Многие помнят эту известную песню, в которой упоминается самовар. Представлять самовар русскоязычному сегменту читателей нет необходимости. Более того, это слово без перевода вошло во многие языки, от Туманного Альбиона до Средней Азии. Самовар считается чисто русским изобретением, и в России он на протяжении веков был незаменимым атрибутом всех застолий, причём практически во всех слоях населения, от царей и до крестьян. А всё ли так просто с этим незамысловатым прибором?
Итак,
самовар - устройство для кипячения воды, изобретение которого официально приписывают Китаю. Вместе с тем, даже официально признано, что древние самовары находились археологами даже в Иране, Азербайджане и Поволжье. В России самовары стали распространяться по мере продвижения на рынок чайной продукции из южных стран. Действительно, до появления чая на Руси употребляли квас, медовуху, вина и другие напитки, не требующие кипячения воды. Но с появлением чая самовары из единичных экземпляров перешли в массовое производство, и во второй половине 19 века приобрели тот самый шедевральный образ, который восхваляли многие деятели искусства в своих произведениях. Одних картин с самоваром можно найти великое множество, от известных авторов до не очень известных. Но всё ли так гладко в этой истории?
В первую очередь самовары нам известны как устройства, в которых находился отсек для размещения углей или другого топлива. Вверху из таких самоваров выходила труба, через которую самовар раздували сапогом. При необходимости на неё надевали конфорку для размещения заварочного чайника. Всё просто и понятно.
На многих старых фото попадаются подобные самовары, которые явно отличаются от классического вида. В аннотациях к фото пишут, что это винные самовары, предназначенные только для хранения алкогольных напитков и даже их подогрева или охлаждения. Но на фото рядом с самоваром находятся чашка и сахар, что прямо указывает на отсутствие вина. Кроме того, такой изыск по хранению и изменению температуры вина мог существовать где угодно, только не в России. Для вина там были более практичные места хранения (см. главное фото). Что же это может быть? Если подобный самовар заправляли водой и ставили в печь подогревать, то на этот счёт существовали более рациональные устройства - чайники. Они в огромном изобилии производились вместе с самоварами. И подобные фото совсем не единичный случай. Хоть и попадаются они совсем не часто, но найти их возможно.
Что-то странные какие-то самовары. Идентифицирующим признаком их работы на древесно-угольном топливе является труба в верхней части и перфорация в нижней части для притока воздуха. Но это наблюдается далеко не везде. Как же всё это работало?
Следует отметить, что Британская империя с захватом колоний в Индии стала сама импортировать чай на метрополию. Но только там, в лучших традициях Англии, чай употребляли не как в России. Его употребляли сдержанно, в отличие от нас, когда объём самоваров измерялся вёдрами. Другими словами, брали качеством, а не количеством. Ну и соответственно в Англии самовары получили меньшее распространение. В основном кипячение воды там делалось при помощи бульоток - специальных чайников на подставках со спиртовыми горелками снизу. Подобные изделия сохранились у любителей старины и по сей день.
Как видим, бульотки совсем не похожи на те странные самовары, и даже принцип подогрева воды здесь слегка отличается. Скорее всего, это чисто английское изобретение, которое никак не связано с русским и развивалось отдельно от него.
Интересная информация в части самоваров есть во многих источниках. Оказывается, в древнем Риме также существовали конструкции, похожие на самовары, называемые "аутепса". Археологи даже находили такие на раскопках. И эти конструкции почти полностью соответствовали нашим самоварам, только, как ни странно, на них тоже не было признаков сгорания топлива внутри. Да и название, видимо, происходит от латинского "auto" - "сам". Ну, судя по тому, что в европейские языки название самовара пришло из русского языка без перевода, значит самовар в древний Рим пришёл из исторической России, либо археологи находили не древнеримские артефакты. Некоторые учёные объясняют происхождение слова "самовар" от татарского "снабар", т.е. чайник. Здесь, скорее всего, налицо обратный переход русского слова в татарский язык. В любом случае само-вар - уже за себя говорит. Это прибор, который варит сам, причём без всяких искажений русского языка. Тем не менее, в наших самоварах полностью избежать автоматизации не получалось. Без закладки и раздувания топлива тут не обходилось никак. Отчего такое несоответствие?
Благодаря тому, что в данное время расцвела электронная торговля антиквариатом, в сети можно найти много интересного. В частности, продавцы, размещая на площадке свой товар, фотографируют его со всех сторон и изнутри. Даже в музейных каталогах такого, как правило, не делают. Ну и самовары в данном случае не исключение.
