ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ ЛЕГЕНДА О КИТЕЖЕ

Aug 02, 2019 15:01


рад Китеж часто называют «русской Атлантидой», но общего у них только то, что оба они исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а Китеж таким образом… спасся. И даже вовсе не погиб, а якобы по сей день существует где-то в параллельном измерении. История о граде Китеже - самая «русская» из популярных легенд.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН?

А был ли город Китеж? Вопрос не праздный. Как мог целый город исчезнуть с лица земли, не оставив следов? Может быть, и не существовало его вовсе? На самом деле это более чем вероятно, потому что в древних летописях о Китеж-граде на озере Светлояр нет ни слова. Мы узнали о нём из позднейших памятников - «Китежско- го летописца» («Книга, глаголемая летописец») и «Повести и взыскания о граде сокровенном Китеже». Они, предположительно, были созданы старообрядцами-бегунами в конце XVIII века - то есть легенда о Китеже вполне «новодельная». Даже если легенда долгое время бытовала в устной форме - всё равно, судя по искажению многих исторических фактов (например, вольному обращению с биографией легендарного основателя Китежа князя Юрия Всеволодовича), начало ей было положено никак не в XII веке, к которому относится легендарное основание утерянного города.



Современная иллюстрация к «Китежскому летописцу».

Вот как рассказывается о таинственном городе в «Китежском летописце».



Юрий (Георгий) Всеволодович, великий князь Владимирский, выстроил город Малый Китеж (ныне предположительно Городец) на берегу Волги, а затем, прогуливаясь окрестными лесами, вышел на дивной красоты озеро. Это был Светлояр. Пленившись местом, князь повелел выстроить здесь город Большой Китеж. Был он двести саженей (около 300 метров) в длину и сто саженей (примерно 160 метров) в ширину: на тот момент (строительство якобы было закончено в 1168 году) это был очень крупный город. Что касается их названия, то Малый и Большой Китежи могли стать «тёзками» княжеского села Кидекши, что под Суздалем.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путём, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвёртую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

«Китежский летописец»

Но вскоре на Русь пришла беда - нашествие монголов. Хан Батый захватил Малый Китеж и принялся сквозь леса пробираться к Большому; вел его некий предатель по имени Гришка Кутерьма. Когда захватчики вышли к берегам Светлояра, то не поверили своим глазам: у города не было защитных укреплений, а жители, похоже, даже не собирались защищаться - они собрались на молитву, уповая на то, что бог защитит город. Он так и поступил - правда, в весьма странной манере: из-под земли забили ключи, и на глазах у изумлённого войска Батыя Китеж ушёл под воду. Впрочем, это более поздняя версия легенды; в «Китежском летописце» сказано просто: «И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова…»

Собственно, нигде ранее этих источников Китеж-град не упоминается - хотя все деяния Юрия Всеволодовича расписаны летописцами с большим тщанием: каждый построенный храм и основанный монастырь. Вряд ли они пропустили бы основание целого города со множеством церквей, как обычно описывается Китеж.



Есть версия легенды, согласно которой Китеж не утонул, а вознёсся к небу.

Более того: на берегах озера Светлояр неоднократно проводились археологические раскопки, аквалангисты не раз ныряли и на дно озера, проводили даже глубокое бурение - и нигде не было найдено никаких следов древней материальной культуры. Складывается впечатление, что в указанные «Китежским летописцем» времена люди здесь вовсе не жили и не строили никаких городов, от которых должно было остаться хоть что-то.

Откуда же тогда появилась легенда о Китеже? Видимо, она сродни старообрядческим преданиям о легендарном Беловодье, этой древнерусской Шамбале. Святое место, которое открывается только праведникам, - мотив из легенд самых разных стран и религий. Для старообрядцев Древняя Русь была легендарным оплотом старой веры, хранителями которой они себя считали, поэтому Китеж-град стал их собственным Иерусалимом, Градом Небесным.

