Говоря
о выборе при капитализме и социализме, мы упоминали в качестве примера отсутствие в условиях буржуазного общества реального выбора у рабочих среди политических партий, представленных в буржуазном парламенте. Остановимся теперь на этом вопросе подробнее, тем более что некоторая часть наших трудящихся думает, что многопартийность - непременный атрибут всякой реальной демократии и реальной свободы.
Поскольку, мол, люди все разные, то у них и интересы разные, а значит и политических партий во всяком обществе, что при капитализме, что при социализме, должно быть много - каждому на свой вкус. Многопартийность, якобы, обеспечивает человеку право выбора, отражая на деле его политическую позицию, которая у разных людей может быть совершенно различной. Сторонники многопартийности упрекают Советскую власть в том, что она не позволяла выбирать из множества партий. Они ставят в пример Советской власти буржуазный парламентаризм, который якобы обеспечивает населению широкий выбор из множества политических партий. Мол, отдавая какой-либо партии свой голос на парламентских выборах, избиратели тем самым выражают свое мнение и участвуют в управлении государством.
Так ли это на самом деле?
По факту, оказывается, что все совсем не так.
При таком подходе куда-то исчезает другая, гораздо более важная сторона дела - что люди еще и во многом похожи друг на друга. И в зависимости от того, какое место они занимают в общественном производстве, к такой группе населения (классу) они и относятся. Принципиально отличаются интересы людей из разных классов, а вот внутри одного класса их коренные, глубинные интересы, как экономические, так, следовательно, и политические, полностью совпадают. Вот этот классовый интерес и является во многом тем фактором, который определяет политические предпочтения конкретного человека.
Теперь разберемся в том, что такое политическая партия, раз уж мы говорим о многопартийности.
Политическая партия - это не всякая политическая организация, не любое сообщество единомышленников, неких активистов, вдруг решивших заняться политикой. Такие политические организации, как бы они себя при этом не называли - партиями, движениями, фронтами и пр., если и возникают, то очень быстро разваливаются и умирают. Политическими партиями организации становятся только тогда, когда они являются выразителями коренных, самых глубинных и основных интересов конкретного общественного класса. Политическая партия - всегда авангард этого общественного класса, выразительница его воли. Основная задача всякой политической партии - организация большинства представителей своего класса в некое единое целое, способное эффективно противостоять другим общественным классам в деле отстаивания своих интересов. Из чего прямо вытекает, что у каждого общественного класса может быть только одна партия, ибо другие партии этому классу просто не нужны. Даже если такие партии и появятся, то ничего лучшего предложить этому классу они не смогут - они будут просто клонами уже существующей классовой партии и рано или поздно неизбежно сольются с нею.
Получается, что в классовом обществе политических партий должно быть столько, сколько в обществе классов.
Что же мы видим на деле, к примеру, у нас в России?
Политических партий у нас развелось просто тьма.
Неужели в нашей стране столько же и общественных классов?
Нет, в России, как и во всякой капиталистической стране, только два основных общественных класса - класс буржуазии (работодателей) и класс пролетариев (наемных работников). Коренные интересы этих классов полностью противоположны друг другу. Класс буржуазии живет полностью за счет эксплуатации и присвоения труда наемных работников. И хотя класс буржуазии неоднороден и внутри него идет постоянная конкурентная борьба между разными группами буржуазии, которых тоже принято называть классами (крупная буржуазия или олигархия, средняя буржуазия и мелкая буржуазия), в общем и целом по отношению к эксплуатируемому им пролетариату он един, ведь коренной интерес этого класса в том, чтобы сохранить возможность эксплуатации труда наемных работников как можно дольше. Пролетарии же, напротив, не желают оставаться угнетенными и эксплуатируемыми, они хотят навсегда избавиться от всякой эксплуатации - в этом и состоит их главный, коренной интерес. Первых - ничтожное меньшинство населения (порядка 1-3%), вторых - подавляющее большинство (80-85%).
Вывод отсюда следует только один - не все политические партии в нашей стране являются на самом деле политическими партиями, они только так называются, т. е. форма их нисколько не соответствует содержанию. И на самом деле, интересы какого общественного класса населения может выражать, к примеру,
Партия любителей пива?
Это, по сути, совсем не партия, а кружок по интересам, не более того. Ведь любители пива встречаются абсолютно во всех общественных классах нашего российского общества и у них совершенно разные экономические интересы. Какой-либо общей политической позиции они выработать не могут по определению.