Упс.. снова наблюдаем какой-то нонсенс. Топливный отсек вроде как есть, но что в нём могло гореть, чтобы вода закипела, не понятно. Тем не менее, это самовары 19 века. Не совсем распространённый экземпляр, но на электронных торговых площадках встретить можно. Как они были устроены? Оказалось, всё просто.
В наборе одного из этих столовых предметов можно заметить один аксессуар, в простонародии называемый гирей. В одном из
источников по истории самоваров есть немного информации на этот счёт:
Ну а теперь внимательно посмотрим на фотографии самоваров и чайника. Наверное, среди читателей есть те, которым приходилось греть чайники с водой на раскалённой чугунной плите, какие раньше встречались в домах очень часто. Тем, кто не знает, что это такое - в топках печей верхнюю стенку выполняли из чугунной плиты, в которых имелись съёмные концентрические круги для снятия, чтобы можно было вставить т.н. "чугунок". Сколько надо было времени, чтобы чайник закипел на этой плите? Достаточно продолжительно. Даже самовар с прямым горением углей в топливном отсеке кипятил воду не за две минуты. А тут какой-то нагретой гири хватало, чтобы вскипятить самовар. Понятное дело, эту гирю не могли нагреть до белого каления, в быту имелись только кухонные печи, а не кузнечные горны. В полевых же условиях был вообще обычный костёр. Проще было чайник нагреть на палке, чем пользоваться этой гирей. Снова наблюдаем технический нонсенс.
Вообще, чтобы такая гиря хоть как-то хорошо нагрела воду, она должна иметь посадочный размер к внутреннему диаметру трубы самовара. Иначе образуется воздушный зазор, который ухудшит теплоотдачу, и чтобы вскипятить воду, гирю придётся доставать и снова нагревать, и этот цикл пройдёт несколько раз. Можно рассчитать тепловой баланс, чтобы это доказать, но в данном случае это и не требуется. Чай имеет свойство завариваться только в кипятке, чуть тёплая вода снижает его качество. Глядя на ту гирю, и на объём чайника, упорно лезет мысль, что в данном случае в лоте продаётся гиря от часов "Кукушка", тем более что похоже на то, что она имеет коническую форму. Что-то более-менее похожее на самоварные гири нашлось на сайтах продажи антиквариата, но опять возникает очень много вопросов.
Гири для самовара должны быть высокими и иметь материал с большой теплоёмкостью, если нам необходим разогрев воды до кипения. Эти же гири делались из латуни, как впрочем большинство гирь подобной формы в 19 веке. Отсюда можно сделать вывод, что гири приспособлены для размещения в трубе, но это не самоварные гири. И что самое интересное, запрос в лидирующих поисковых системах любых изображений самоварных гирь не выдаёт никаких картинок от слова вообще (можете проверить). Это при том, что любых запасных частей от самоваров любой древности выдаст огромное количество. Возникает вопрос - а был ли мальчик?
Чтобы на него ответить, снова надо погрузиться в этимологию. Мы имеем слово "гиря", которое в своей похожести не встречается ни в одном европейском языке. Что интересно, в России, в простонародии, эти самые гири часто называли рюхами. Скорее всего, гирей называли нечто отличающееся от спортивных снарядов и просто противовесов. А что так могли называть? Первым делом в голову лезет похожее слово
гироскоп, это в простейшем случае прибор для измерения угла наклона летающих объектов. Смотрим.
Гироскоп (от др.-греч. γῦρος - круг + σκοπέω - смотрю) - устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета. Простейший пример гироскопа - юла (волчок).
Так вот оно что. Греческое γῦρος - это окружность, цикл и всё, что подходит под это определение, но никак не металлический массивный предмет. Применительно к самоварам это было нечто, что находилось в том самом круге, образованном внутренним диаметром трубы самовара. И был этот предмет тяжелым, и именно по этому слово "гиря" распространилось на русском языке на все подобные предметы. Картина снова начинает проясняться. На тех же антикварных сайтах встречается фото многих непонятных гирь.
Гиря 4 кг, и она соизмерима с человеческими пальцами. Вверху клеймо, больше похожее на пробку из другого материала. Что заливали внутрь таких гирь? Если эти гири проходили так сказать госповерку в тогдашнем госстандарте, то это был бы очень простой способ доведения веса гирь до какого-то эталона, если залить в неё например свинец. Ведь на литейных заводах в то время отливали эти гири как хотели и из чего хотели.