Интересно, что в народе, который всегда сочувствовал старообрядцам, эту легенду тоже весьма чтили: паломничества на берега Светлояра были популярны ещё в XIX веке.



Озеро Светлояр на рассвете. Следов города не обнаружено.

Нижегородский учёный Василий Комлев предполагает, что возникновение легенды о Китеже связано с другой - о «царе-старовере». Эта легенда рассказывает, что якобы царевич Михаил, первенец царя Алексея Михайловича, при котором была проведена реформа церкви, не принял новой веры и скрылся от преследователей в окрестностях Светлояра. Сюда к нему стекались последователи. Тот факт, что ни о каком царевиче Михаиле в исторических документах не говорится, староверы объясняли тем, что все сведения о нём были просто вымараны из всех архивов и строго засекречены.

В наше время у предполагаемого места исчезновения града Китежа весьма многолюдно: сюда ходят и паломники - за «живой водой» из озера, и «исследователи паранормальных явлений», обвешанные датчиками и приборами. Город ещё никто не нашёл, зато «паникёрских баек» наплодили немерено. Рассказывают и про таинственные исчезновения людей, и про встречи с коробейниками в старорусских одеждах… А две любимые светлоярские легенды - о том, что на рассвете город- призрак можно увидеть над озером, и о колокольном звоне, который якобы слышится из-под воды.

У предания о гибели града Китежа есть и языческий вариант, совсем не сообразующийся с идеей «святого христианского града». По этой версии жители Китежа (или некоего племени, жившего на этом месте) некогда чтили многих богов, в том числе некую «Девку-Турку», но однажды почему-то забыли о ней и перестали ей поклоняться. Разгневанная богиня наслала на горожан своего коня, от удара копыт которого земля расступалась и наполнялась водой. Так на месте города возникло озеро Светлояр. Впрочем, под «Девкой-Туркой» может скрываться и несметная рать монголо-татар. Есть версия, что этот вариант легенды возник ещё во времена последних языческих поселений, которые скрывались в здешних лесах от преследований христиан, - однако широкой поддержки учёных эта гипотеза не получила.

Исследователи-этнографы замечают, что многие обычаи, которых нужно придерживаться, находясь у Светлояра, в основе своей языческие: например, запрет рубить деревья вокруг озера, обычай увешивать ветви берёз иконками или разжигать костры в ночь на Ивана Купала. В общем, традиционное русское двоеверие отразилось и здесь.

Строитель Китеж-Града



Доблестным воином Юрий Всеволодович не был. После Липицкой битвы с братом Константином, закончившейся победой последнего, он попросту сбежал.

Юрий Всеволодович, Великий князь Владимирский, - личность весьма примечательная. Он был третьим сыном Великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, но стал его единственным наследником. Дело в том, что князь хотел оставить Владимир старшему сыну Константину, а Юрию, следующему за ним (второй сын князя умер в раннем детстве), - Ростов, но Константин потребовал себе оба города. Всеволод разгневался на нахального отпрыска и отдал Юрию оба города, вопреки установленному порядку наследования. После смерти старого князя Константин, не смирившийся со своей участью «плохого сына», организовал междоусобицу, в которую были втянуты и младшие братья, и окрестные князья. После четырёх лет вялотекущей войны Константин всё же одержал победу и стал Великим князем - чтобы назначить своим наследником опять-таки Юрия (спрашивается: за что боролись?) Так что Юрий Всеволодович в каком-то смысле дважды Великий князь Владимирский.

Юрий прославился скорее как миротворец, нежели как завоеватель: к его дипломатическим заслугам принадлежит заключение мира с волжскими болгарами. Он также стал основателем Нижнего Новгорода (изначально - Нов Град).