При том, что у нас в стране такое множество «политических партий», политической партии, отражающей коренные интересы пролетариата (наемных работников) у нас пока нет, как нет их и во многих других странах мира. Всяких объединений, заявляющих, что они-де и есть партии пролетариата или его авангарда - рабочего класса, у нас немало, однако на деле они выражают интересы мелкой буржуазии, мелкобуржуазной интеллигенции, пенсионеров и пр., но никак не наемных рабочих.
Защитниками принципа многопартийности предполагается, что все существующие политические партии на равных правах участвуют в избирательном процессе и борьба их между собой осуществляется на основании твердо соблюдаемых, публично оглашенных, раз и навсегда установленных в этом обществе справедливых законов, что все они находятся в абсолютно равных условиях и их победа или поражение определяются исключительно числом голосов, отданных за них избирателями на честных и публичных выборах.
Глядя в глаза действительности, мы понимаем, что это не более чем мечта, этакая утопическая модель общественного устройства, которая никогда ни в каком классовом обществе реализована не была и не будет.
Почему не будет?
А потому, что это категорически не выгодно тому общественному классу, который находится в данный момент у власти!
Почему это ему не выгодно?
Да потому, что всякий господствующий класс в классовом обществе всеми способами всегда стремится закрепить и увековечить свое господство!
Чтобы в буржуазном обществе реально был реализован принцип многопартийности, в избирательном процессе во все выборные органы государственной власти должны участвовать политические партии, представляющие и интересы буржуазии, и интересы пролетариата.
Учитывая, что к классу буржуазии в любом капиталистическом обществе относится ничтожнейший процент населения, рискнет ли она допустить до реального участия в выборах политическую партию пролетариата, задача которой свергнуть власть буржуазии?
Да никогда в жизни! Она же себе не враг! Ведь заведомо ясно, что буржуазия немедленно проиграет выборы. Именно поэтому она делает все возможное, чтобы никогда пролетарские партии, партии рабочего класса в выборах участия не принимали. А возможностей у нее немало, учитывая, что буржуазия - класс, господствующий в капиталистическом обществе, что в его руках находятся огромные материальные и информационные ресурсы, и что буржуазное государство со всеми его законами, судами, полицией, армией и т. п. полностью отстаивает только его интересы.
«А как же множество политических партий с разными называниями, которые мы наблюдаем на всех парламентских выборах в любой капиталистической стране?»
- спросит нас любопытный читатель. На что мы ответим, что все участвующие в буржуазных выборах политические партии являются буржуазными, ни одна из них на основы существующего капиталистического строя не посягает, и отличаются они между собой только разными названиями, в лучшем случае, отражая интересы разных буржуазных классов, и не более того.
Но почему же в таком случае либералы, воспевающие буржуазное общество, повсюду кричат о многопартийности, без которой якобы никуда, когда этой самой многопартийности по факту и нет вовсе?
Громкие крики о многопартийности выгодны классу буржуазии, господствующему в капиталистическом обществе, все по той же причине - потому что класс буржуазии составляет ничтожное меньшинство населения всякой капиталистической страны, и иным способом, кроме как запугиванием и запутыванием, обеспечить свое господство над большинством буржуазия не может. Чтобы большинство позволяло паразитировать на себе, разрешало угнетать себя и обворовывать, его нужно убедить, что оно свободно, что никто его не угнетает, что у него есть тот самый выбор в политике, с помощью которого большинство, если оно захочет, сможет организовать жизнь совсем по-другому. Чтобы создать видимость многопартийности (т. е. политического выбора), буржуазия создает целую кучу партий с названиями на любой вкус, вплоть до коммунистических, истинная сущность которых одна - укрепление господства буржуазного класса.
А вот классу пролетариев, который господствует при социализме, прикрываться многопартийностью и врать своим избирателям напропалую нет никакого смысла - ведь он составляет подавляющее большинство населения страны. У политической партии, отражающей интересы этого большинства, не может быть конкурентов - она изначально победит на всех возможных выборах, ведь трудящимся, скинувшим со своей шеи буржуев, нет никакого интереса снова лезть к ним в рабство. Социализму не требуются аналоги буржуазных парламентов, где по идее должны конкурировать между собой разные партии, а, следовательно, и разные общественные классы, ведь цель социализма - уничтожение всех и всяких классов и построение бесклассового общества - коммунизма. Потому при социализме выбирают людей, а не партии, выбирают личности, а не марионеток господствующего класса. Избранные трудящимися депутаты Советов - органов социалистического государства - не просиживают штаны в госдумах и заксобраниях, получая за это огромные деньги и взятки за одобренные ими антинародные законы, а занимаются конкретной работой на благо всего социалистического общества, на благо каждого рабочего человека.
Г. Гагина
Версия для печати Аудиоверсия Вопросы и ответы ИСТОЧНИК