбежную по строю развития всего образованного мира...».

Ожесточенная борьба с либералами-западниками, выступавшими за внедрение иностранного капитала и политического влияния в важные сферы жизни пореформенной России, могущие привести к экономической зависимости России от западных стран, коснулась и промышленной сферы.

Огромный толчок развитию промышленности в России дал принятый в 1891 г. по указанию и с одобрения императора Александра III новый таможенный тариф. В его основу лег разработанный Д.И. Менделеевым институционно-хозяйственный труд «Толковый тариф или последования о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом», в котором ученый предложил установить пошлины на экспортные и импортные товары с учетом их влияния на развитие промышленных сил России. Менделеев указывал на необходимость хозяйственной самостоятельности России, строительства железных дорог, улучшения речного судоходства и освоения Северного Морского пути, обосновывая невыгодность экспорта сырья, необходимость развития перерабатывающей промышленности.

Ученый неоднократно посещал Бакинские нефтепромыслы, донецкие месторождения каменного угля, Урал, ездил в Европу и США на промышленные выставки. Он был членом правительственных комитетов по налоговой и таможенной политике.

Для достижения поставленных целей по подъему экономики России императором Александром III и его министрами Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградским, С.Ю. Витте были проведены следующие мероприятия: 1) прогрессивная таможенная политика; 2) торговые договоры с другими странами; 3) повышение производительности фабрично-заводского труда; 4) важные мероприятия с целью привлечения в промышленность отечественного капитала.

В 1892-1893 гг. в России произошел огромный промышленный подъем - самый большой за весь капиталистический период ее развития. Промышленное производство выросло в 2 раза, при этом в тяжелой промышленности в 2,8 раза, в легкой - в 1,6 раза. Производство чугуна увеличилось на 250 процентов, добыча нефти на 65, каменного угля - на 300, изделий машиностроения на 410, с/х машин на 659%. Урожайность зерновых поднялась на 180%, поголовье рогатого скота на 63%, и наконец, производительность труда за период 1890-1913 гг. выросла в 4 раза.

Подъем имел место во всех отраслях промышленности. Большая заслуга в этом принадлежит русским предпринимателям того времени, среди которых были выходцы из самых разных классов и сословий. Из крестьян вышли П.И. Губонин, Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гучковы, Коноваловы. Из купцов: С.И. Мамонтов, А.И. Абрикосов, Бахрушины, Солдатенковы¸ Алексеевы. Из дворян: Бобринские, Браницкие, Потоцкие, Шиповы, фон Мекк и другие. Помимо высоких деловых качеств, личной предприимчивости и трезвого расчета, многим из них были присущи высокие нравственные качества, глубокая религиозность и патриотизм. В памяти России они остались не только как крупные хозяйственники, но также как меценаты и благотворители.

Развивалось горно-металлургическое производство, имело место становление металлургической базы в Донецке, развивалась нефтяная промышленность в Баку, наблюдался также рост судостроения, производства сельскохозяйственных орудий. Потребности промышленности вызывали спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны, росла российская металлургия. Изобретения Г. Бессемера и П. Мартена стали известны на весь мир. Продукция всей крупной промышленности за время подъема 90-х гг. XIX в. почти удвоилась. Выплавка чугуна в стране за годы царствования Александра III увеличилось на 159%, стали на 95%, добыча нефти на 1463%. В 1890 г. Коломенский завод начал поставлять русские паровозы на внешний рынок. Распоряжение императора о необходимости государственных вложений в строительство железных дорог и последовавший после этого приток иностранного капитала привели к ускорению индустриального развития России. Несмотря на значительные инвестиции иностранного капитала, в первую очередь французского и бельгийского, - доля отечественных капиталовложений в 1893 г. в два раза превосходила иностранные инвестиции.

Экономическая и финансовая политика Александра III опиралась в частности и на расчеты и рекомендации Д.И. Менделеева, который выступал за строгое ограничение иностранного капитала. Он считал, что иностранному капиталу нельзя было давать какие-либо права, кроме процентов.

Покровительственный характер политики Александра III наиболее ярко проявился весной 1887 г. в запрещении строительства экспортного нефтепровода Баку - Батуми, проект которого был выдвинут иностранными концессионерами и поддерживавшийся некоторыми высшими сановниками России. В результате этого бакинская нефть пошла не за границу, а по Каспию и Волге в центрально-промышленные районы России.

По мере капиталистического развития страны нарастало непосредственное государственное вмешательство в экономическую жизнь, сторонником которого был император Александр III. Развитие промышленности, по словам Менделеева, должно было создавать условие «развития общественности, числа жителей, наук и потребностей».

«Внимание наше к ним (сибирским, дальневосточным проблемам - Ю.К.), - писал Д.И. Менделеев в «Заветных мыслях», - обратилось только после того, как Миротворец Александр III, провидевший суть русских и мировых судеб более или далее многих своих современников, решил, что надо всеми способами покровительствовать развитию всех видов промышленности в своей стране, и как можно скорее, с двух сторон, повелел строить Великую Сибирскую железную дорогу, чтобы связать Россию с теми берегами Тихого океана, где нет ни полярных льдов, ни стесняющих проливов в чужих руках… Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чисто русское дело, теперь же, когда путь выполнен, когда мы крепко сели на теплом и открытом море и все взоры устремлены на него, всем стало ясно, что дело здесь идет о чем-то очень существенном, что тут выполняется наяву давняя сказка».

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

ИСТОЧНИК

национальная идея, МЕНДЕЛЕЕВ, РОССИЯ, ПАТРИОТИЗМ

Previous post Next post
Up