В 1237 году монгольский хан Батый взял Рязань и подступил к Владимиру. Осада длилась 5 дней, затем монголы ворвались в город и сожгли его. Погибла вся семья Юрия Всеволодовича. Его же самого в это время не было дома: он отправился на Волгу собирать войско против монголов. Однако его силы были разбиты даже не самим Батыем, а второстепенными силами захватчиков. Сам князь погиб в этой битве. Впоследствии он был похоронен в Ростове, в храме Богоматери (сначала обезглавленное тело, потом и голова), а через два года его останки были перенесены в Успенский собор Владимира, где находятся и сейчас.

Юрий Всеволодович остался в летописях и народной памяти как добрый, миролюбивый, милостивый, живущий по христианским заповедям князь (хотя он участвовал в паре десятков военных походов, завершившихся с переменным успехом, и вообще был достойным представителем эпохи междоусобных войн). В 1645 году он был причислен к лику святых как святой благоверный князь Георгий Всеволодович, его память отмечают 4 февраля. Рассказывают, что, когда после смерти его голову приложили к телу, она сразу же приросла, а тело ещё долго оставалось нетронутым тлением. В общем, лучшей кандидатуры для основания легендарного города подыскать было трудно.

Кстати, в «Китежском летописце» князю придана вымышленная родословная - якобы он ведёт свой род напрямую от князя Владимира, крестившего Русь. Видимо, для того, чтобы подчеркнуть его особенную святость и богоизбранность.



После боя на реке Сите: епископ Кирилл находит обезглавленное тело князя Юрия Всеволодовича.

ПАЛОМНИКИ К СВЯТОМУ ОЗЕРУ

Легенда о Китеже стала известна русской читающей публике в середине XIX века. Близкий к славянофилам историк Михаил Погодин, собравший в Нижегородской губернии устные предания о чудо-городе, опубликовал свои находки в журнале «Москвитянин» в 1843 году. А фольклорист Пётр Бессонов в 1863 году представил общественности «Книгу, глаголемую летописец» - в приложении к книге русских народных песен, собранных Петром Кириевским.

Писатель Павел Мельников, публиковавшийся под псевдонимом «Андрей Печерский», многие годы занимался исследованием культуры старообрядцев (этому весьма помогала государственная должность - Мельников был чиновником министерства внутренних дел и занимался «искоренением церковного раскола») и на основе своих изысканий написал интереснейшую дилогию «В лесах» и «На горах», рассказывающую о быте нижегородских старообрядцев. Именно благодаря Мельникову-Печерскому легенда о Китеже вошла в контекст русской культуры, стала активно пересказываться и интерпретироваться.

Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву», и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рублеными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Сокрылся он чудесно, Божьим повелением, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема немецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

П. И. Мельников (Печерский)
«В лесах»







Мельников-Печерский должен был искоренять раскол, а в результате написал о нём роман.

Интересно, что Мельников берёт для своего романа менее известный вариант легенды, в котором город не утонул, а просто стал невидимым. Также писатель впервые опубликовал ещё один известный текст о Китеже - «Послание к отцу от сына»: якобы подлинное письмо от паломника, удостоившегося чести попасть в священный город. А в рассказе Мельникова «Гриша. Из раскольничьего быта» на- божный юноша, пленившийся рассказами некоего странника о Китеж-граде, оказывается готов на всё ради того, чтобы попасть в святое место, - и по приказу странника грабит благочестивую вдову, воспитавшую юношу. Так идея «русской Шамбалы» оказывается двойственной, не благой и не злой, - всё зависит только от людей, которые руководствуются ею. Рассказ приобрел немалую популярность - на волне всеобщего интереса интеллигенции к русской старине и умиления «народной духовностью», с которой всё не так просто, как хотелось бы образованным мечтателям. Поэт Аполлон Майков переложил сюжет «Гриши» в стихотворную драму «Странник», также имевшую огромный успех.

