Сейчас сложно себе представить, но в 60-е годы прошлого века почти каждый школьник или студент мечтал что-то изобрести. И государство не только не мешало ребятам самовыражаться, но и всячески стимулировало их творческие порывы. Например, такого количества бесплатных кружков и клубов рационализаторов, как в СССР, не было нигде в мире.
Наука - двигатель прогресса
А поскольку Интернета в те времена не существовало, то обо всех творческих разработках молодых ученых люди узнавали из прессы. Да-да. В стране выпускалась масса научно-технических журналов, которые люди зачитывали до дыр.
Один из них - «Техника - молодежи». Кстати, до сих пор на постсоветском пространстве и за рубежом тысячи крупных инженеров утверждают, что именно «Техника - молодежи» помогла им выбрать профессию. И однажды главный редактор этого журнала решил: почему бы не сделать аналог печатного издания на телевидении? С таким предложением он обратился к молодому и талантливому журналисту Владимиру Соловьеву. Последний идею одобрил и начал работать над концепцией новой телепередачи. Решено было брать идеи из писем читателей и демонстрировать их на телевидении. А режиссерскую идею программы - защиту изобретения перед жюри и аудиторией - подсказал Владимир Яковлевич Ворошилов. Тот самый бессменный автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?».
Новую телепередачу решено было назвать «Это вы можете» (ЭВМ) и выпускать под эгидой Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения. Первый выпуск вышел в эфир в начале 70-х годов прошлого века.
В споре рождается истина
Героями новой программы стали те, кого в народе называют умельцами, - талантливые инженеры-самоучки, изобретатели самых зачастую диковинных агрегатов и полезных устройств и даже создатели автомобилей собственной конструкции. Они наглядно демонстрировали свое детище, после чего начиналось бурное обсуждение достоинств и недостатков конструкции. Причем оценивал изобретение своего рода «диссертационный совет», куда входили доктора наук, писатели-фантасты, автомобилисты (из редакции журнала «За рулем»), изобретатели и инженеры всех мастей. В качестве группы поддержки в зале сидели молодые специалисты, эрудированные студенты и просто интересующиеся техническими вопросами люди, которым хватило сил и желания попасть в студию.
Словом, это была одна из немногих передач на советском телевидении, где высказывались полярные точки зрения на ту или иную проблему, благодаря этому программа имела большую популярность и выходила два раза в неделю (прямой эфир и повтор). Несмотря на то что регламентированная продолжительность программы составляла всего лишь 45 минут, в отдельных случаях она могла затягиваться на полтора часа. Постоянная аудитория зрителей составляла около 100 миллионов человек. Контингент зрителей был широчайший: от младших школьников до пенсионеров. После каждого эфира редакцию заваливали запросами предприятия и ведомства, звонили из НИИ - такие открытия были необходимы стране. Но больше всего в советах изобретателей нуждался простой обыватель.
Из подручных материалов
Что же это были за изобретения? Например, новая методика выращивания помидоров путем стимуляции корнеообразования Игоря Маслова (ею, кстати, до сих пор пользуются огородники-любители). А тогда садовод удивил весь мир, собрав на своих законных шести сотках ошеломительный урожай помидоров. В среднем с куста получилось 70 килограммов томатов. После передачи на любительском участке Маслова побывали тысячи гостей, включая жителей Чукотки, Сахалина, Бреста, были и представители из Болгарии - страны, славящейся умением выращивать помидоры. Или мотоблок Архипова, который представлял собой одноосную двухколесную самоходную машину с двигателем от мотороллера. Архипов придумал шарнирное соединение, которое позволяло «держать» борозду, не вынимая плуг из земли.
Архипов получил больше миллиона писем от почитателей его таланта. Заполучить чертежи этой чудо-машины хотели многие. И доморощенный конструктор шел людям навстречу. Правда, не бесплатно. Стоимость чертежей мотоблока доходила до 25 рублей. Раньше ксероксов не было, поэтому приходилось рисовать макеты вручную. Так что в накладе деревенский Кулибин не оставался. Как он сам позже вспоминал, на «левые гонорары» мог легко себе позволить купить «Волгу». По результатам зрительского голосования Архипов на протяжении многих лет являлся лучшим изобретателем Советского Союза. На его счету было порядка двух сотен различных изобретений. Архипову даже доверили читать лекции студентам Бауманки и Тимирязевки. Но особенно зритель любил «автомобильную страничку» телепередачи.
Купить автомобиль могли единицы. А здесь показывали модели автомобилей, сконструированных своими руками, - вполне современные и конкурентоспособные. Например, «Панголина» - спорткар Александра Кулыгина. Инженер смог создать стилистическое подобие скоростного итальянского автомобиля на агрегатах «Жигулей». Машина имела двигатель объемом 1,2 литра и мощностью 62 лошадиные силы от ВАЗ-2101. Но благодаря отменной аэродинамике и малому весу стеклопластикового кузова она развивала скорость до 180 километров в час. Естественно, такой автомобиль просто не мог остаться незамеченным. Машина, конечно же, попала на страницы журналов и телевидение - о ней узнал весь СССР. Восхищался советский народ и автомобилем «Лаура» конструкторов Дмитрия Парфенова и Геннадия Хаинова. Известный итальянский дизайнер Нуччио Бертоне был ошеломлен, узнав, что такая машина была построена двумя энтузиастами в ветхом сарае на окраине Ленинграда.
Достоинства этого авто оценил даже Михаил Горбачев. Точнее, даже не он, а его супруга. Как гласит легенда, был выходной, и Раиса Максимовна готовила на кухне и одновременно смотрела программу «Это вы можете». Увидев на экране самодельные машины и молодых умельцев, она позвала мужа, и Михаил Сергеевич заявил, что у нас могут создавать лучшие в мире автомобили. А потом решил, что такие таланты должны трудиться на благо автомобильной промышленности страны. Так в Ленинграде был создан филиал НАМИ - Лаборатория макетирования перспективных автомобилей, - куда Геннадий перешел работать в качестве главного конструктора. Лаборатория просуществовала четыре года.
В передаче появились участники и вовсе с необычными изобретениями. Так, Николай Богословский придумал детский самодвижущийся горшок, горный гусеничный вездеход, инвалидную платформу для передвижения по лестницам, машину для печения блинов с любой начинкой и синтезатор. Казалось бы, все эти полеты фантазии годились лишь для рубрики «Нарочно не придумаешь». Но выходила передача, и редакцию заваливали запросами от предприятий, заводов и НИИ с просьбой предоставить документацию на изобретение и контактную информацию автора. Оказывалось, что это нужно всем. Неизвестно, как бы сложилась судьба программы в уже новой России, но внезапно, едва отметив 50-летие, скоропостижно умер от разрыва сердца бессменный ведущий и идейный вдохновитель Владимир Соловьев. После его смерти «Это вы можете» некоторое время выпускалась скорее по инерции, так как даже невооруженным глазом было заметно, как сильно меняется ее содержимое. После смерти «капитана» сплоченный, казалось бы, коллектив постепенно распался. В начале 1990-х передача прекратила свое существование, и все ее участники со своими необычными идеями оказались не востребованы.
Ольга СНЕТКОВА
Источник:
zagadki-istorii.ru