Сюжет этой сцены легендарного фильма взят явно не с потолка. Золото по своим качествам схоже со свинцом, и технически залить его в пустотелую гирю не составит большого труда. Многие железные гири изготавливали из двух половинок, по этому сделать их пустотелыми также не представляло трудностей. И если посмотреть
элемент шестого периодапериодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 80 (Hydrargyrum), в нём отчётливо видно всё то же слово γῦρος, и переводится то название с того же греческого языка как "жидкость для гирь (ну или цикла, если так будет угодно)". Разве что слегка заменили в официальном определении слово γῦρος на ἄργυρος (т.е. на серебро, хотя это слово по гречески ασημί), но это ничего, в истории бывает часто. И яблоко на куполах церквей по сути было той же гирей, а может быть в те времена оно так и называлось. Как говорили в том же фильме, лёд тронулся, господа присяжные заседатели.
Это всё конечно хорошо, но как же тогда работали наши самовары? Ответ на этот вопрос может дать та самая станковая живопись.
Таких картин в сети есть великое множество. Действительно, это очень удобный способ расположения самовара. Если печь имеет специально приспособленную вытяжку, то самовар можно ставить прямо в доме, ну и растапливать его как положено. Но как ни странно, подобные технические элементы были на печах в домах всех сословий, даже в царских дворцах. Сохранилось это не везде из-за массового сноса печей, но материалов имеется достаточно.
Очень многие старинные печи имеют на фасадной стороне странные отверстия с крышками, которые знающие печных дел мастера называют самоварниками. Эти отверстия отличаются от т.н. душников, которые служат для забора воздуха из подвалов и после конвекционного подогрева выдачу их в комнаты. Душники, как правило, находятся сбоку печей и имеют большие размеры, чем самоварники. Кладка печей в то время считалась целой наукой. В сети имеется
труд знатока этого ремесла, которого не лишне было бы процитировать (орфография авторская):
Дворяне побогаче, сделавшие показную роскошь стилем жизни, не желали мириться с проектной лотереей им требовалась гарантия того, что жилье, заказанное у модного архитектора, будет не только красивым и богатым, но и комфортным. Отопление входило в набор обязательного минимума. Так что первыми печниками-инженерами стали именно архитекторы. Им же принадлежит и честь первых попыток научного подхода к вопросу проектирования печных конструкций. В России таким пионером научного подхода можно считать тверского дворянина Н. А. Львова поэта и археолога, музыканта и художника, переводчика и химика, механика и архитектора. Среди множества его творений выделялась «Русская пиростатика, или Употребление испытанных каминов и печей, кои посредством наружного воздуха нагревают покои и служат к разным употреблениям», изданная в двух книгах в 1795 и 1799 годах. Название для современного уха может показаться зловещим, но тогда это было действительно Увольнение в отпуск кадетов Московского Александровского училища. Его, кстати, окончил знаменитый писатель Куприн. Необычная изразцовая печь прекрасно вписана в интерьер отпускного зала. Вероятно, она планировалась вместе с ним и ее пришлось изготавливать по заказу фактура явно не типовая. Хотя в отпускном зале училища их несколько. Любопытно, что на теле печи три самоварника. То, что это не душники, говорят цепочки на крышках. На нижнем ярусе печи хорошо заметны розетки, прикрывающие шанцевые каналы. То есть в печи учтены практически все улучшения, известные на тот момент.
Как видим, печь в то время была как организм, и самоварники в ней были как составные узлы. Причём речь идёт об училище, а не о частном доме. Для чего там делались такие самоварники?
Наверное, теперь всё встало на свои места. Самовары того времени есть не что иное, как те самые слегка изменённые и вынесенные в помещение
змеевики, которые по велению "Романовых" массово стали менять на дровяные печи. На форумах печников есть очень много информации, что все старые царские печи, которые сейчас есть в домах, есть сравнительно недавняя переделка от ещё более старых. Что делали эти самые ещё более старые печи? Как минимум они грели и вентилировали помещение, а как максимум дорабатывались дополнительными опциями типа подключения этих самых самоваров с гирями. Видимо, реформа "Романовых" сразу же пошла по всем печам, и гиревые самовары стали не нужны. Именно по этому можно объяснить их такое малочисленное присутствие на рынке антиквариата. Вместе с тем сразу же пошёл спрос на угольные самовары, и тогда же, в 19 веке, их производство достигло расцвета. Но если бы работали гиревые самовары, то в угольных не было бы совершенно никакой необходимости - они менее удобны и практичны. Делали их скорее по необходимости, а не для романтики или эстетики. И что самое интересное - по всему миру гиревые самовары пошли именно из России. Ну и соответственно, и печи с такими физическим свойствами скорее всего пошли оттуда же.
А в той самой песне наверное надо было петь - у самовара, я и моя гиря... Наверное, было бы и веселее, и технически корректно.
Автор: tech_dancer, источник:
tart-aria.info