Китеж-гараж обрёл новую жизнь не только в литературе. Художник Михаил Нестеров, увлекавшийся старорусскими мотивами, создал полотно «Град Китеж (В лесах)» (1917-1922). Композиторы Сергей Василенко и Николай Римский-Корсаков посвяти- ли ему оперы - соответственно «Сказание о граде великом Китеже и светлом озере Светлояре» (1902) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Оперу Римского-Корсакова критики сравнивали с вагнеровским «Парсифалем», а Китеж, таким образом, играл роль святого Грааля.







Короленко и Пришвин путешествовали на берега Светлояра, а Горький упоминает легенду о Китеже в повести «В людях».

Писатели и журналисты отправлялись в паломничество к Светлояру, чтобы потом изложить свои впечатления в рассказах и очерках - очень разных по настроению. Владимир Короленко в очерке «В пустынных местах» (1890) тоскует о Китеже как о недостижимом духовном идеале, которого так не хватает его современникам, но в то же время называет Светлояр озером «тёмной веры в при- зрачное прошлое». А в рассказе «Река играет» (1891) Короленко и вовсе пишет о «тяжёлых, нерадостных впечатлениях», которые произвели на него темнота и косность суеверного народа, путешествующего к берегам Светлояра в поисках незнамо чего, того, чего никогда не было… Интересно, что Короленко в своем путешествии нарушил один из запретов, обязательных для паломников: он искупался в «святом озере», и с тревогой наблюдавшие за купанием мужики решили, что он «человек хороший», поэтому его бог и не покарал за святотатство.

В начале ХХ века в произведениях помешанных на эзотерике символистов Китеж заиграл новыми гранями: он стал символом утерянной Святой Руси и надеждой на её возрождение. Скажем, в романе Дмитрия Мережковского «Пётр и Алексей» (1905) Китеж выступает как антипод новопостроенного Петербурга: царство Христа против царства Антихриста, которым Мережковский считает Петра I. Так легендарный город становится символом «особого пути» русского народа, противопоставленного Западу. Китеж как символ Древней Руси или даже России в целом поминали многие поэты - Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Анна Ахматова, Сергей Есенин… Словом, можно без преувеличения сказать, что уже к началу ХХ века легенда о Китеже стала самым настоящим российским мономифом - самобытным, символичным, поддающимся самым разным интерпретациям.





Интерпретация и интерпретатор. Картина Михаила Нестерова «Град Китеж (В лесах)» и Николай Римский-Корсаков, автор оперы «Сказание о граде великом Китеже и светлом озере Светлояре».



По легенде невидимый град Китеж охраняют магические звери - грифоны, единороги и птица Сирин.

Долог путь до Светлояра





Обычное среднерусское озеро с необычной судьбой.

Добраться до легендарного места при желании совсем несложно. Озеро Светлояр находится примерно в 100 км к северу от Нижнего Новгорода, в Воскресенском районе, в полутора километрах от села Владимирское. Оно довольно правильной овальной формы с размерами примерно 500 на 350 м. Его глубина может достигать 40 м - возможно, именно с опасной глубиной на самом деле связаны запреты купаться в озере.

Озеро задает учёным множество загадок, и история Китежа - далеко не главная из них. Например, есть как минимум пять гипотез о происхождении Светлояра, и прийти к единому мнению специалисты всё ещё не могут. Одни считают, что у озера вулканическое происхождение, другие - что его оставил на своем пути ледник, третьи - что во всём виноваты карстовые пустоты, расположенные под озером (их сумели «нащупать» акустические приборы)… Совсем недавно были обнародованы исследования, доказывающие, что Светлояр образовался в результате удара метеорита. А крайне сложный рельеф дна озера позволил говорить о том, что оно формировалось поэтапно. Интересно, что погружение одной из подводных террас произошло в результате какого-то катаклизма совсем недавно - 700-800 лет назад, что примерно совпадает с Батыевым нашествием. Может быть, народная память просто связала воедино две близкие по времени катастрофы - природную и историческую?

Первые жители появились в окрестностях Светлояра ещё шесть тысяч лет назад - археологи сумели отыскать следы первобытных стоянок. Краеведы считают, что ещё до Юрия Всеволодовича здесь жили мордвины - язычники, почитающие природу, и именно от них пошёл обычай увешивать деревья ленточками на счастье. Ленточки висят по окрестным лесам и в наше время. А вот древний запрет на купание современные туристы спокойно нарушают: в летнее время на Светлояре устроен стихийный пляж, угрожающий чистоте озера. А между тем светлоярская вода если и не целебная, то по меньшей мере очень вкусная - благодаря бьющим на дне родникам.

Широко известно поверье, согласно которому если обойти озеро трижды, то любое желание может исполниться. В старину паломники исполняли этот обычай особенно рьяно, обползая озеро на коленях. В. 1960-е годы на берегу Светлояра даже висела табличка: «Моление и обползание строго запрещены!». Так власти боролись с мракобесием



Озеро Светлояр на спутниковой карте Google.

ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО ГОРОДА

Разумеется, загадка сгинувшего неведомо куда старинного города не могла не привлечь внимание писателей-фантастов. Для многих Китеж стал синонимом всякого затерянного места вообще. Так, советский писатель Михаил Зуев-Ордынец в романе «Сказание о граде Ново-Китеже» (1930) изображает затерянный в забайкальской тайге настоящий город XVII века и даже пытается подыскать этому явлению реалистическое объяснение - хотя трудно представить, чтобы даже в закрытом поселении сохранялся один и тот же уклад жизни и одна и та манера одеваться. Непонятно также, почему его всё-таки так долго не смогли обнаружить: ведь большой город - это не старообрядческое поселение в три двора. Впрочем, Зуев-Ордынец писал увлекательный приключенческий роман для подростков, а этому жанру глубокая аналитика как-то не пристала.





Лучшие «попаданцы» - лётчики и афганцы!

Тема «попадание» и легенда о Китеже, похоже, созданы друг для друга, особенно если к ним добавить ещё и страстное желание сохранить этот чудесный город, чтобы он никуда не пропадал из нашего мира. Евгений Гуляковский в романе «Красное смещение» (1996) размещает в древнем Китеже… спецшколу для космических десантников. А главному герою, бывшему афганцу Глебу Суворовцеву, удаётся ни много ни мало спасти дивный город от происков могущественного тёмного ордена.

Не забывали писатели и возможность придать легенде о Китеже символическое звучание, сделать его символом России вообще - или же русской провинции. Повесть Александра Абрамова «Я ищу Китеж-град» (1960) показывает Советский Союз глазами иностранца, сравнивающего его с дореволюционной Россией - той, которую он помнит, - разумеется, в пользу первого. А вот Владимир Тендряков в сатирической повести «Чистые воды Китежа» (1986) изображает Китеж-град дожившим до наших дней и превратившимся в типичную советскую провинцию, абсурдную, бездушную и убогую. При этом все персонажи повести носят «исконно русские» имена: Симеон Попенкин, Каллистрат Поликарпович Сырцов, Иван Лепота, Адриан Емельянович Кукушев… Место действия фантасмагории Сергея Абрамова «Неформашки» (1988) - городок Краснокитежск, которого нет ни на одной карте, и его название иронично вдвойне: оно напоминает и о древнем значении слова «красный» («красивый»), и о советской традиции добавлять «красное» ко всем названиям подряд. Только эта провинция - уже не совсем советская, а перестроечная, и это только добавляет изображаемой действительности абсурда, как и основная сюжетная коллизия повести, напоминающая гоголевского «Ревизора».







Китеж попал и в фэнтези, и в детектив, и в мистический триллер.

В Китеже (точнее, Китежграде) происходит и действие ещё одной сатиры - повести братьев Стругацких «Сказка о тройке» (1967), и здесь древний город - тоже тихая бюрократическая провинция.

Народу на улицах было много, но никто не слонялся по тротуару, как это обычно бы- вает в городах летними вечерами. Китеж- градцы, напротив, тихо, культурно сидели на своих крылечках и молча трещали семечками. Семечки были арбузные, подсолнечные, тыквенные и дынные, а крылечки были резные с узорами, резные с фигурами, резные с балясинами и просто из гладких досок - знаменитые китежградские крылечки, среди которых попадались и музейные экземпляры многовековой давности, взятые под охрану государством и обезображенные тяжёлыми чугунными досками, об этом свидетельствующими. На задах крякала гармонь - кто-то, что называется, пробовал лады.

Аркадий и Борис Стругацкие
«Сказка о тройке»

В трилогии Сергея Садова «Рыцарь ордена» Китежское (или Китижское) княжество - название страны из параллельного мира, этакий собирательный образ Древней Руси. И в самом деле, что ещё может столь наглядно и зримо её символизировать?

Загадочный город успел побывать даже сюжетным центром криптоисторического детективного романа - «Сокровище Китеж-града» (2008) Натальи Солнцевой: здесь главной героине, происходящей из рода старообрядцев, достаётся артефакт из затонувшего города - серебряная ладанка, предохраняющая её владельца от всех бед.

В постмодернистском мистическом триллере Павла Крусанова «Укус ангела» (1999) главный герой, Иван Некитаев, встречается с неким старцем, принёсшим от озера Светлояр талисман, призванный указать будущего царя. Этот талисман старец вручает Ивану, который и становится царём - но его страна не имеет ничего общего со «Святой Русью», а он сам - с добродетельным христианским государем. С помощью китежского талисмана герой вызывает из преисподней инфернальных псов Гекаты, демонов, способных разрушить весь мир… Так мотив «святого города» выворачивается наизнанку, и это лишний раз доказывает, что дело не в легендах, а в людях, использующих легенды ради своих целей.

Интерес к затерянному городу не стихает по сей день. Скоро на экраны выйдет фильм режиссёра Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», где не последнее место занимают сказочные мотивы, основанные на народных верованиях - в том числе легенде о Китеже. В фильме присутствует и фантастический потоп, ассоциирующийся с исчезновением города напрямую.

***

История о граде Китеже - сравнительно молодая легенда, но с большим простором для интерпретаций. Именно поэтому, пожалуй, пока что не так уж и много произведений, посвящённых ему. Таинственный город всё ещё ждёт своих настоящих исследователей - не «охотников за привидениями», разгуливающих по берегам Светлояра, а писателей и сценаристов, которые смогут найти китежскому мифу достойное место в отечественной культуре, а заодно - и познакомить с ним весь мир. История этой легенды только начинается.



Фильм «История одной бабы» рассказывает о судьбе русского крестьянства времен революции и гражданской войны.

Легендарные земли-утопии: Беловодье



Горный Алтай - самое место для потаённых райских земель.

Ещё одна русская легенда о «земле праведных» - но, в отличие от Китежа, находящейся не в ином измерении. Легенда распространилась примерно в то же время, и создана она, как предполагают, теми же старообрядцами-бегунами. В тексте под названием «Путешественник» описывается маршрут, по которому можно добраться до Беловодья: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, алтайские поселения, и через Китай - до «Опоньского» (Японского) моря, на островах которого и расположена сказочная страна (ан нет, не Страна восходящего солнца). Беловодье - теократическое государство, там не бывает преступлений, потому что все его жители следуют библейским заповедям.

Легенда о Беловодье могла возникнуть в Сибири, во времена первых русских поселений на Алтае, в верховьях реки Катынь. Сюда стекались беглецы от правительственных повинностей, и их селения долгое время были неподвластны контролю государства - чем не рай для русского человека? Также до Алтая, коренные народы которого исповедуют буддизм, могли добраться предания о Шамбале. А сам образ волшебной страны, в которой текут молочные реки с кисельными берегами, восходит к древнеславянскому раю - ирию (или вырию).

Источник

РУСЬ, ПРОШЛОЕ

Previous post Next post
Up